Файл: Методика проведения занятий по гимнастике в дошкольных учреждениях.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика проведения занятий по гимнастике в дошкольных учреждениях.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ "СИНЕРГИЯ"

Студент группы ВБПОо-202фзк:

Давыдов Роман Олегович

Москва 2023

Значение гимнастики

  • Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
  • Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
  • Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

Структура и содержание гимнастики


Вводную

Основную

Заключительную

Вводная часть

  • 1. Построение;
  • 2. Различные виды ходьбы;
  • 3. Постепенный переход на бег. Бег. Ходьба. Дыхательные упражнения;
  • 4. Построение (в круг, звеньями, тройками, колоннами и т. д.) ;

Основная часть

ОРУ (общеразвивающие упражнения)

  • - упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
  • - упражнения для мышц туловища;
  • - упражнения для мышц нижних конечностей;
  • - упражнения в положении сидя и лёжа;
  • - прыжки;

Заключительная часть

  • Ходьба
  • Дыхательные упражнения

После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.


Возраст

Продолжи-

тельность

Кол-во ОРУ

Дозировка

3-4

6 мин.

4-5

6 раз

4-5

7-8 мин.

5-6

6-7 раз

5-6

8-10 мин

6-8

7-8 раз

6-7

10-12 мин.

8-12

8-10 раз

7-12

10-12 мин.

12-14

10-12 раз

Подбор упражнений, составление комплексов

  • Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель.
  • Проведение комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий.
  • Детям первой и второй младших групп дают упражнения с флажками, погремушками, кубиками.
  • В средней группе – с флажками, кубиками, ленточками, обручами малого размера, палками, круговой веревкой.
  • Дети старшего возраста должны уметь проделывать упражнения с разными пособиями: с обручами, гимнастическими палками, мячами разного размера, скакалками, круговой веревкой, ленточками.
  • Включение упражнений для формирования осанки детей и укрепления стопы обязательно.
  • Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий, упражнения подбираются из числа рекомендованных программой и методическими пособиями.
  • При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.

Расстановка, раздача предметов, сбор и уборка не должны занимать много времени. В дошкольных учреждениях применяются следующие приемы раздачи предметов:

  • Воспитатель сам подходит к каждому ребенку и дает ему предмет (до построения или после него). Стоя в кругу, воспитатель бросает или катит мяч каждому ребенку; высыпает мячи из корзины, и дети по сигналу воспитателя берут мячи и встают на свое место.
  • Воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, и дети по сигналу выходят из строя, берут их и после этого встают на свое место.
  • Предметы кладутся на стулья, скамейки. Дети выходят из строя, берут предмет и встают на свое место.
  • Дежурные или направляющие колонн выходят по очереди пли одновременно, берут предметы и раздают их детям своей колонны.
  • Дети выходят из строя все одновременно или колоннами но очереди, берут предметы из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток) и встают на свое место.
  • Предметы берутся во время ходьбы в колонне по одному.

Приемы сбора предметов после выполнения упражнения:

  • Воспитатель собирает предметы, подставляя корзину, ящик.
  • Дети выходят из строя, кладут предметы в корзину, ящик, поставленные в центре круга, или на стулья и встают на свое место.
  • Дети выходят из строя, кладут предметы в стойки (стеллажи, сетки) и встают на свое место.
  • Дежурные, направляющие колонн собирают предметы и кладут их на соответствующее место.
  • Дети кладут предметы во время ходьбы в колонне по одному. Выбор приема раздачи и сбора предметов обусловливается возрастными особенностями детей, а также их подготовленностью.
  • Таким образом, при подборе общеразвивающих упражнений необходимо руководствоваться следующими требованиями:
  • упражнения должны быть для всех групп мышц,
  • из разных исходных положений,
  • разной интенсивности, темпа;
  • с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением,
  • в различных построениях и обязательно интересными для детей!

Варианты проведения гимнастики

  • Используются различные формы проведения гимнастики:
  • традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
  • обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;
  • игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
  • с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
  • – оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
  • – с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);
  • с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.)

Обучение общеразвивающим упражнениям.

  • В группах детей раннего возраста общеразвивающие упражнения выполняются с помощью воспитателя. В этих группах широко используются имитации и зрительные ориентиры.
В первой младшей группе воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает детям принять нужное исходное положение
. По ходу объяснения воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми. Дети стараются подражать правильному образцу. Объяснения, указания усиливают действие показа (образца). Воспитатель предлагает детям занять исходное положение, добивается сходства с образцом (только в основных элементах). По ходу выполнения упражнения воспитатель подбадривает детей, положительно оценивает их старание. Давая общие указания, учитывая типичные ошибки, воспитатель много внимания уделяет отдельным детям. И в младшем возрасте освоению общеразвивающих упражнений помогают имитации, зрительные ориентиры (дотянуться до кубика, предметы (приседание, держась за спинку стула; наклоны, сидя на гимнастической скамейке) .
  • В первой младшей группе воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает детям принять нужное исходное положение. По ходу объяснения воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми. Дети стараются подражать правильному образцу. Объяснения, указания усиливают действие показа (образца). Воспитатель предлагает детям занять исходное положение, добивается сходства с образцом (только в основных элементах). По ходу выполнения упражнения воспитатель подбадривает детей, положительно оценивает их старание. Давая общие указания, учитывая типичные ошибки, воспитатель много внимания уделяет отдельным детям. И в младшем возрасте освоению общеразвивающих упражнений помогают имитации, зрительные ориентиры (дотянуться до кубика, предметы (приседание, держась за спинку стула; наклоны, сидя на гимнастической скамейке) .
  • Во второй младшей группе воспитатель продолжает добиваться сходства с образцом (в общих чертах, следит за соблюдением направления, амплитуды, способа выполнения упражнения. И в этой группе воспитатель делает упражнения вместе с детьми, но уже в меньшей степени (2-3 раза, затем только наблюдает за качеством выполнения упражнения детьми и делает необходимые указания).
  • В средней группе новое упражнение воспитатель сначала называет, затем показывает. Потом еще раз показывает и объясняет. Затем по команде «Исходное положение принять!» дети принимают исходное положение, по команде «Упражнение начинай (начали)!» самостоятельно выполняют его.
  • В начале обучения выполнение сопровождается указаниями, обозначающими части (элементы) упражнения (например, присели, колени в стороны; встали, спина прямая). После указания сочетаются со счетом (например, «раз» присели, «два» встали, спина прямая). В дальнейшем упражнения выполняются только под счет («раз», «два»). Если некоторые дети делают ошибки, воспитатель, не прекращая упражнения всеми детьми, подходит к ребенку и помогает ему выполнить движение правильно (при приседании выпрямить спину). В средней группе повышаются требования к четкости исходного положения, правильного выполнения не только основных, но и второстепенных элементов упражнения (не гнуть ноги в коленях) .

  • В старшей группе новое упражнение воспитатель называет, показывает и одновременно объясняет. После этого дается команда «Исходное положение принять! ». По команде «Упражнение начинай!» дети самостоятельно выполняют его. Несложные упражнения достаточно назвать и объяснить, выполнять их дети могут самостоятельно. Знакомые упражнения выполняются по одному названию.
  • В случае необходимости используется показ всего упражнения или отдельных его элементов. К показу и объяснению упражнений привлекаются и дети. В этом возрасте доступна и интересна соревновательная форма проведения общеразвивающих упражнений («Кто лучше выполнит упражнение? ») .
  • В процессе выполнения общеразвивающих упражнений нужно учить детей дышать через нос, не задерживать дыхания, согласовывать ритм его с характером выполняемого упражнения.

Условия проведения утренней гимнастики

  • С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе.
  • В зимнее время (в снегопад, гололедицу, сильный мороз, усиленный ветер и др.) для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.

Благодарю за внимание!

Список используемой литературы:

  • 1. Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении: Метод, пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2021
  • 2. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений: Попул. учеб. пособие. - М.: Тера - Спорт, 2020
  • 3. Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Академия, 2021
  • 4. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2020