Файл: Курсовая работа налоговая система рф и проблемы ее совершенствования Оглавление курсовая работа 1 введение 2.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие налоговой системы и особенности проявления налога как цены услуг государства
1.2. Налогоплательщики: физические, юридические лица, предприниматели
2.3. Конфликты и противоречия интересов участников в системе налоговых отношений
ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Показателями, свидетельствующими о реализации этого предпринимательского интереса, являются: увеличение объема продаж; высокие темпы роста производства; увеличение доли рынка; увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу; увеличение рыночной стоимости акций.
Каждый предприниматель заинтересован в увеличении чистой прибыли, за счет которой он может реализовать свои коммерческие интересы: расширение производства, вложение инвестиций в другие предприятия, повышение благосостояния своих работников, расширение рынков сбыта и т.д.16
Интересы собственников коммерческих предприятий в сфере налоговых отношений заключаются в следующем:
– платить меньше налогов;
– максимально возможная нейтральность налоговой системы на финансово-экономические показатели деятельности;
– простые формы отчетности;
– достаточное количество разъяснений налогового законодательства;
– наличие налоговых освобождений (льгот, вычетов, отсрочек платежа).
Эти интересы могут быть реализованы только при правильно организованной государственной политике в области финансов, налогов, права и пр. Основным источником финансирования указанных мероприятий были и остаются налоги. Именно поэтому построение гармоничной налоговой системы позволит обеспечить государство достаточным количеством средств на создание таких условий внешней среды, которые будут способствовать развитию предпринимательства.17
В то же время налоги – это в любом случае уменьшение прибыли (главной цели функционирования предприятия). Именно поэтому при построении налоговой системы важно учитывать интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, наряду с интересами остальных участников налоговых отношений.18 Итак, выделим требования к формированию налоговой системы, удовлетворяющие запросам лиц, отстаивающих интересы коммерческого предприятия:
1) налоговая нагрузка на юридические лица должна быть минимальной;
2) налоговая система должна предусматривать большое количество льгот в связи с расширением производства, развитием, началом нового бизнеса, освоением новых рынков сбыта продукции, инвестированием в социально-значимые объекты и т.п.;
3) налоговая система должна способствовать развитию научнотехнического прогресса, инновационных технологий и т.п.;
4) налоговая система должна обеспечивать государство достаточным объемом средств для обеспечения безопасности и правопорядка в государстве, создания инфраструктуры предпринимательства, благоприятно стабильной экономической ситуации в стране;
5) налоговая система не должна оказывать угнетающего влияния на население в целях формирования платежеспособного спроса, обучения квалифицированного персонала и т.п.
Итак, интересы налогоплательщиков – физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – в налоговых отношениях состоят из разнообразных интересов отдельно взятого человека. Эти интересы во многом схожи и сводятся к минимальным налоговым платежам; построению налоговой системы, способной обеспечить бюджет государства необходимым объемом денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей; организации налоговой системы таким образом, чтобы не оказывалось негативного влияния на уровень жизни населения и развитие бизнеса.
2.3. Конфликты и противоречия интересов участников в системе налоговых отношений
На территории любого государства существуют и взаимодействуют множество субъектов, преследующих личные интересы, в чем-то совпадающие, а в чем-то противоречащие друг другу. Совпадение экономических интересов в налоговых отношениях проявляется в следующем. Все заинтересованы в создании налоговой системы, обеспечивающей достаточный объем денежных средств в бюджет для реализации социально значимых задач (обеспечение внутренней и внешней безопасности, создание конкурентной среды, высокого уровня образования, уровня жизни населения, развитие науки, здравоохранения). Налоги в данном случае считаются платой юридических и физических лиц за удовлетворение государством общественных потребностей.19
Каждый человек хочет платить минимум налогов. Для него неважно, кто сколько платит. Главное, сколько платит он. Для государства же не является целью собрать максимум налогов, а необходим достаточный уровень финансовых ресурсов для удовлетворения общественных благ, которые со временем только увеличиваются. Постоянно растущие потребности общества и желание получить больший объем общественных благ заставляют государство увеличивать объем взимаемых налогов. Это приводит к конфликту интересов. Управлять человеческими интересами практически невозможно, при гармонизации налогообложения их необходимо учитывать. Необходимо найти баланс этих интересов, т.е. приоритетными должны быть потребности большинства во благо развития всего общества и общего благосостояния. Общество – это тот субъект, который согласовывает интересы налогоплательщиков и государства, выражая при этом выгоду для каждого из них.
20
Эти интересы могут быть едиными, а могут быть противоположными, разнонаправленными. Полностью они не могут быть удовлетворены, но общество будет развиваться, если налоговая система будет учитывать интересы большинства участников. У всех имеется интерес к росту и развитию. Если большинство субъектов хорошо развиваются, то можно говорить о правильно выбранном направлении государственной политики (в том числе и налоговой). Значит, действующая налоговая система грамотно согласует интересы большинства ее субъектов. В обратном случае при большом количестве конфликтов интересов будут наблюдаться социально-экономические проблемы в обществе. В случае их наличия требуется внесение изменения в налоговую систему в направлении согласования интересов ее участников.
Для этого необходимо исследовать множество противоречий интересов участников налоговых отношений, которые препятствуют созданию гармоничной налоговой системы и игнорирование которых приводит к серьезным социально-экономическим конфликтам и нестабильности в государстве.
Как следствие, в бюджетную систему страны недопоступает значительное количество денежных средств, что ограничивает финансирование многих государственных программ и, в свою очередь, провоцирует рост недовольства со стороны налогоплательщиков, стремление к уклонению от исполнения налоговых обязательств. В целях нейтрализации возникающих противоречий необходимо формирование эффективно-справедливой налоговой системы, сочетающей интересы всех хозяйствующих субъектов.21
Для этого рассмотрим и систематизируем основные противоречия интересов субъектов налоговых отношений и социальноэкономические конфликты, к которым они приводят. Среди существующих противоречий можно выделить две основные группы: противоречия интересов государства и налогоплательщиков и противоречия интересов налогоплательщиков между собой. Рассмотрим их подробнее.
Первая группа. Вертикальные противоречия интересов государства и налогоплательщиков в налоговых отношениях обусловлены принудительным характером налоговых изъятий и, как правило, преобладанием фискальной функции в системе налоговых отношений. Государство заинтересовано в создании такой налоговой системы, которая 36 позволила бы аккумулировать максимально возможное количество денежных средств для осуществления своих функций, при этом каждый налогоплательщик стремится минимизировать свою часть отчуждаемого дохода и получить существенный объем социальных услуг и государственные гарантии.
Исходя из этого, налогоплательщики заинтересованы в налоговой системе, характеризующейся низким уровнем налоговой нагрузки (небольшое количество налогов, низкие ставки, существенные налоговые льготы и т.п.). При отсутствии такой налоговой системы, при слабой социальной поддержке со стороны государства налогоплательщик стремится к уменьшению своих налоговых платежей. В результате государство вынуждено изыскивать дополнительные источники формирования бюджета: вводить новые налоги, увеличивать ставки. В случае игнорирования интересов налогоплательщиков и усиления фискальной направленности налоговой системы возникнет проблема уклонения от уплаты налогов, возрастает недовольство и недоверие населения социально-экономической политикой государства. Таким образом, разрешение этого противоречия требует согласования фискальных интересов государства с интересами плательщиков на основе общественного договора.
Вторая группа противоречий основана на конфликте интересов налогоплательщиков между собой. Они обусловлены желанием каждого из участников – физических лиц, юридических лиц и предпринимателей – в максимальном сохранении собственного дохода и переложении налоговой нагрузки на других налогоплательщиков.
Население заинтересовано в том, чтобы основная налоговая нагрузка была направлена на предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих производство товаров, работ и услуг и имеющих значительно больший уровень доходов от своей деятельности, нежели какой-то отдельный человек.22
Предприниматели считают несправедливой равную налоговую нагрузку с юридическими лицами и считают необходимым наличие в налоговой системе для них специальных льготных режимов и преференций.
Таким образом, формирование эффективно-справедливой налоговой системы должно основываться на согласовании интересов государства, общества, бизнеса и конкретного человека, способствовать реализации обозначенной правительством страны стратегии и тактике налоговой политики в увеличении доходов участников налоговых отношений, росту общественного благосостояния.
ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Понятие эффективности налоговой системы
Основные сферы государственного регулирования – состояние экономики и социальное развитие – постоянно изменяются под действием различных факторов. В связи с этим методы государственного воздействия и регулирования также должны трансформироваться, чтобы соответствовать текущему состоянию и являться эффективными рычагами. Одним из инструментов государственного регулирования экономического и социального развития является налоговая система. От правильности выбора ее ключевых элементов зависит способность к развитию, а также решению имеющихся проблем в установленный период. Таким образом, одной из важнейших государственных задач должен быть эффективный мониторинг для определения результативности применения инструментов управления экономикой и обществом.
23
Налоговые отношения воздействуют на состояние всех субъектов экономики и общества: государство, бизнес и население. Поэтому установленные государством элементы налоговой системы должны соответствовать состоянию экономики и уровню социального развития. Только в этом случае результаты ее функционирования будут удовлетворять интересам общества, бизнеса и государства.
Идеальной налоговой системы быть не может, поскольку постоянно изменяющиеся условия приводят к необходимости постоянной трансформации и налоговой системы. Для того чтобы определить, какие корректировки ей необходимы, нужно грамотно оценить ее состояние. К тому же методика оценки нужна для того, чтобы выявлять недостатки системы и принимать меры для их устранения.24
Показатели оценки результативности налоговой системы представляют собой:
1. Количественные показатели – характеристики налоговой системы, которые сами по себе дают определенное представление о налоговой системе и являются результатами ее функционирования, поэтому должны учитываться при ее анализе. Например, количество зарегистрированных плательщиков отражает итог работы сотрудников налоговых органов. Его величина вряд ли может быть оценена как эффективная или неэффективная.
2. Показатели оценки эффективности налоговой системы.
Эффективность налоговой системы рассматривается учеными как минимум с двух точек зрения. Первый подход – как отношение полученного результата к затратам, т.е. сопоставление результатов функционирования налоговой системы, выражающихся в объеме полученных налоговых поступлений, доначислений налогов и т.п. и затрат государства, связанных с содержанием налоговой службы, организацией налогового администрирования, предоставления налоговых льгот. Второй подход предполагает определение эффективности налоговой системы путем оценки степени приближения достигнутого результата ее функционирования намеченным целям.
3. Показатели оценки справедливости изъятия части доходов у плательщиков. Здесь могут использоваться показатели, оценивающие социальный эффект.
4. Показатели, характеризующие и справедливость налогового изъятия, и эффективность сбора налогов одновременно.
Тот результат, который показывает налоговая система в определенный момент времени, должен быть оценен как допустимый или недопустимый в данной ситуации. В случае если значения (неидеальные) объясняются сложившимися условиями, факторами, то налоговая система может быть признана как результативная, т.е. способная показать хороший результат в анализируемый период времени.