Файл: Реферат на тему Конституция рф правовая основа всех систем безопасности, стабильности и правопорядка в стране. Конституционная защита прав и свобод человека и гражданина.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Конституция Российской Федерации……………………………………….4
4. Защита прав и свобод гражданина по Конституции России……………..13
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………24
1. Конституция Российской Федерации
2. Конституция РФ — правовая основа всех систем безопасности, стабильности и правопорядка в стране
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ
на тему: «Конституция РФ — правовая основа всех систем безопасности, стабильности и правопорядка в стране. Конституционная защита прав и свобод человека и гражданина»
Выполнила: Хертек Чойгана.Ш.
Проверил: Айзман Роман Иделевич
Кызыл 2023
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Конституция Российской Федерации……………………………………….4
3. Конституция РФ — правовая основа всех систем безопасности, стабильности и правопорядка в стране………………………………………10
4. Защита прав и свобод гражданина по Конституции России……………..13
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………24
Введение
В современном обществе нарастает тенденция общественных потрясений, связанных с деятельностью органов власти, а также глав самих государств, что, следовательно, неминуемо ведет к формированию внутри государства открытых очагов оппозиции. В этой связи следует заметить, что вопрос обеспечения и конституционно-правового регулирования безопасности страны вызывает на сегодняшний день весьма серьезную озабоченность со стороны общественных и государственных деятелей, а также ученых и, несомненно, населения нашего государства в целом.
Формируемое внутри любого государства общество, так или иначе подвергается определенным внутренним и внешним угрозам, которые могут характеризоваться различными формами проявления.
Прежде всего, именно конституционно-правовое регулирование государственной политики в области безопасности закладывает фундаментальные положения, регламентирующие своей юридической сущностью первоочередность, важность и приоритетность установленных в обществе и государстве направлений деятельности, формирующие базис по обеспечению вопросов национальной безопасности.
Проблемы обеспечения государственной безопасности России никогда не теряли своей актуальности. На всем протяжении становления, развития России как государству приходилось отвечать на новые вызовы и угрозы. В настоящей работе рассматривается тезис о фундаментальности Конституции России в вопросе функционирования органов государственной власти при принятии мер по обеспечению безопасности государства.
Целью данной работы является рассмотрение Конституции РФ как правовую основу всех систем безопасности, стабильности и правопорядка в стране, а также изучение защита прав и свобод гражданина по Конституции России.
Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром,
фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках
этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено
1. Конституция Российской Федерации
Конституция — важнейший правовой акт, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, а также механизм осуществления власти, обеспечения личной и общественной безопасности.
Конституция имеет особенности, отличающие ее от любого другого закона:
- нормы Конституции являются источником для всех других отраслей российского права;
- Конституции присуща особая (высшая) юридическая сила. Все другие законы и подзаконные нормативные акты должны приниматься в полном соответствии с Конституцией и не противоречить ей;
- Конституция регулирует широкую сферу общественных отношений и затрагивает интересы всех граждан во всех проявлениях их жизнедеятельности;
- существует особый порядок принятия Конституции и внесения в нее поправок (в целях повышения стабильности в стране).
Конституция РФ может быть принята Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесена на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании участвовало более половины избирателей.
Конституционное Собрание - представительный орган РФ, обладающий полномочиями учредительной власти. В соответствии со ст. 135 Конституции РФ Конституционное Собрание созывается в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1,2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Федерального Собрания.
Конституцию 1993 года характеризует лаконизм, краткость и четкость изложения текста. Впервые все приоритеты отданы человеку, его правам и свободам и их защите. Конституция РФ принята в целях утверждения гражданского мира и согласия в обществе, сохранения исторически сложившегося государственного единства, возрождения суверенной государственности России и утверждения незыблемости ее демократической основы, обеспечения благополучия и процветания РФ. Это нормативная основа всей системы безопасности.
Конституция РФ состоит из преамбулы (введения), двух разделов, 9 глав, 137 статей.
Раздел первый Конституции включает девять глав:
Глава 1. Основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Глава 4. Президент Российской Федерации.
Глава 5. Федеральное Собрание.
Глава 6. Правительство Российской Федерации.
Глава 7. Судебная власть.
Глава 8. Местное самоуправление.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Раздел второй Конституции посвящен заключительным и переходным положениям.
Первой Конституцией России была Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. Она определила классовую сущность Советского государства в виде государства диктатуры пролетариата. Российская Советская Социалистическая Республика в соответствии с Конституцией учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. 30 декабря 1922 года I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Через год после образования СССР на II съезде Советов СССР 31 января 1924 года была утверждена первая Конституция СССР. Ее принятие потребовало изменений в Основном Законе РФ, и в 1925 году была утверждена вторая Конституция РСФСР. Конституция РСФСР 1925 года отразила факт вхождения РСФСР в состав СССР, а также социально - экономические преобразования, осуществляемые за 7 лет после принятия Конституции 1918 года.
В декабре 1936 года VIII Чрезвычайный Съезд Советов СССР утвердил текст новой
Конституции СССР. Конституция предусматривала: господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства; труд как обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина. Конституция закрепила руководящую роль Коммунистической партии. Принятие новой Конституции СССР обусловило необходимость принятия новых конституций союзных республик. В январе 1937 года была принята третья Конституция РСФСР.
В 1977 году принята последняя Конституция СССР, в которой сформулированы основные конституционные принципы "зрелого", "развитого социализма". В соответствии с новой Конституцией СССР были разработаны и утверждены новые конституции союзных республик.
Четвертая Конституция РСФСР принята 12 апреля 1978 года. В ее основу положены идеи и принципы союзной конституции.
В 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а в 1991 году произошел трагический распад Советского Союза. В основу экономики России были положены идеи рыночного хозяйства, произошли существенные изменения в политической сфере. В в Конституцию РСФСР 1978 года в период с 1989 по 1992 годы было внесено более 300 поправок и дополнений. Это обесценивало текст Основного закона, создавало обстановку нестабильности в системе управления государством и обществом. Поправки были связаны с изменением системы Советов народных депутатов избирательной системы, исключением из Конституции положений о руководящей роли КПСС, введением поста Президента России, изменением наименования государства, закреплением многообразия форм собственности, в том числе частной.
В июне 1990 года I съезд народных депутатов РСФСР избрал Конституционную комиссию и поручил ей подготовить проект новой Конституции. Проект Конституции осенью 1993 года был опубликован для всеобщего ознакомления и обсуждения. Вместе с тем, в проекте Конституции 1993 года появилось немало прогрессивных статей, непосредственно защищавших права и свободы человека и гражданина. Это вызвало общую положительную оценку проекта населением, уставшим от нестабильности, всевозможных дефицитов, ограничений и запретов. К чему приведет впоследствии отказ от некоторых устоявшихся за 70 лет существования СССР эффективных государственных схем управления, природных и торговых монополий тогда не все, даже образованные люди, могли предвидеть.
12 декабря 1993 года впервые в истории России Конституция была принята всенародным голосованием (референдумом) и вступила в силу со дня официального ее опубликования - 25 декабря 1993 года.
Почти 20 лет текст Конституции, несмотря на некоторые проблемные и нереализуемые на практике статьи и положения, остается стабильным. И это тоже важное условие сохранения стабильности в развитии общественных отношений и обеспечении безопасности в нашей стране.
Основной закон Российской Федерации – Конституция РФ закрепляет основные положения нормативно-правового регулирования безопасности и классификации ее на отдельные виды. Такие определения, как «безопасность государства» и «безопасность граждан», признаваемые критериями ограничения конституционных прав и свобод содержатся в положениях статей 55 и 56 Конституции Российской Федерации. Права и свободы гражданина могут быть ограничены только в пределах, необходимых для защиты конституционного строя, здоровья населения страны, прав и интересов, охраняемых законом, реализации обороны Российской Федерации и безопасности страны. При чрезвычайных ситуациях допускается установление специальных ограничений прав и свобод с указанием конкретных пределов и сроков действия для обеспечения безопасности населения и защиты конституционного строя.
Сфера общественной безопасности находится в компетенции органов государственной власти и Федерации, её субъектов в соответствии с положениями статьи 72 Конституции. Нормы уголовного и административного законодательства Российской Федерации раскрывают её отраслевое содержание. Так понятие «общественная безопасность» в Особенной части Уголовного кодекса РФ является родовым объектом преступлений, которые предусмотрены разделом IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Глава 20 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за совершение правонарушений, объектом посягательства которых является общественный порядок и общественная безопасность.
Государственная, общественная и личная безопасность рассматривается как взаимосвязанные специальные правовые категории, так как «безопасность» связана с субъектами обеспечения безопасности государством, обществом и личностью. При данном подходе государственная безопасность как правовая категория обозначает состояние защищенности основ конституционного строя, главных устоев государства, суверенитета и территориальной целостности, а также прав и свобод человека и гражданина от факторов и условий, которые создают опасность причинения ущерба данным интересам. Объекты государственной безопасности – конституционные основы существования и деятельности государства: конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность, другие законные интересы РФ, а также субъектов РФ, которые позволяют перспективно развиваться российскому государству. В современном мире внутренние факторы несут наибольшую угрозу для государственной безопасности Российской Федерации, их необходимо учитывать при разработке концепции обеспечения государственной безопасности, такие как: медленное повышение качества жизни; социальное расслоение общества; безработица; увеличение удельного веса девиантного поведения; коррупция; другие негативные явления в различных сферах жизнедеятельности государства и общества. Не решив данные проблемы невозможно достигнуть безопасного существования и национального единства. Общественная безопасность как правовая категория, обозначает состояние безопасности от факторов и условий, которые создают опасность причинения ущерба материальным и духовным ценностям, конституционным правам и свободам человека и гражданина.