ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Математика 10 класс Дата ___________
Тема: ЦЕЛЫЕ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Цели:
1) уметь записывать бесконечную десятичную дробь в виде обыкновенной, уметь выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями.
2) Развивать мышление, умение анализировать и делать выводы.
3) Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах.
Ход урока
-
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
-
Теоретическая часть.
-
Первоначально под числом понимали лишь натуральные числа, которых достаточно для счета отдельных предметов.
Множество N = {1; 2; 3; ...} натуральных чисел замкнуто относительно операций сложения и умножения.
Это значит, что сумма и произведение натуральных чисел являются числами натуральными.
-
Однако разность двух натуральных чисел уже не всегда является натуральным числом.
Приведите примеры.
(5- 5 = 0; 5-7 = -2, числа 0 и -2 не являются натуральными.)
Так, результат вычитания двух одинаковых натуральных чисел приводит к понятию нуля и введению множества целых неотрицательных чисел Хо = {0; 1; 2;...},
Чтобы сделать выполнимой операцию вычитания, вводят отрицательные целые числа, то есть числа, противоположные натуральным. Таким образом получают множество целых чисел.
X = {...-3; -2; -1; 0; 1; 2; ...}.
-
Чтобы сделать выполнимой операцию деления на любое число, не равное нулю, необходимо к множеству всех целых чисел присоединить множество всех положительных и отрицательных дробей. В результате получается множество рациональных чисел.
При выполнении четырех арифметических действий (кроме деления на нуль) над рациональными числами всегда получаются рациональные числа.
-
Каждое рациональное число можно представить в виде бесконечной периодической десятичной дроби.
Вспомним, что такое периодическая дробь. Это бесконечная десятичная дробь, у которой начиная с некоторого десятичного знака повторяется одна и та же цифра или несколько цифр - период дроби. Например, 0,3333... = 0,(3) 1,057373... = 1,05(73).
Читаются эти дроби так: «0 целых и 3 в периоде», «1 целая, 5 сотых и 73 в периоде».
Запишем рациональные числа в виде бесконечной периодической десятичной дроби:
натуральное число 25 = 25,00... = 25,(0);
целое число -7 = -7,00... = -7,(0);
обыкновенная дробь = -2,300... = -2,3(0);
& = 1,533... = 1,5(3).
-
Воспользуемся алгоритмом деления уголком:
Справедливо и обратное утверждение: каждая бесконечная периодическая десятичная дробь является рациональным числом, так как может быть представлена в виде дроби —, где ш - целое п
Нужно умножить дробь на 10п, где п - количество десятичных знаков, содержащихся в записи этой дроби до периода: х-10п.
Умножаем на 10к, где к - количество цифр в периоде.
х-10п 10к = х-10п+к.
Отнимем от равенства (2) равенство (1), решим полученное уравнение.
число, п - натуральное число. Рассмотрим в качестве примера задачу 2 из параграфа учебника и составим алгоритм.Пусть х = 0,2(18). Умножая на 10, получаем
10х = 2,1818...
Умножая обе части последнего равенства на 100, находим 1000х = 218,1818...
Вычитая из равенства (2) равенство (1), получаем 990х = 216.
Ш. Практическая часть.
№ 1(1)-на доске.
№1(3)-под диктовку. (Все учащиеся выполняют задание в тетрадях, один ученик проговаривает вслух решение.)
№ 1(5)-самостоятельно. (Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Выполнив задание, ученик поднимает руку. Дождавшись, когда весь класс или его большая часть справится с заданием, проверяем решение. Либо учитель опрашивает нескольких учеников, либо один ученик сообщает ответ и выясняем, нет ли другого ответа, либо учитель сам сообщает верный ответ. Желательно использовать сигнальные карточки - карточки с одной стороны зеленого цвета, с другой - красного. Каждый ученик имеет такую карточку, если он согласен с прозвучавшим ответом, то показывает учителю зеленую сторону карточки, если не согласен - красную.)
№ 2(1)
№ 2(3) № 2(5)
№ 3(6)
№4
№ 5(1) Домашнее задание: № 1 (2, 4, 6), № 2 (2, 4, 6), № 3 (2, 4), № 5 (2).
-
Итог урока: по вопросам.
-
Множества каких чисел вы знаете? {Натуральные, целые, рациональные). Приведите примеры. -
Что такое периодическая дробь? Как записать ее в виде обыкновенной?
Математика 10 класс Дата ___________
Тема: ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Цели:
1) уметь выполнять вычисления с иррациональными выражениями, сравнивать числовые значения иррациональных выражений.
2) Развивать практические умения и навыки учащихся.
3) Воспитывать положительную мотивацию к изучаемому предмету
Ход урока
-
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
-
Теоретическая часть.
Необходимость дальнейшего расширения множества чисел связана в основном с двумя причинами. Во-первых, рациональных чисел недостаточно для выражения результатов измерений (например, нельзя выразить рациональным числом длину диагонали квадрата со стороной 1). Во-вторых, такие числовые выражения, как 73 , 1/5,8Ш 1°ит. д., не являются рациональными числами.
Объединение множества рациональных чисел и множества иррациональных чисел (бесконечных десятичных непериодических дробей) дает множество К действительных чисел.
Действительным числом называется бесконечная десятичная дробь, то есть дробь вида
+ао,а]а2а3 ... или-ао^агаз...,
где ао - целое неотрицательное число, а каждая из букв а1,а2,а3 ... - это одна из десяти цифр: 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Арифметические операции над действительными числами обычно заменяются операциями над их приближениями.
Например, 72 = 1,4142135...
7з= 1,7320508....
Вычислим сумму
с точностью до единицы:
72+73= 1,4+ 1, 7 = 3,1 = 3;
с точностью до десятой:
72+7з = 1,41 + 1,73 = 3,14 = 3,1;
с точностью до сотой:
72 + 73 = 1,414+ 1,732 = 3,146 = 3,15 и т.д.
Числа 3; 3,1; 3,15 и т. д. являются последовательными приближениями значения суммы 72 + 7з.
Пусть X], Хг, ..., хп, ... - последовательные приближения действительного числа х с точностью до 1, до 0,1, до 0,01 и т. д. Тогда погрешность приближения | х - хп | как угодно близко приближается к нулю.
| х - хп | —> 0 при п —> 00
или Нт | х - хп I =0
(Читается: «| х - хп I стремится к нулю при и, стремящемся к бесконечности» или «предел | х - хп I при п, стремящемся к бесконечности, равен нулю».)
То есть, хп —> х при п —> со
или Нт хп = х
Все основные действия над рациональными числами сохраняются и
-
для действительных чисел (переместительный, сочетательный и распределительный законы, правила сравнения, правила раскрытия скобок и т. д.). -
Модуль действительного числа х обозначается | х | и определяется так же, как и модуль рационального числа:
'х, если х > 0,
.-х, если х < 0.
-
Практическая часть.
№6.
№ 8
№9(1,3,5)
№10(1)
№ 10 (2)
№10(3)
№10 (4)
№ 11(1)
№12
IV Домашнее задание: № 9 (2, 4, 6), № 11 (2), № 93.
V Итог урока. Провести самоанализ (Чему я научился на этом уроке: Что нового узнал?)
Математика 10 класс Дата ___________
Тема: БЕСКОНЕЧНО УБЫВАЮЩАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ
Цели:
1) Знать, какая прогрессия называется геометрической, что такое бесконечно убывающая геометрическая прогрессия,
2) Развивать практические умения и навыки учащихся.
3) Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка домашнего задания
II. Теоретическая часть.
Рассмотрим квадрат со стороной, равной 1. Нарисуем ещё один квадрат, сторона которого равна половине первого квадрата, затем ещё один, сторона которого – половина второго, потом следующий и т.д. Каждый раз сторона нового квадрата равна половине предыдущего.
В результате, мы получили последовательность сторон квадратов образующих геометрическую прогрессию со знаменателем .
И, что очень важно, чем больше мы будем строить таких квадратов, тем меньше будет сторона квадрата. Например,
Т.е. с возрастанием номера n члены прогрессии приближаются к нулю.
С помощью этого рисунка можно рассмотреть и ещё одну последовательность.
Например, последовательность площадей квадратов:
. И, опять, если n неограниченно возрастает, то площадь, как угодно близко приближается к нулю.
Рассмотрим ещё один пример. Равносторонний треугольник со стороной равной 1см. Построим следующий треугольник с вершинами в серединах сторон 1-го треугольника, по теореме о средней линии треугольника – сторона 2-го равна половине стороны первого, сторона 3-го – половине стороны 2-го и т.д. Опять получаем последовательность длин сторон треугольников.
при .
Если рассмотреть геометрическую прогрессию с отрицательным знаменателем.
То, опять, с возрастанием номера n члены прогрессии приближаются к нулю.
Обратим внимание на знаменатели этих последовательностей. Везде знаменатели были меньше 1 по модулю.
Можно сделать вывод: геометрическая прогрессия будет бесконечно убывающей, если модуль её знаменателя меньше 1.
Определение:
Геометрическая прогрессия называется бесконечно убывающей, если модуль её знаменателя меньше единицы. .
С помощью определения можно решить вопрос о том, является ли геометрическая прогрессия бесконечно убывающей или нет.
Задача
Является ли последовательность бесконечно убывающей геометрической прогрессией, если она заданна формулой:
; .
Решение:
. Найдем q.