Файл: Методологические основы игры.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Методологические основы игры

Выполнил:

Ребенок является субъектом, а не объектом процесса воспитания и образования, этот факт общеизвестен. На данный момент в педагогике становятся очень популярны формы и методики, которые активизируют внимание, имеют творческий, а не репродуктивный характер.

Большой интерес как для самих детей, так и для педагогов и учителей представляет такой способ организации образовательного и воспитательного процесса, как игровая деятельность. Этот метод в равной степени и творческий, и необычный.

Цель работы – проанализировать методологические основы игры.

Исходя из поставленной цели исследовательской работы, необходимо выполнить ряд следующих задач:

1. Рассмотреть сущность игр.

2. Раскрыть виды игр.

3. Описать систему работы по использованию игр.

Объект исследования – основы игры.

Предмет исследования – изучение методологических основ игры и их роли в развитии детей.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ



Методологические основы игры

Раскрыты в работах Г.В. Плеханова, К.Д. Ушинского:
  • исторический общественный характер игры
  • связь игры с трудом, искусством



СУЩНОСТЬ ИГРЫ

- характеристика игры как деятельности



В теории игра – ведущий вид деятельности
  • Количество времени, которое ребенок ей посвящает
  • Удовлетворяет основные потребности ребенка: стремление к самостоятельности, активности; потребности в общении, в познании окружающего

  • 3. В игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности: труд, учение

    4. Игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов: воображения



КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР 1. ТРАДИЦИОННАЯ: ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ЭЛЕМЕНТУ СТРУКТУРЫ

ТВОРЧЕСКИЕ

  • СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ
  • СТРОИТЕЛЬНЫЕ
  • ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ РЕЖИССЕРСКИЕ



  • СТРУКТУРА:

    РОЛЬ

    СЮЖЕТ

    ЗАМЫСЕЛ

    ИГРУШКА

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ
  • ПОДВИЖНЫЕ

  • СТРУКТУРА:

    ИГРОВАЯ ЗАДАЧА

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

    ПРАВИЛА

    РЕЗУЛЬТАТ



03.05.09



03.05.09



2-я КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. Автор Новоселова С.Л.



Критерий: по инициативности адресата

3 класса игр:

1 класс: по инициативе детей
  • игры-экспериментирования:

  • - общение с людьми, животными,

    - природными объектами, игрушками и др.
  • сюжетные самодеятельные:

  • - сюжетно-отобразительные, - сюжетно-ролевые,

    - режиссерские, - театрализованные

    2 класс: по инициативе взрослых
  • обучающие: - автодидактические предметные, - сюжетно-дидактические, - подвижные, - музыкальные
  • досуговые: - забавы, - развлечения, - театральные, - интеллектуальные, - компьютерные др.

  • 3 класс: по инициативе детей или взрослых
  • обрядовые (культовые, семейные, сезонные)
  • треннинговые (сенсомоторные, адаптивные)
  • досуговые (игрища, забавляющие, развлекающие)

3 классификаця игр: по типу организации - по количеству детей: индивидуальные, групповые - по месту проведения: в помещении, на свежем воздухе - по режиму: игры в первую и вторую половины дня

4 классификация: по содержанию, отражающие:
  • повседневную реальность: бытовые (в семью), производственные (почта, больница, магазин и др.) общественные (праздники)
  • вымышленные события: героические, фантастические, приключенческие, романтические и др.

  • 5 классификация: по направлениям образования:

    - физическое

    - познавательное, умственное

    - социально-личностное

    - художественно-эстетическое





КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ



Концепция Д.Б. Эльконина: развитие игры по изменению роли в игре



Концепция С.Л Новоселовой: развитие игры по типу игрового действия

Концепция Е.Е.Кравцовой : периодизация развития игры по наличию мнимой

(воображаемой) ситуации



КОНЦЕПЦИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА



ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИГРЫ

По критерию: изменения роли в игре

1-й этап Подступ к роли

ПРЕДМЕТНАЯ ИГРА (до 3-х лет)

Основное содержание – действия с предметами

2-й этап Расцвет роли

РОЛЕВАЯ ИГРА (от 3-х до 7 лет)

Основное содержание – отражение взаимоотношений между людьми

3-й этап Вырождение роли до чистого правила

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ (6 - 7 лет)

Основное содержание – Подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми

03.05.09



КОНЦЕПЦИЯ С.Л. НОВОСЕЛОВОЙ



ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ

по критерию: изменение типа игрового действия

1-й этап (до 5-6 мес.) ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА

Основное содержание: действия-манипуляции: обследование игрушек совместно со взрослым

2-й этап (1- 2 года) ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА

Основное содержание: действия на выявление специфики свойств предмета, его целевого назначения (переносит в игру)

3-й этап (2-3 года) СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

Основное содержание: действия имитируют в условной форме использование предмета по назначению

4-й этап (3-7 лет) СОБСТВЕННО-РОЛЕВАЯ ИГРА

3-4 года – начальная; с 5 лет – развитая игра

Основное содержание: моделирование знакомых трудовых и общественных отношений между людьми

03.05.09



КОНЦЕПЦИЯ Е.Е. КРАВЦОВОЙ



Периодизация развития игры по критерию

Л.С.Выготского: наличие мнимой (воображаемой) ситуации

1эт. Режиссерская игра

- самостоятельное придумывание сюжета

- управление игрушками

- перенос функций с одного предмета на другой

2 эт. Образная игра

- выделение основного действия с предметом,

характерных признаков поведения людей (животных)

- принятие образа ,роли


3 эт. Сюжетно-ролевая игра

- Принятие роли, создание, развитие сюжета

- ОСОБАЯ ФОРМА РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ: одновременное исполнение роли и руководство ролевыми отношениями

4 эт. Игра с правилами Наличие определенной внутренней позиции и образа, оговоренного правилами

5эт. Режиссерская игра. Качественное обогащение сюжета

Игровые технологии - это

- определенная последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществлению игровой деятельности:

  • отбор, разработка и подготовка игры
  • включение детей в игру
  • осуществление самой игры
  • подведение итогов и результатов
  • Отличие игровой технологии от других

    методов обучения и воспитания:

    А) позволяет ребенку быть лично причастным к действу,

    Б) дает возможность прожить в «реальных» жизненных условиях

Спасибо за внимание!