Файл: Урок 53 Раздел Раздел vii. Высшая ценность права человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краткосрочный план Урок 62




Раздел

Раздел VIII. Современное общество: миграция.

ФИО педагога

Школа:

Дата




Класс 11

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


ТЕМА УРОКА §56. Н.А. Тэффи. Ностальгия

Цели обучения в соответствии с учебной программой

Ч.11.3.5 анализировать содержание художественных произведений, сравнивая их с другими художественными произведениями или произведениями других видов искусств;

П. 11.4.3 представлять информацию в виде сплошного текста, сравнивая данные таблиц, схем, диаграмм, объединенных одной темой или проблемой;

ИЯЕ. 11.5.2 использовать неполные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения.

Цели урока

сравнивать тексты, понимать основную и детальную информацию сообщения; анализировать содержание художественных произведений.

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Ресурсы


Оценивание


Начало урока

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.!

.


Компьютер Интерактивная доска Учебник

«Трехчастный дневник»

Презентация


ФО

Взаимооценка.



Середина урока
15 мин.

II. Актуализация знаний. Прогнозирование.

Учитель предлагает прочитать эпиграф и догадаться, о чем будет идти речь на данном уроке.

Пыль Москвы на ленте старой шляпы

Я как символ свято берегу...

Л.Г. Мунштейн

(Я) Ознакомьтесь со словарной статьей слова ностальгия. Попробуйте предположить, почему произведение Н.А. Тэффи называется

«Ностальгия».

Ностальгúя, -и, ж. (гр. nostos возвращение домой + algos страдание, боль) – тоска по родине; тоска по минувшему, утраченному. (Из «Иллюстрированного словаря иностранных слов» Е.А. Гришина)

III. Изучение нового материала

Читаем и пишем

Упр. 1. Обратите внимание на слова в 1-й графе. Найдите их толкование во 2-й графе. В 3-й графе напишите их перевод или объяснение слова на казахском языке.

Слушаем и говорим

Упр. 2. Послушайте начало рассказа Н.А. Тэффи

«Ностальгия». Подтвердились ли ваши предположения относительно названия рассказа?

Читаем и анализируем

Упр. 3. Прочитайте продолжение рассказа.

Какие действия происходят в нем и когда? Упр. 4. Заполните «Таблицу-синтез».



Ключевые слова, помогающие передать грусть, воспоминания, тоску по Родине

Толкование

Выписки из

текста







(Г) Работа в группах.

Деление на группы. «Открытки». Учащиеся получают фрагмент открыток, находят части своей открытки и образовывают группы. Задание

Дайте оценку прочитанному произведению, используя метод 6 шляп мышления.

Критерии для оценивания работы группы:

  • правильность изложения материала;

  • логика изложения материала, четкость;

  • культура изложения материала;

  • дополнения других групп;

поведение в группе, умение сотрудничать.

IV. Освоение изученного материала. Обсуждаем произведение

Упр. 5. Распределите вопросы по группам и ответьте на них.

Упр. 6. Заполните таблицу.



Тема рассказа «Ностальгия»

Основная идея рассказа

Проблемы, которые автор рассматривает

Исторические факты

Смысл названия рассказа Н.А.

Тэффи





























Прогнозирование учащимися темы урока, просмотр презентации, запись основных дат из жизни писателя.

((Деятельность учащихся) К

Учащиеся с помощью опорной таблицы подбирают примеры, отвечают на вопросы.

Г) Деятельность учащихся. Работают с учебником, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, разыгрывают фрагменты монолога.





Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки


После чтения текста

№1 – взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание».

Дескрипторы

Конец урока

5 мин.

V. Закрепление изученного материала

Упр. 7. Выпишите из текста рассказа

Н.А. Тэффи «Ностальгия» афористические выражения.

Упр.8. Прочитайте. На какие размышления наводит вас данный текст и эпиграф к уроку? Почему Н.А. Тэффи сравнивает себя с женой Лота?

Домашнее задание

Для самостоятельного изучения предлагается

«УС».

Подготовьте «Литературную визитку» о жизни и творчестве Н.А. Тэффи, дайте обзорную характеристику ее творчества.

  1. Подготовьте подробный или сжатый пересказ рассказа Н.А. Тэффи «Ностальгия». Ответьте письменно на вопрос: «Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ»?





С помощью смайликов изображают свое настроение.
.





Рефлексия

  • Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

  • Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?




Дифференциация

Как вы планируете поддерживать учащихся

Оценивание Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся

Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность Связи с ценностями

Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности. Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Оценивание учителя – «Устная похвала». Самооценивание – «Лестница успеха», Взаимооценивание – «Аплодисменты».

Устанавливается межпредметная связь с всемирной историей. Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию. Воспитание интереса к истории, формирование бережного отношения к историческим ценностям своей Родины.




Краткосрочный план Урок 63




Раздел

Раздел VIII. Современное общество: миграция.

ФИО педагога

Школа:

Дата




Класс 11

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


ТЕМА УРОКА §57. «Поэт предельной правды чувства»

Цели обучения в соответствии с учебной программой

Г. 11.2.6 создавать высказывание, сравнивая информацию двух рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм;

Ч. 11.3.7 сравнивать цели, целевую аудиторию, авторскую позицию, жанровые и стилистические особенности текстов;

П. 11.4.3 представлять информацию в виде сплошного текста, сравнивая данные таблиц, схем, диаграмм, объединенных одной темой или проблемой.

Цели урока

прогнозировать причины и следствия по предложенной проблеме; создавать развернутое монологическое высказывание для публичного выступления.

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Ресурсы


Оценивание


Начало урока

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

(К) Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!

.


Компьютер Интерактивная доска Учебник

«Трехчастный дневник»

Презентация


ФО

Взаимооценка.



Середина урока
15 мин.

II. Актуализация знаний.

Прогнозирование.

Эпиграф

Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот теряет ее лишь вместе с жизнью

М. И. Цветаева

(Я) Прочитайте и прокомментируйте эпиграф к уроку. Ответьте, почему эти строки взяты в качестве эпиграфа?

Беседа с учащимися:

– Что вам известно о жизни и творчестве Марины Цветаевой?

Читаем и говорим

Упр. 1. Прочитайте фрагменты воспоминаний о М.И. Цветаевой. Какие черты характера и особенности творчества поэтессы отмечали современники? Заполните таблицу цитатами и постройте интеллект-карту «М. Цветаева – поэт и человек».

Черты характера М.И. Цветаевой

Особенности творчества





Методический прием: «Знаю – хочу узнать – узнал»

III. Изучение нового материала

(К, Г) Обсуждаем и пишем

Упр. 2. Запишите две понравившиеся вам цитаты, выберите ключевые слова или словосочетания и заполните «Таблицусинтез».

Ключевые слова

Толкование

Выписки из текста







Упр. 3. Прочитайте стихотворение «Родина» М.И. Цветаевой. О чем оно? Какую мысль пытается донести до читателей поэт?

Анализируем художественно изобразительные средства.

Упр. 4. Терминологический диктант с взаимопроверкой.

Соотнесите термин и его значение.


1

Образное определение

А

эпитет

2

Скрытое сравнение, основанное на переносном значении слова

Б

метафора

3

Образное сопоставление двух предметов, явлений

В

сравнение

4

Противопоставление предметов, явлений

Г

антитеза

5

Синтаксические конструкции, усиливающие эмоциональность поэтической речи

Д

риторические фигуры

6

Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность

Е

аллитерация

7

Одинаковое начало фраз

Д

анафора

8

Прием звуковой организации текста, повторение гласных звуков

З

ассонанс

9

Образное преувеличение

И

гипербола

10

Наделение неживой природы человеческими качествами

К

олицетворение

IV. Освоение изученного материала.

Упр. 5. Разделите данные вопросы на

«тонкие» и «толстые» и ответьте на них.

  1. Какое слово неоднократно повторяется в стихотворении М.И. Цветаевой «Родина»?

  2. Как называется такое средство выразительности?

  3. Какое средство выразительности использовано во фразе «О неподатливый язык!»?

  4. Какое лексическое средство использовано во фразе «Чужбина, родина моя!»?

  5. Какое средство выразительности использовано во фразе «Даль, прирожденная, как боль...»?

  6. Какое выразительное средство использовано во фразе «распрь моих земля»?

  7. Какова основная мысль стихотворения «Родина»?

  8. Сколько восклицательных знаков и тире в стихотворении?

  9. Какова роль пунктуационных знаков в этом стихотворении? Объясните их постановку.

Обсуждаем произведение

Упр. 6. Используя данный план анализа стихотворения, проведите обсуждение произведения М.И. Цветаевой «Родина».

План анализа лирического стихотворения: 1. История создания стихотворения или поэтического цикла.

  1. Тема стихотворения.

  2. Поэтические образы в стихотворении. 4. Образ лирического героя (героини) стихотворения.

5. Особенности поэтической речи

(художественно-изобразительные средства). 6. Ведущие средства создания образов лирического стихотворения.

  1. Особенности авторской поэтической стилистики.

  2. Впечатление от стихотворения

(читательское восприятие). Речевой тренинг

Упр. 7. На основе данной информации составьте схему «Фишбоун».

Проблема: тоска по родине.

Причины тоски: несколько лет

М.И. Цветаевой пришлось провести за границей в эмиграции.

Факты: одиночество, бедность, унижение, непонимание.

Вывод: поэтесса дает нам понять, что в душе каждого человека, как и в душе лирической героини, навсегда есть и будет частичка Родины, места, где ты родился и к которому тебя будет тянуть всю жизнь. Упр. 8. Совершите виртуальную экскурсию в Дом-музей Марины Цветаевой в Москве, используя дополнительные источники информации.

(http://www.dommuseum.ru/) Упр. 9. Подготовьте устное выступление. Используя ПОПС-формулу, раскройте смысл приведенного ниже завещания

М.И. Цветаевой и поделитесь собственным мнением.

Где судьба бы вам жить не велела,

В шумном свете иль в сельской тиши,

Расточайте без счета и смело

Все сокровища вашей души…

Критерии оценивания данного задания: ✓ участвуют в диалоге;

  • обмениваются мнениями, отвечая на поставленные вопросы;

  • раскрывают смысл завещания М.И. Цветаевой.

V. Закрепление изученного материала Упр. 10. Почти все поэты обращались к теме Родины в своих произведениях. Конечно, каждый из них чувствовал ее по-своему. Вы прочитали стихотворения М.И. Цветаевой и В.В. Набокова с одинаковым названием «Родина».

Сравните и определите общие и отличительные черты этих двух лирических произведений. В чем своеобразие темы родины в лирике М.И. Цветаевой и В.В. Набокова? Заполните диаграмму Венна.

Упр. 11. Используя различные виды сложноподчиненных предложений, продолжите размышление:

  • Сегодня я узнал (-а)…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я понял (-а), что…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни… Упр. 12.

«Три М». Назовите три момента, которые у вас получились хорошо на уроке, и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу.


Ученики читают, определяют основную мысль.

(Деятельность учащихся) К

Прогнозирование учащимися темы урока. – Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Марины

Цветаевой, вписавшей в историю русской поэзии новаторскую, выразительную и исполненную высокого драматизма страницу.

(Деятельность учащихся) К

Учащиеся читают теоретический материал, читают стихотворение, определяют основную мысль, работают с карточкой-информатором.

читают тексты, определяют основную мысль, находят ключевые слова, пишут терминологический диктант.

(И) (Деятельность учащихся)

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Работают с учебником, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, готовят устное сообщение, составляют схему

«Фишбоун».





Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки


После чтения текста

№1 – взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание».

Дескрипторы



Конец урока

5 мин.

Домашнее задание

Для самостоятельного изучения предлагается «УС».

  1. Выучите наизусть стихотворение М.И. Цветаевой «Родина».

  2. Напишите сравнительно сопоставительное эссе на тему «Своеобразие темы родины в лирике

М. Цветаевой и В. Набокова».


Учащиеся на стикерах записывают свое мнение.

Оценивают работу одноклассников.





Рефлексия

Прием «Три М». Назовите три момента, которые у вас получились хорошо на уроке, и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу.

Дифференциация

Как вы планируете поддерживать учащихся

Оценивание Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся

Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность Связи с ценностями

Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности. Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Оценивание учителя – «Устная похвала». Самооценивание – «Лестница успеха», Взаимооценивание – «Аплодисменты».

Устанавливается межпредметная связь с всемирной историей. Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию. Воспитание интереса к истории, формирование бережного отношения к историческим ценностям своей Родины.


Краткосрочный план Урок 64




Раздел

Раздел VIII. Современное общество: миграция.

ФИО педагога

Школа:

Дата




Класс 11

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


ТЕМА УРОКА Сравнительно-сопоставительное эссе на тему «Своеобразие темы родины в лирике М. Цветаевой и В. Набокова»

Цели обучения в соответствии с учебной программой

П. 11.4.5 писать эссе, в том числе дискуссионное, сравнительно-сопоставительное.


Цели урока

строить устное и письменное высказывание на заданную тему; писать эссе.

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Ресурсы


Оценивание


Начало урока

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

(К) Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!

.


Компьютер Интерактивная доска Учебник

«Трехчастный дневник»

Презентация


ФО

Взаимооценка.



Середина урока
15 мин.

II. Актуализация знаний.

1. Вступление

  1. Уже к концу 20-х годов количество русских за пределами России исчислялось несколькими миллионами и жили они большими колониями. Писателей-эмигрантов уже в первые годы охватил страх невозможности длительного самостоятельного существования литературы вне родины. Они не верили, что им удастся вдали от основной массы соотечественников сохранить и развить родную речь, что можно, не видя постоянно природы родной страны, писать на равных с поэтами России. Отсюда их установка на сохранение традиций, чистоты и ясности языка классической литературы, что как культурное достояние можно было бы передать новым поколениям. Стихи того времени, независимо от демократических, монархических или иных убеждений ее творцов, по преимуществу, глубоко личные, интимные. Авторы стремятся высказать свое главное просто и точно. Они всегда любили Россию горячо и нежно. Но только в разлуке с ней некоторые из писателей смогли найти слова признания и любви. Ностальгия – боль по утраченному – такое состояние, которое не удалось избежать ни одному из покинувших Родину. В зависимости от причин эмиграции ностальгия может принимать различную окраску, но думы о Родине всегда составляют ее главную черту.

Беседа с учащимися:

  1. Что объединяет писателей-эмигрантов?

  2. Как отражается тоска по родной земле в лирических произведениях поэтов-эмигрантов?

  3. Кому посвящены самые пронзительные в своей откровенности стихи поэтов-эмигрантов?

  4. Какую роль играет Родина в жизни человека? – Почему у всех эмигрантов остается ностальгия по родной земле?

  5. О чем мечтают поэты-эмигранты? – Сделайте вывод на основе ответов.

Вывод:

В стихах русских эмигрантов немало трагизма, горечи, отчаянья. Но поэзию обогащают любые истинные чувства. Как писал вывезенный за границу в детстве поэт Игорь Чиннов, «недаром в стихах печаль превращается в счастье, над черной землей распускается белый цветок».

На протяжении многих лет писатели русского зарубежья были единственными носителями свободного слова, свободной мысли, неподконтрольного творчества, поскольку они никогда не были принуждены лгать или молчать. Человек по своей природе индивидуален

и пристрастен, и обретенная целостность культурного пространства не знаменует единодушие или всеединство. Бесспорно то, что наши соотечественники – эмигранты и изгнанники – на всех изломах судьбы были обращены лицом к России.

III. Изучение нового материала

Объявление темы урока и целей обучения. Мы познакомились с творчеством М. Цветаевой и В. Набокова и сегодня будем писать сравнительносопоставительное эссе на тему «Своеобразие темы родины в лирике М. Цветаевой и В. Набокова».– Давайте познакомимся с рекомендациями написания сравнительно-сопоставительного эссе.

(у учащихся на партах лежат листочки с рекомендациями написания сравнительно сопоставительного эссе).

Как писать сравнительно-сопоставительное эссеНачните сравнительно-сопоставительное эссе основательным введением, которое плавно переходит в тезисное предложение. Часть 1. Напишите введение.

  1. Очертите полную картину того, о чем будет ваше сочинение. Введение должно давать понятие о том, что вы собираетесь донести.

  2. Определите предмет изучения. Укажите, какие предметы, людей, идеи или события вы будете сравнивать и сопоставлять в основной части своего эссе.

  3. Включите нужную фоновую информацию. Ваше введение должно быть кратким, но исчерпывающим. До того, как вы обозначите тезис, предоставите подкрепляющие аргументы и позиции, необходимо уяснить, почему ваши предметы изучения достойны сравнения и сопоставления.

  4. Часть 2. Сформулируйте тезис (основное положение)Напишите тезис в конце своего введения. Это позволит узнать, что вы думаете о сравниваемых предметах, и вы настроите себя на написание эссе.

  5. Предоставьте одну идею или утверждение, которое объединяет предметы изучения. Даже если вы обнаружили больше различий, чем схожих качеств в своих предметах, что-то должно быть общим. Поясните это в своем тезисе.

3. Приведите свои доводы. Изложите то, чем вы собираетесь подкреплять свой тезис и утверждения о предметах, которые вы сравниваете и сопоставляете в своем эссе.

Часть 3. Оформление сравнительно сопоставительного эссе

  1. Решите, как вы представите остальную часть эссе, после завершения введения и тезисного предложения.

  2. Если вам не предоставили каких-то особых рекомендаций, выберите метод, который подходит для вашего собственного стиля написания и предмета изучения. Например, вы можете сначала написать о первом предмете, затем – о втором, а после этого сравните и сопоставьте их. Или вы можете сразу начать со сравнения и сопоставления обоих предметов.

  3. Напишите остальную часть в соответствии с методом организации эссе, который вы выбрали. Введение и тезисное предложение заложат хорошую основу для выполнения вашего задания.

  4. Освоение изученного материала.

(К) Учащиеся пишут сравнительно-сопоставительное эссе на тему «Своеобразие темы родины в лирике М. Цветаевой и В. Набокова». Учащиеся должны обозначить тезис, предоставить подкрепляющие аргументы и позиции, привести свои доводы. Перед началом написания важно выработать определенные критерии, по которым будет оцениваться работа. Например:

Критерии оценивания

Дескрипторы

Соблюдает структуру текстарассуждения

Полностью соблюдает

Не полностью соблюдает

Не соблюдает

Раскрывает тему

Полностью раскрывает

Частично раскрывает

Не раскрывает

Использует сложные предложения, однородные члены предложения, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения

Использует все синтаксические единицы

Использует не все синтаксические единицы

Не использует синтаксические единицы



Закрепление изученного материала На доске записаны речевые клише:

для передачи чужого мнения: некоторые считают, что…; есть мнение, что…; часто можно услышать, что…;

для передачи своих мыслей: но я думаю, но мне кажется, по-моему, я не согласен с этим. Учащиеся пишут эссе, используя сложные предложения, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения.

Дифференциация: учащимся с низкой мотивацией к учебе при написании эссе-рассуждения можно предложить ПОПС-формулу: П – позиция (я считаю, что…)

О – объяснение (потому что…)

П – пример/аргументы (я могу доказать это на примере…)

С – следствие (таким образом, … из этого можно сделать вывод, что…).



Ученики читают, определяют основную мысль.

Ученики знакомятся с рекомендациями написания сравнительно-сопоставительного эссе.






Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки


После чтения текста

№1 – взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание».

Дескрипторы



Конец урока

5 мин.

Рефлексия «Три М»:

Учащимся предлагается назвать три момента на уроке, когда они успешно справились с заданиями, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Учащиеся пишут эссе.




Рефлексия

Прием «Три М». Назовите три момента, которые у вас получились хорошо на уроке, и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу.

Дифференциация

Как вы планируете поддерживать учащихся

Оценивание Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся

Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность Связи с ценностями

Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности. Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Оценивание учителя – «Устная похвала». Самооценивание – «Лестница успеха», Взаимооценивание – «Аплодисменты».

Устанавливается межпредметная связь с всемирной историей. Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию. Воспитание интереса к истории, формирование бережного отношения к историческим ценностям своей Родины.