Файл: Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




СОДЕРЖАНИЕ






стр.
  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



5
  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины



9
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



10



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАФОРМАЦИИММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, входящей в укрупненную группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина ОП.12 Основы теории информации относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять закон аддитивности информации;

  • применять теорему Котельникова;

  • использовать формулу Шеннона.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • виды и формы представления информации;

  • методы и средства определения количества информации;

  • принципы кодирования и декодирования информации;

  • способы передачи цифровой информации;

  • методы повышения помехозащищенности передачи и приема данных, основы теории сжатия данных;

  • методы криптографической защиты информации;

  • способы генерации ключей.




1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Объем образовательной нагрузки – 92 часа,

в том числе:

- всего учебных занятий - 76 часов;

- самостоятельной учебной работы - 4 часа;

- консультаций - 4 часа;

- промежуточной аттестации - 8 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки

92

Самостоятельная учебная работа

4

Всего учебных занятий

76

в том числе:




теоретическое обучение

54

лабораторные и практические занятия

22

курсовая работа (проект) -не предусмотрено

-

Консультации

4

Промежуточная аттестация - экзамен

8



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.12. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ





Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Базовые понятия теории информации

18




Тема 1.1. Формальное представление знаний. Виды информации

Содержание учебного материала

4

Теория информации – дочерняя наука кибернетики. Информация, канал связи, шум, кодирование. Принципы хранения, измерения, обработки и передачи информации.

Информация в материальном мире, информация в живой природе, информация в человеческом обществе, информация в науке, классификация информации.

2

Практические занятия

2




№ 1

Способы хранения обработки и передачи информации

Тема 1.2. Способы измерения информации

Содержание учебного материала

4

Измерение количества информации, единицы измерения информации, носитель информации.

Передача информации, скорость передачи информации.

2

Практические занятия

-




Тема 1.3. Вероятностный подход к измерению информации

Содержание учебного материала

6

Вероятностный подход к измерению дискретной и непрерывной информации Клода Шеннона. Теория вероятностей, функция распределения, дисперсия случайной величины

2

Практические занятия

2




№ 2

Измерение количества информации

Раздел 2. Информация и энтропия

20

Тема 2.1. Теорема отсчетов

Содержание учебного материала

4

Теорема отсчетов Котельникова и Найквиста — Шеннона, математическая модель системы передачи информации.

2

Практические занятия

4




№ 3

Применение теоремы отчетов

№ 4

Определение пропускной способности канала

Тема 2.2.

Понятие энтропии

Содержание учебного материала

4

Понятие энтропии. Формула Хартли. Виды условной энтропии, энтропия объединения двух источников.

b-арная энтропия, взаимная энтропия.

2

Практические занятия

-




Тема 2.3. Смысл энтропии Шеннона

Содержание учебного материала

6

Статистический подход к измерению информации. Закон аддитивности информации. Формула Шеннона.

Практические занятия

2

№ 5

Поиск энтропии случайных величин

Раздел 3. Защита и передача информации

20

Тема 3.1. Сжатие информации

Содержание учебного материала

4

Простейшие алгоритмы сжатия информации, методы Лемпела-Зива, особенности программ архиваторов. Применение алгоритмов кодирования в архиваторах для обеспечения продуктивной работы в WINDOWS.

2

Практические занятия

2




№ 6

Практическое применение различных алгоритмов сжатия. Сравнение и анализ архиваторов. Кодирование Хаффмана

Тема 3.2. Кодирование

Содержание учебного материала

8

Помехоустойчивое кодирование. Адаптивное арифметическое кодирование.

Цифровое кодирование, аналоговое кодирование, таблично-символьное кодирование, числовое кодирование, дельта-кодирование.

2

Практические занятия

6




№ 7

Энтропийное кодирование. Дифференциальная энтропия. Расчет вероятностей. Составление закона распределения вероятностей.

№ 8

ПУ кодирование. Адаптивное арифметическое кодирование. Дельта-кодирование.

№ 9

Цифровое кодирование и аналоговое кодирование. Таблично-символьное кодирование.

Раздел 4. Основы теории защиты информации

18

Тема 4.1

Стандарты шифрования данных. Криптография

Содержание учебного материала

14

Понятие криптографии, использование ее на практике, различные методы криптографии, их свойства и методы шифрования. 

2

Практические занятия

4




№ 10

Практическое применение криптографии. Изучение и сравнительный анализ методов шифрования.

Криптография с симметричным ключом, с открытым ключом.

№ 11

Шифрование с использованием перестановок.

Шифрование с использованием замен.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка к промежуточной аттестации

4

Промежуточная аттестация

Консультации

4

Экзамен

8

Всего

92







3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Материально-техническое обеспечение

Кабинет «Основ теории кодирования и передачи информации», оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучаемых, рабочее место преподавателя, необходимая методическая и справочная литература, техническими средствами обучения: персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением, интерактивный видеопроектор


3.2. Информационное обеспечение обучения



Основные источники

  1. Хохлов Г.И. Основы теории информации. – М.: ОИЦ «Академия», 2016

(http://academia-moscow.ru/catalogue/4831/369742/ ссылка на книгу топ50

2018)


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины




Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

виды и формы представления информации;

методы и средства определения количества информации;

принципы кодирования и декодирования информации;

способы передачи цифровой информации;

методы повышения помехозащищенности передачи и приема данных, основы теории сжатия данных;

методы криптографической защиты информации;

способы генерации ключей.


Полнота продемонстрированных знаний и умение применять их при выполнении практических работ

Проведение устных опросов, письменных работ
Промежуточная аттестация

Умения:

применять закон аддитивности информации;

применять теорему Котельникова;

использовать формулу Шеннона.


Выполнение практических работ в соответствии с заданием


Проверка результатов и хода выполнения практических работ

Промежуточная аттестация