Файл: Выручка, доход, прибыль содержание и значение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 473

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Бухгалтерский учет и анализ»

На тему: «Выручка, доход, прибыль: содержание и значение»

Содержание




Введение 3

1. Сущность, функции, виды дохода и прибыли предприятия 4

2. Понятие выручки 10

3. Приемы синтетического и аналитического учета доходов, расходов и прибыли 14

Заключение 17

Список использованных источников 18


Введение



Актуальность. Доход, прибыль, рентабельность и выручка от реализации предприятия как финансово-экономические показатели характеризуют эффективность деятельности экономических субъектов. Они со­ставляет основу экономического развития организации и укреп­ления ее финансовых отношений со всеми участниками коммерче­ской деятельности.

На увеличение дохода, прибыли и выручки влияет множество факторов: волатильность экономики, малая доступность кредитных ресурсов, рыночная конкуренция и др. Прибыль выступает показателем финансового состояния и стабильности деятельности предприятий.

Роль категорий дохода и прибыли в экономике состоит в том, что данные показатели выступают главной целью предпринимательской коммерческой деятельности, способствует повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации. Одновременно прибыль рассматривается как один из основных инструментов управления производственными системами и источник средств для развития общественных и экономических систем.

Прибыль организации служит основным источником формиро­вания доходов бюджетов всех уровней и погашения долгов организации перед кредитными учреждениями и различными инвесторами. Формирование дохода и распределение прибыли имеет важное значение для самой организации и для различных групп стейкхолдеров. Этим обусловлена актуальность темы курсовой работы.

Цель работы – анализ сущности дохода, прибыли и выручки предприятия как показателей коммерческой деятельности. Данная цель опредедила необходимость решения следующих задач:

  1. исследовать экономическую сущность, функции, виды дохода, прибыли и рентабельности;

  2. рассмотреть понятие выручки.

1. Сущность, функции, виды дохода и прибыли предприятия



В настоящее время все компании стараются работать успешно и с выгодой. Результат функционирования современного предприятия складывается из сопоставления его доходов и расходов. Однако, категория «доходы» в настоящее время определена недостаточно точно и интерпретируется по-разному.


Некоторые экономисты при определении доходов опираются на стоимость производства, из которой вычитаются понесённые затраты, отдельные учёные понимают под доходами совокупные доходы, полученные от продаж. В отдельных случаях под доходами понимается поток финансов, имеются также мнения, что доходы представляют собой экономическую прибыль, сумму активов и увеличение собственного капитала организации.

При этом все исследователи категории «доходы» утверждают, что доходы служат основой системы управления организацией. Получение доходов и дивидендов является главной целью собственников компании в то время, как наёмные сотрудники стремятся к увеличению доходов с целью возможного повышения заработной платы.

То есть, под доходом понимается некоторая денежная сумма, которую предприятие заработало в течение определённого периода времени. Доходы складываются из денежных поступлений, полученных в результате деятельности. Получение доходов позволяет организации расширять ассортимент продукции, платить сотрудникам заработную плату, вкладывать денежные средства в модернизацию оборудования, в другие проекты, платить другим организациям за оказываемые услуги.

Налоговый Кодекс РФ в ст.41 определяет категорию «доходы», указывая на главную их характеристику – систематический характер. Все доходы организации подразделяются на доходы от обычной деятельности и прочие доходы.

Как правило, обычная деятельность организации формирует его выручку, которая может быть получена от продажи готовой продукции, предоставляемых услуг и выполненных работ. Следовательно, доходами от обычной деятельности будут служить денежные средства, поступившие в организацию в процессе функционирования. Организации, которые передают собственные производственные ресурсы на основе договора аренды, получают доход в виде арендной платы [8, с. 323]. В случаях, когда организация передаёт во временное или постоянное владение другой организации права на интеллектуальную собственность (патенты, торговые марки и др.) получает доход в виде роялти.

Таким образом, под доходом понимается компенсация вложений, израсходованных на производство товаров (работ, услуг), с учётом заложенной в цену прибыли, направленных на создание активов организации.

Прибыль - это финансовая выгода, получаемая организацией в случаях

, когда доход от коммерческой деятельности превышает расходы, издержки и налоги, связанные с поддержанием рассматриваемой деятельности. Любая полученная прибыль возвращается владельцам бизнеса, которые решают либо отложить наличные, либо реинвестировать их обратно в бизнес. Прибыль можно рассчитать как разницу между общим доходом и расходами.

Главная цель коммерческой деятельности заключается в зарабатывании денег, вследствие чего эффективность предпринимательской деятельности обусловлена прибыльностью в ее различных формах.

Показатели прибыли отражаются в Приложении к балансу - форме 2 «Отчёт о прибылях и убытках».

В целях анализа функционирования организации применяются такие показатели прибыли, как:

  1. валовая;

  2. прибыль от реализации продукции;

  3. прибыль от текущей деятельности;

  4. прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности;

  5. прибыль до налогообложения;

  6. чистая прибыль;

  7. совокупная прибыль.

Классификация прибыли проводится по различным критериям (рис. 1).

Выделяют следующие функции прибыли, определяющие её как категорию рыночных отношений:

  1. прибыль показывает экономический эффект, который получает организация в результате функционирования;

  2. прибыль выступает главным элементом финансовых ресурсов организации;

  3. прибыль служит источником формирования бюджетов федерального, регионального и местного уровня.

Если расходы и издержки, понесенные компанией, превышают ее доходы, считается, что она имеет убыток, а не прибыль.

На показатели дохода и прибыли оказывают влияние следующие факторы: управление финансами, увеличение или падение продаж, качество обслуживания клиентов. Прибыль от реализации зависит от влияния различных факторов, которые могут как увеличивать, так и уменьшать ее размер.

Негативное воздействие одних факторов нивелировать положительное влияние других. Каждый из факторов анализируется отдельно, определяется его причина возникновения и сила воздействия на результат деятельности организации, в результате выявляются резервы увеличения эффективности и разрабатываются мероприятия по повышению прибыли.
Рисунок 1 – Виды и классификация элементов прибыли

Конечным показателем прибыли организации служит чистая прибыль, которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет и характеризует финансовый результат функционирования организации. Процесс формирования чистой прибыли предприятия представлен на рисунке 2.



Рисунок 2 - Процесс формирования чистой прибыли организации
Противоположной доходам категорией являются расходы организации, т.е. все затраты, понесённые предприятием в процессе хозяйственной деятельности. Выделяют доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Прочие доходы предприятия объединяют:

  1. прибыль от совместной деятельности с другими организациями;

  2. доход от продажи основных средств и прочего имущества;

  3. поступления от кредиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком давности;

  4. безвозмездно полученные активы;

  5. проценты, полученные за предоставление денежных средств в пользование;

  6. доход, полученный за участие в других организациях;

  7. квитанции в виде штрафов, пеней, пеней за нарушение условий договоров;

  8. доход, полученный в виде курсовых разниц валют.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, которые получены при изготовлении и продаже продукции, приобретении и продаже товаров. К таким расходам также относятся расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. Элементы доходов и расходов подробно представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Виды доходов и расходов организации

ВИДЫ ДОХОДОВ

ВИДЫ РАСХОДОВ

Доходы от текущей деятельности:

  1. выручка от реализации продукции

  2. прочие доходы по текущей деятельности.

Расходы от текущей деятельности:

затраты организации по текущей деятельности, включающие:

    1. себестоимость реализованной продукции

    2. управленческие расходы

    3. расходы на реализацию

    4. прочие расходы по текущей деятельности.

Доходы от инвестиционной деятельности:

  1. доходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов

  2. доходы от предоставления за плату во временное пользование собственных активов

  3. доходы от участия в уставном капитале других организаций

  4. проценты к получению

  5. прочие доходы

Расходы от инвестиционной деятельности:

  1. расходы от выбытия основных средств и нематериальных активов

  2. расходы по предоставлению во временное пользование активов

  3. прочие расходы по инвестиционной деятельности

Доходы от финансовой деятельности:

  1. курсовые разницы

  2. излишки имущества;

  3. прочие доходы по финансовой деятельности

Расходы от финансовой деятельности:

  1. проценты к уплате

  2. курсовые разницы

  3. недостачи, потери

  4. прочие расходы

Иные доходы, не связанные с текущей деятельностью организации

Иные расходы, не связанные с текущей деятельностью организации



Размер прибыли определяется, прежде всего, такими факторами, как: объем реалирзации товаров и услуг; себестоимость; уровень цен.

Достаточный уровень полученной прибыли характеризует устойчивое финансовое состояние организации, а это означает своевременное удовлетворение платежных требований поставщиков, вовремя возвращенные кредиты, выплаченная заработная плата, полнота и своевременность внесения платежей в бюджет. Достаточность прибыли для развития предприятия можно оценить по отношению полученного результата к вкладываемым средствам, т.е. по показателю рентабельности. Рентабельность показывает, сколько прибыли приходится на вложенный рубль, она характеризует доходность и выгодность производства.

С помощью показателей рентабельности определяется результативность использования активов, основных средств, отдельных производств и видов продукции, эффективность продаж. Показатели рентабельности характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным ресурсам, объёму продаж, вложенному капиталу и др. 

Все мероприятия, осуществляемые на предприятии, имеют определенную цель, поэтому важно провести анализ альтернативных способов достижения поставленной задачи и определить, насколько то или иное решение близко к предъявляемым требованиям. Результаты проведенных мероприятий должны иметь полезный эффект. С экономической точки зрения, полезный эффект – экономия ресурсов и увеличение прибыльности бизнеса.

Показатели рентабельности являются отражением факторной среды, под влиянием которой формируется прибыль предприятия. Одновременно, эти показатели используются для установления стабильности и благополучия предприятия, для оценки инвестиций.
2. Понятие выручки
Выручка от реализации продукции — это сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий. Кроме выручки от реализации основной продукции предприятие может получать выручку от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, совместная деятельность, доходы по операциям с ценными бумагами и др.). Важным моментом в процессе реализации продукции является своевременность поступ¬ления средств. На размер выручки от реализации влияют объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, качество, уровень цен, ритмичность отгрузки, формы расчетов и др.