Файл: Реферат на тему Конституция рф правовая основа всех систем безопасности, стабильности и правопорядка в стране. Конституционная защита прав и свобод человека и гражданина.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Конституция Российской Федерации……………………………………….4
4. Защита прав и свобод гражданина по Конституции России……………..13
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………24
1. Конституция Российской Федерации
2. Конституция РФ — правовая основа всех систем безопасности, стабильности и правопорядка в стране
В решении вопроса об аресте вправе принимать участие защитник, необходимо наличие самого задержанного для дачи пояснений, дабы суд в каждом случае индивидуально решал вопрос: есть ли необходимость лишить лицо свободы. Законом определены предельные сроки содержания под стражей в ходе предварительного расследования - 1,5 года.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ - жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом (см., например, Закон о полиции, или на основании судебного решения.
Согласно статье 31 - граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. (Пикетирование осуществляется небольшой группой людей, движущихся или стоящих без движения, держащих в руках лозунги, плакаты, иные предметы, иллюстрирующие их идеи и взгляды).
Статья 37 устанавливает: труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Таким образом, запрещено требовать от лица исполнения работы под угрозой какого-либо наказания (не охватывается понятием принудительного труда служба в Вооруженных Силах, исполнение трудовых обязанностей в связи с отбыванием наказания по приговору суда).
Право российских граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в Статье 41 Конституции РФ. Согласно данной статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Так, административное законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил по охране труда, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, за выброс загрязняющих веществ в окружающую среду с превышением предельно допустимых концентраций, и др. Гражданское законодательство предусматривает обязанность возместить материальный ущерб и сопряженный с ним моральный вред (нравственные и физические страдания), причиненные здоровью. Уголовное законодательство предусматривает наказание за причинение телесных повреждений, истязание, побои, заражение венерической болезнью, ВИЧ-инфекцией, загрязнение водоемов и воздуха, загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей и для живых ресурсов моря; склонение к потреблению наркотических веществ и другие преступления, посягающие на здоровье или создающие угрозу здоровью людей.
Статьи 42 и 58 Конституции РФ определяют конституционные экологические права и обязанности граждан РФ. Так, в соответствии со ст. 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 58 - каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В ст. 49 закреплен принцип презумпции невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
В соответствии со ст. 51 - никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Из требований ст. 51 вытекает, что органы расследования и суд не вправе добиваться от человека показаний, обвиняющих его самого, его супруга и близких родственников; дать подобные показания - право, а не обязанность. Таким образом, не наступает уголовная ответственность за укрывательство и недонесение о совершении преступления супругом или близкими родственниками.
Право на неприкосновенность частной жизни. Частная жизнь - это область семейных, деловых, дружеских отношений людей. В частной жизни люди занимаются своими делами, добиваются удовлетворения личных интересов, действуют как частные лица, не наделенные никакими официальными функциями.
В статье 48 Конституции каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно, например, больным и несовершеннолетним.
Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 52 Конституции предусматривает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Следует признать, что вопросы компенсации пока решаются не всегда адекватно ущербу.
Статья 53 очень важна тем, что декларирует право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Уже немало фактов защиты названного права в судебном порядке, например, при неправильном увольнении.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Одна из гарантий данного правила заложена в ст. 56, которая устанавливает, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ.
Но, осуществляя свои права и свободы, нельзя допускать какого-либо нарушения прав и свобод другой личности. В противном случае важно знать, что часть 3 статьи 55 Конституции все же предусматривает ограничение некоторых прав и свобод. Приведем это положение полностью: “Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства”.
На положениях этой статьи строятся все нормы других российских законов (о безопасности, о милиции, об охране и т.д.), определяющие меры воздействия к правонарушителям, меры необходимой обороны, частной и общественной безопасности, право на обыск, задержание, иные принудительные меры и ограничения.
Статья 64 закрепляет нерушимость основных прав и свобод. В ней указывается, что они составляют основы правового статуса личности в России и не могут быть изменены простым голосованием и простым большинством голосов депутатов Государственной Думы. Для этого понадобятся более сложные процедуры, предусмотренные Конституцией. Так создан правовой механизм стабильности основного закона, что немаловажно для стабильности всех общественных отношений в стране, в том числе и в экономике, и в социальной сфере.
К сожалению, в административном, финансовом, налоговом, таможенном законодательстве, в подзаконных актах органов управления образованием, такой стабильности пока нет, что негативно сказывается на процессах, происходящих в сфере образования.
Согласно Статье 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
Статья 59 устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Под защитой Отечества понимается прежде всего оборона страны, охрана ее суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории. Уклонение от призыва на военную службу (ст. 328 ч.1 УК) при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы (ст. 328 ч.2 УК) лиц, освобожденных от военной службы - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
Активизирована роль таких важных правозащитных инструментов, как судебная власть, неправительственные и общественные организации. Однако с вступлением в Совет Европы и ратификацией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод перед нашей страной выдвинуты в качестве обязательных условия ускоренного приведения национального законодательства в соответствие с европейскими стандартами и совершенствования деятельности органов власти с тем, чтобы во взаимоотношениях государства и гражданина приоритетными были права человека.
Необходимо объективное осмысление проблем современного правозащитного движения, в частности конфронтационного характера выступлений отдельных его лидеров. В массовом движении за права человека ни одна из многочисленных правозащитных структур не имеет права на монопольное влияние, а успех возможен только на пути конструктивного сотрудничества правозащитных организаций, власти и государства.
Заключение
Конституция Российской Федерации выступает высшим выражением и формальным закреплением достигнутого в обществе консенсуса относительно базовых национальных интересов и ценностей, то есть так называемого общественного договора, и выражает в себе соглашение между ключевыми слоями общества – с одной стороны, и государства – с другой.
Не может быть эффективным обеспечение государственной безопасности, если оно осуществляется в порядке непосредственного реагирования на ситуацию, которая сложилась к определенному времени. Оно должно быть заблаговременным, спрогнозированным, направленным на меры по выявлению факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на условия функционирования безопасности, именно поэтому в Российской Федерации создана многоуровневая и многоступенчатая система государственных органов, целью и приоритетом которых является защита государственной безопасности. Поэтому можно уверенно сказать, что именно Конституция России служит тем самым правовым фундаментом, базисом, благодаря которому строится вся система органов правопорядка. Она является основным законом России. Нет другого нормативного акта, который регулировал бы абсолютно все стороны общественной жизни в России, затрагивал бы права и обязанности каждого, обеспечивал бы гарантии для успешного развития каждой личности, живущей в стране.
Список использованной литературы
1. Абаев Л.Ч., Вавилов А.И. Угрозы национальной безопасности России: экспертный взгляд // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2018. Вып. 3 (806). С. 9-20.
2. Абдулатипов Р. Г. Правовое обеспечение национальной и федеративной политики Российского государства // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы международной конференции. М., 1999. С. 83-85.
3. Акаев У.Ю. Национальная безопасность: понятие, виды, формы обеспечения // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 3. С. 94–95.
4. Ахметов А.И., Аминов И.Р. Понятие, цели и виды национальной безопасности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. Т. 5-2 (44). С. 199-201.
5. Безуглова Е.И., Лазарева Е.Д. Основные угрозы духовной безопасности России // Символ науки. 2019. № 3. С. 60-61.
6. Донская М. В. Национальная безопасность в свете поправок в конституцию РФ: вектор совершенствования законодательства // Вестник экономической безопасности. - 2021. - №1. – С. 17-20.
7. Егоров Ю. Н., Никитина Л. К., Хохлова О. М. Национальная безопасность России в современном мире в условиях глобализации // Вестник Воронежского института МВД России. – 2019 - № 1. – С. 145-150.
8. Елфимова О. С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // Lex Russica. - 2016. - № 10. - С. 15—28.
9. Ивановский Б.Г. Стратегия безопасности национальной экономики: понятие, критерии, угрозы // Экономические и социальные проблемы России. 2017. № 1. С. 10-43. 67