Файл: Реферат по дисциплине история Руководитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОЛИТИКА РОССИИ В КИТАЕ И КОРЕЕ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВВ.




Во второй половине XIX века территория России стремительно расширялась. Вхождение в состав Российской империи Туркестана (территории современных центральноазиатских государств), а также активное освоение русскими Сибири и дальневосточных земель привело к непосредственному соприкосновению территориальных владений России и Китая. Это вызвало необходимость развития дипломатических контактов для определения границы между двумя странами. Так в 1858 году в г. Тяньцзине (центральная часть восточного Китая) между Россией и Китаем был подписан Договор «Об общих принципах взаимоотношений», согласно которому была достигнута договоренность об изготовлении «подробных описаний и карт, которые послужат обоим правительствам на будущее время бесспорными документами о границах».

Уже в 1860 году в г.Пекине был подписан Договор «О русско-китайской границе» (как дополнительный к Тяньцзиньскому Договору), в результате чего была зафиксирована российско-китайская граница на большей части ее протяженности (преимущественно по равнинной местности).Вскоре после этого, в 1864 году, в г.Чугучак (западный Китай) Россия и Китай подписали Чугучакский Протокол, в котором зафиксировали основные географические ориентиры российско-китайской границы (горные хребты, вершины, а также реки) от Западных Саян до Памира.

Помимо этого, Протокол регламентировал торговый режим на участке границы, отделявшей китайский Синьцзян от Туркестана, входившего тогда в состав Российской империи. Российско-китайские отношения получили мощный импульс с приходом к власти в России императора Александра III (1881 год). Важным событием стало подписание в 1881 году в г.Санкт-Петербурге (Россия) Договора «Об урегулировании пограничных вопросов». Этим Договором был решен ключевой вопрос (на тот момент времени) – о передаче Китаю Кашгарской провинции (западный Китай, Синьцзян). Дело в том, что 1876–1877 годах в Кашгарской провинции в результате восстания местных мусульман была свергнута китайская власть. Лидер восставших Якуб-бек (выходец из Кокандского ханства, Ферганской долины) провозгласил образование независимого исламского государства Йеттишаар.

В этой ситуации Россия, откликнувшись на просьбу Китая о помощи, ввела войска в Кашгарскую провинцию, разгромила силы Якуб-бека и в течение 1877–1881 годов удерживала данную провинцию под своим управлением. В 1881 году, согласно Петербургскому договору,
Россия вывела войска из Кашгарской провинции, передав ее Китаю.

Помимо решения вышеизложенного вопроса, была окончательно определена российско-китайская граница в районе реки Черный Иртыш. Сотрудничество между Россией и Китаем по пограничным вопросам, в свою очередь, послужило прологом к расширению экономических связей, а также углублению взаимодействия в военной сфере.

В значительной степени этому способствовала деятельность Александра III (правил с 1881 года по 1893 год), а после его смерти (1893 год) – министра финансов России Сергея Витте (находился в должности в период 1892-1903 годов), которые были сторонниками российско-китайского сближения и активной политики России на Дальнем Востоке в целом.

Так, по инициативе С.Витте в 1895 году в г.Санкт-Петербурге был учрежден Русско-Китайский банк, а вслед за этим, в 1896 году – заключен Договор «О союзе и постройке Китайско-Восточной железной дороги» (КВЖД).

Важной частью Договора стало формирование оборонительного союза России и Китая в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею. Кроме того, Договор предусматривал строительство железнодорожной ветки «Чита (Россия) – Харбин (Китай) – Владивосток (Россия)». Данная ветка имела большое значение для двух стран как в экономическом плане (для совместного освоения ресурсов прилегающих к данной железнодорожной трассе территорий), так и в военно-стратегическом. Вскоре после этого, в 1898 году, в г.Санкт-Петербурге между Россией и Китаем была заключена Конвенция «О предоставлении России в аренду портов Люйшунь и Далянь» (Порт-Артур и Дальний). Находясь на территории Китая, данные порты стали опорными базами военно-морских сил России на Дальнем Востоке. Начало 1900 год – середина 1920-х годов: охлаждение отношений Данный этап длился примерно два с половиной десятилетия.

Причем уже в начале 1900-х годов практически все положительные результаты двустороннего сотрудничества, достигнутые Россией и Китаем за предыдущие четыре десятилетия, оказались перечеркнутыми. Главной причиной тому стало участие России на стороне ряда западных держав в военной интервенции против Китая. В 1898 году в Китае началось народное восстание (восстание ихэтуаней, 1898–1901 годы), которое было во многом спровоцировано грабительской политикой западных компаний, занимавших в то время ключевые позиции в китайской экономике.



Данное восстание было поддержано широкими слоями китайского общества. В октябре 1900 года Россия ввела свои войска на территорию северного Китая и приняла участие в подавлении восстания вместе с Англией, Францией, Германией, Австро-Венгрией, Италией, США и Японией. Затем вышеуказанные страны навязали Китаю кабальный договор, который обязывал выплатить им значительную контрибуцию.

Военная интервенция вызвала сильные антизападные и антироссийские настроения во всех слоях китайского общества. Причем антироссийские настроения многократно усиливались осознанием того, что в роли интервента выступило де-факто союзное государство. В результате всего этого российско-китайские отношения ухудшились почти на четверть века.

Середина 1920-х годов – конец 1950-х годов: потепление отношений и стратегическое сближение Данный этап имел место преимущественно в сталинский период советской эпохи российской истории и длился около трех с половиной десятилетий.

Советская Россия (позже в форме СССР) и Китай прошли путь от возобновления дипломатических отношений до формирования военно-политического союза. Китай был в числе первых государств, признавших СССР. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены в 1924 году, и в этом же году в г.Москве было подписано советско-китайское Соглашение «Об общих принципах урегулирования вопросов».

В соответствии с данным соглашением СССР и Китай отстранили Русско-Азиатский банк (РАБ) от управления КВЖД и вступили в совместное владение этой стратегически важной железнодорожной трассой. Так, в декабре 1917 года РАБ был национализирован правительством советской России. В 1930-е годы советско-китайские отношения продолжали динамично развиваться. Особенно это было заметно в сфере военного сотрудничества. Как и ранее (в 1890-х годах) основой этого стала обоюдная заинтересованность в противодействии военным планам Японии на Дальнем Востоке.

Япония тогда проводила агрессивную внешнюю политику и претендовала на ряд дальневосточных территорий СССР и Китая. В 1930 году Япония напала на Китай, которому пришлось вести освободительную войну. СССР, рассматривая милитаристскую Японию в качестве главной угрозы своей безопасности на Дальнем Востоке, оказывал Китаю значительную экономическую и военную помощь в отражении японской агрессии. Так в 1930-ых годах СССР предоставил Китаю целевые кредиты в размере 250 млн. долларов, за счет которых Китай осуществлял в Советском Союзе массовые закупки различных видов вооружений и военной техники. В 1945 году СССР оказал Китаю прямую военную помощь, разгромив японскую армию на территории Маньчжурии (северный Китай). Активное участие Советского Союза в освобождении Китая от японской оккупации, мощная политическая, военная и финансовая поддержка сталинским руководством китайских коммунистов во многом обеспечили приход в 1949 году к власти в стране Коммунистической Партии Китая (КПК). После провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) процесс советско-китайского сближения резко интенсифицировался.


В немалой степени этому способствовала деятельность лидеров двух стран Иосифа Сталина и Мао-Цзе-Дуна по созданию военно-политического союза социалистических держав, основанного на идентичных государственных идеологиях. В результате, начиная с 1949 года, сотрудничество в политической, экономической, военной и других сферах развивалось особенно интенсивно. Китай осуществлял массовые поставки на советский рынок продукции текстильной и легкой промышленности, а также некоторых видов цветных металлов (которые в СССР в то время не производились в достаточных количествах), имевших важное значение для советской промышленности.

В свою очередь, Советский Союз оказывал Китаю всестороннюю помощь в возведении целого ряда крупных промышленных предприятий и объектов энергетики, в массовой подготовке научно-технических кадров для растущих потребностей китайской экономики. Более того, СССР предоставлял КНР значительную военно-техническую поддержку, что выражалось в техническом оснащении Народно-освободительной армии Китая (НОАК), подготовке военных кадров, а также организации на территории Китая ряда военных производств.

Неким кульминационным моментом советско-китайского сближения того периода времени стало совместное участие СССР и КНР в войне на Корейском полуострове (1950-1953 годы) на стороне коммунистического правительства Северной Кореи против южно-корейской армии, поддерживаемой США и их союзниками.

Ключевые моменты в истории российско-корейских отношений середины XIX – начала XX столетий. Корея — небольшая по территории полуостровная страна Восточной Азии, имеющая протяженность с севера на юг чуть более 1000 километров, а с запада на восток — от 175 до 645 километров. В настоящее время ее население, представленное исключительно корейской национальностью, составляет порядка 69 миллионов человек: примерно 22 и 47 миллионов в Северной и Южной Корее соответственно. В середине XIX столетия оно не превышало 10 миллионов при официальной статистике в 6 – 7 миллионов. (В Корее вплоть до конца XIX в. население подсчитывалось на основании сведений провинциального начальства. Целью такого подсчета было установление норм государственного налогообложения. Поэтому для того, чтобы сократить выплаты в казну, цифры количества населения нередко занижались.)


Казалось бы, что важного могли нести в себе отношения между Российской Империей, стоявшей на пути интенсивного капиталистического развития, и маленькой страной Корея, бывшей к середине XIX в. слабой во всех отношениях, испытывавшей на себе постоянное давление со стороны соседних Китая и Японии?

Для России эти отношения имели два важнейших исторических последствия.

Установление общих границ между Россией и Кореей в середине XIX в. и активные контакты между двумя странами вызвали интенсивную корейскую иммиграцию в Россию и, таким образом, появление в ней еще одной национальности, численность которой к концу XX в. достигла 450 тысяч. (По оценкам южнокорейских специалистов, в начале 1990-х гг. численность корейской диаспоры на территории бывшего СССР составляла порядка 450 тысяч человек, при этом 100 тысяч из них проживало на российском Дальнем Востоке. Для сравнения, в то же время в США проживало примерно 700 тысяч корейцев, а в Японии – около 680 тысяч.)

Второе историческое последствие установления и последующей интенсификации российско-корейских отношений состоит в том, что, по мнению большинства историков, борьба между Россией и Японией за сферы влияния в Корее явилась одной из причин русско-японской войны 1904–1905 гг.

  1. 1   2   3   4