Файл: Реферат на тему Конституция рф правовая основа всех систем безопасности, стабильности и правопорядка в стране. Конституционная защита прав и свобод человека и гражданина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Конституция РФ — правовая основа всех систем безопасности, стабильности и правопорядка в стране


Государственная безопасность представляет собой систему мер по защите конституционных основ государства, территориальной целостности и неприкосновенности государства. Важнейшими элементами обеспечения обороны и безопасности государства, защиты конституционных основ, является Президент Российской Федерации, а так же составляющие структуры законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, таких как, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, органы государственной безопасности, Вооруженные силы, органы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура. Все перечисленные органы власти, осуществляют свою деятельность, которая представлена, прежде всего, в защите интересов государственной безопасности Российской Федерации.

Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ, закрепляет принципы обеспечения безопасности и определяет круг органов публичной власти, которые уполномочены осуществлять меры по обеспечению национальной безопасности. Сюда можно отнести не только государственные органы, но и органы местного самоуправления.сновная задача Федеральной службы безопасности Российской Федерации, как органа государственной безопасности – осуществление мер по защите конституционных основ Российской Федерации. Нормативным актом, который регламентирует работу Федеральной службы безопасности Российской Федерации является Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 №40- ФЗ. Конституция РФ, международные договоры РФ, ратифицированные в установленном порядке, а также вышеупомянутый федеральный закон являются правовой основой для федеральной службы безопасности [5]. Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, судебные органы и органы прокуратуры контролируют деятельность органов федеральной службы безопасности. Объективно, контроль необходим для того, чтобы не было злоупотреблений полномочиями со стороны органов безопасности. Данный контроль является сдерживающим фактором, гарантирующим защиту от произвола.

Федеральный закон «О государственной охране» от 27.05.1996 №57-ФЗ определяет задачи и принципы в данной сфере.

Правовой основой для работы органов государственной охраны служат так же Конституция РФ, международные договоры

РФ, а также федеральные законы. Органом государственной охраны является Федеральная служба охраны Российской Федерации. Безусловно, данный орган является неотъемлемой частью системы обеспечения безопасности, так как его основной задачей можно назвать защиту государственных деятелей, объектов государственной важности.


Любое государство нуждается в защите как от внешних, так и внутренних угроз.

Российская Федерация не является исключением, в связи с нестабильной международной обстановкой, провокациями со стороны иностранных государств, иными факторами. Именно поэтому в целях охраны интересов государства в Российской

Федерации действует система органов власти, уполномоченных на осуществление мер по защите конституционного строя, обеспечению государственной безопасности. Их координирует непосредственно Президент Российской Федерации.

В данную систему относятся не только так называемые «спецслужбы», но так же и органы внутренних дел, которые каждый день сталкиваются с разными проявлениями преступности, в том числе и терроризмом. Правильно выстроенная система правоохранительных органов, спецслужб и иных органов власти на сегодняшний день просто необходима. Без этого невозможно говорить не только о защищенности государства в целом, но и личности в частности.

Одновременно происходит информатизация политических, экономических и социальных отношений, мотивирующая стойкую привязанность отдельного индивида к этническим общностям. При этом перспективы модификации способов принятия управленческих решений, например, перераспределение функций, ранее закреплённых за государством, в пользу неформальных институтов осуществляется только в случае, когда это выгодно с экономической точки зрения.

Население – это один из признаков, из которых слагается государство. Поэтому безопасность государства напрямую влияет на безопасность отдельного человека.

Только в таком случае можно говорить о свободном развитии гражданина, функционировании гражданского общества, работе учреждений и общественных организаций. Социальная функция государства, которая заключается в заботе о своих гражданах, никак не может осуществляться, если государство не может обезопасить себя. Защищенность основ государственности – начало успешного функционирования всех сфер. Невозможного говорить о хорошем социальном обеспечении, высоком уровне здравоохранения, образования, если речь идет о слабом государстве, которое не может противостоять угрозам современности. Сильное и защищенное государство – фундамент и опора для развития и жизнедеятельности общества. И данная задача невыполнима без хорошо работающего «силового» блока, который будет выявлять, предупреждать угрозы, противостоять им.



Таким образом, Конституция РФ служит правовой основой для всех без исключения органов государственной власти, которые уполномочены решать вопросы в области обеспечения безопасности страны.

Не может быть эффективным обеспечение государственной безопасности, если оно осуществляется в порядке непосредственного реагирования на ситуацию, которая сложилась к определенному времени. Оно должно быть заблаговременным, спрогнозированным, направленным на меры по выявлению факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на условия функционирования безопасности, именно поэтому в Российской Федерации создана многоуровневая и многоступенчатая система государственных органов, целью и приоритетом которых является защита государственной безопасности. Поэтому можно уверенно сказать, что именно Конституция России служит тем самым правовым фундаментом, базисом, благодаря которому строится вся система органов правопорядка. Она является основным законом России. Нет другого нормативного акта, который регулировал бы абсолютно все стороны общественной жизни в России, затрагивал бы права и обязанности каждого, обеспечивал бы гарантии для успешного развития каждой личности, живущей в стране. Поэтому вывод о том, что самой первой и важной правовой основой государственной безопасности является Конституция России, безусловен.

3. Защита прав и свобод гражданина по Конституции России


Вторая глава Конституции конкретизирует и развивает положения о человеке и гражданине, его правах и свободах как высшей ценности. Конституция Российской Федерации исходит, из принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Российское государство обязано через деятельность органов государственной власти, суды, прокуратуру и органы охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту. Приведем ряд статей, на которые педагогам и сотрудникам, отвечающим за безопасность, следует обратить особое внимание при защите своих и чужих прав.

Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение всех остальных российских законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18).

В обновленных кодексах и других нормативных актах в соответствии с требованиями Конституции, на первое место ставятся интересы человека, его права и свободы, его собственность. Основные права и свободы человека и гражданина позволяют личности быть свободной в своей деятельности от государства (свобода совести, свобода слова и убеждений и т.д.); политические права, благодаря которым граждане могут свободно участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности; экономические права, которые предполагают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг; социальные права, которые касаются наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице), здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.


Права и свободы человека накладывают на него определенные обязанности: не посягать на права и свободы других лиц, уважать конституционный демократический строй своей страны, общественную мораль. Статья 17 устанавливает, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно данной статье РФ признает принципы и нормы международного права, а именно Всеобщую декларацию прав человека ( 10 декабря 1948 года), Международные пакты о правах человека, международные конвенции о правах и свободах. Данная статья утверждает все права и свободы человека как основные. Тем самым подтверждается их равноценность. Здесь же определены два свойства основных прав: неотчуждаемость, согласно которой ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без законных на то оснований (например, возможна конфискация имущества по приговору суда) и в свою очередь сам гражданин не может отказаться от этих прав. Нарушенные права гражданина должны быть восстановлены в соответствии с законом самим нарушителем либо государством.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ - все равны перед законом и судом. Этот принцип распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Закон является общим для всех и закрепляет равные права и свободы личности. Суд призван эффективно защищать права и свободы человека.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Защита принципа равноправия предусмотрена ст. 136 УК РФ, согласно которой умышленные действия, нарушающие равноправие граждан по признаку расы, национальности, отношения к религии, наказываются лишением свободы (до 2лет) или штрафом. Часть 3 ст. 19 Конституции определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для реализации своих прав.


Право на жизнь является самым важным среди основных прав человека, принадлежащих каждому от рождения и неотчуждаемых. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. дано следующее определение: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» (ч. 1 ст. 6).

В ст. 20 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жизнь.

Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни предусмотрены гл. 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК), ст. 184-186. Так в ст. 186 УИК закреплено, что смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствие остальных. При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач.

Статья 21 закрепляет: достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Под достоинством личности понимается оценка самим человеком и окружающими его нравственных и интеллектуальных качеств (уровень знаний, репутация, моральные качества и др.). Достоинство любого человека, его честь и доброе имя подлежат защите независимо от его социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих.

В Уголовном кодексе РФ предусмотрены составы преступлений, посягающих на честь и достоинство граждан. Клевета (ст. 129 УК) и оскорбление (ст. 130 УК), как преступления, предусмотренные УК РФ, направлены на унижение чести и достоинства личности: оскорбление направлено на унижение личного достоинства человека в позорящей его форме; клевета подрывает общественную оценку личности, влияет на репутацию человека в обществе.

В соответствии со ст. 22 Конституции - каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Право на свободу и личную неприкосновенность - важнейшее право человека, получаемое с момента рождения.