Файл: Современная система мотивации персонала в организациях (Теоретические аспекты системы мотивации работников в организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы мотивации работников в организации
1.1. Сущность, функции, задачи и принципы мотивации персонала
1.2. Основные задачи мотивации персонала
1.3. Методика анализа мотивации труда работников в организации
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала в ООО «Рус-Инжиниринг»
2.1. Социально-экономическая характеристика и анализ структуры персонала
Размер выплаты единовременной материальной помощи лицам указан в таблице 9.
Таблица 9
Размер выплаты единовременной материальной помощи лицам, уволившимся с предприятия в связи с уходом на пенсию при достижении пенсионного возраста, в том числе льготного, в связи с получением работником инвалидности I или II группы
Стаж работы на подземных работах |
Женщины на подземных работах |
На поверхности |
Размер среднего заработка |
|
10 лет |
7,5 лет |
15 лет |
2 мес. |
|
15 лет |
12,5 лет |
20 лет |
3 мес. |
|
20 лет |
17,5 |
25 лет |
4 мес. |
|
25 лет |
22,5 |
30 лет |
5 мес. |
|
30лет и выше |
27,2 и выше |
35 и выше |
6 мес. |
Материальные неденежные стимулы, дополняющие условия труда, применяются только для РСС, в большей степени для руководителей высшего звена. Часть имиджевых материальных неденежных стимулов применяется исключительно для руководителей высшего звена, часть не применяется вообще. Но, дополнительное медицинское страхование по расширенной программе применяется для всех групп и категорий персонала.
Индивидуальные материальные неденежные стимулы, за исключением потребительских кредитов/поручительств перед банком на неотложные нужды, применяется для всех групп и категорий персонала.
В Компании действует программа «Доступное жилье», по которой предприятие возмещает часть затрат на приобретение жилья молодым семьям, работающим в Компании.
Рассмотрим в ООО «РУС-Инжиниринг» не денежные вознаграждения, имеющие свой эквивалент в наличных деньгах, а именно доставка сотрудников (с работы), компенсация питания в столовой организации, для РСС оплата сотовой связи.
Таблица 10
Динамика затрат на материальное не денежное стимулирование
в ООО «РУС-Инжиниринг»
Вид нематериального стимулирования |
Объем выделенных денежных средств, тыс. руб. |
Абсолютное отклонения, +/- |
Относительное отклонения, % |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2018/ 2017 |
2019/ 2018 |
2018/ 2017 |
2019/ 2018 |
|
Оплата мобильной связи РСС |
63,0 |
54,0 |
32,0 |
-9 |
-52 |
85,7 |
59,3 |
Доставка сотрудников (с работы) |
136,6 |
100,4 |
79,7 |
-36,6 |
-20,7 |
73,5 |
79,4 |
Компенсация стоимости питания |
1128,0 |
1370,0 |
1580,0 |
242,0 |
210,0 |
121,5 |
115,3 |
Из таблицы 10 видно, что не денежное стимулирование в ООО «РУС-Инжиниринг» присутствует, Оплата мобильной связи действует только для РСС, расходы на компенсацию стоимости питания возросли в 2019 году на 15,3%. В филиале ООО «РУС-Инжиниринг» в г. Североуральске применяются следующие виды нематериального стимулирования (таблица 11).
Таблица 11
Данные по количеству работников, получивших нематериальное поощрение
Наименование морального поощрения |
2017 |
2018 |
2019 |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % |
||||
2018/ 2017 |
2019/ 2018 |
2019/2017 |
2018/ 2017 |
2019/2018 |
2019/ 2017 |
||||
Продвижение по службе |
35 |
41 |
45 |
4 |
6 |
10 |
109,8 |
117,1 |
128,6 |
Словесное поздравление сотрудника с Днем рождения с участием руководителя |
8 |
9 |
11 |
2 |
1 |
3 |
122,2 |
112,5 |
137,5 |
Похвала руководителем сотрудника на коллективном собрании |
3 |
5 |
9 |
4 |
2 |
6 |
180,0 |
166,7 |
300,0 |
Вручение Грамоты за внесение вклада в развитие Компании и за высокие производственные показатели |
9 |
10 |
13 |
3 |
1 |
4 |
130,0 |
111,1 |
144,4 |
Рассмотрев таблицу, можно сделать следующий вывод: на предприятии уделяется большое внимание внедрению нематериальных методов стимулирования персонала.
Данные по применению методов нематериального стимулирования персонала на предприятии рассмотрены в таблице 12.
Таблица 12
Применение методов морального стимулирования персонала
в филиале ООО «РУС-Инжиниринг» в г. Североуральске
Группы методов морального стимулирования |
Применение данных методов на исследуемом предприятии |
Систематическое информирование персонала |
На предприятии регулярно проводятся встречи руководства с трудовым коллективом, где в открытом диалоге обсуждаются проблемы и предлагаются пути их решения. У Компании есть свой информационный портал, газета «Вестник РУСАЛа», своя телестудия. Имеется фирменная одежда с символикой компании и логотип. |
Организация корпоративных мероприятий |
Ежегодно проводится конкурс «Профессионалы РУСАЛА», приуроченный к празднованию Дня шахтера. Также ежегодно проходит трудовая вахта среди работающих бригад. Проходят всевозможные корпоративные праздники, концерты. |
Официальное признание заслуг |
Ежегодно представляются к государственным и муниципальным, корпоративным наградам лучшие сотрудники предприятия. В центре города Североуральска имеется аллея Трудовой славы, где размещены фотографии лучших сотрудников. |
Регулирование взаимоотношений в коллективе |
На предприятии используется демократический стиль руководства. При комплектовании первичных подразделений не учитываются факторы психологической совместимости и не применятся социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия |
На предприятии применяется большинство методов по моральному стимулированию персонала, что говорит о качественной работе Департамента по управлению персоналом.
Как мы видим, в ООО «РУС-Инжиниринг» большинство мероприятий нематериального стимулирования персонала сводятся к стремлению удовлетворить основные потребности российских работников: на предприятии налажена доставка до места работы и обратно, организация питания, проводятся обучающие мероприятия и др.
Отметим, что такие виды доходов, получаемых в натуральной форме, как предоставление служебного автомобиля, оплата услуг мобильной связи, пользование Интернетом свидетельствуют о том, что предприятие доверяет своим сотрудникам.
Полученные в ходе анкетирования данные представлены в виде таблицы 13.
Таблица 13
Недостатки в социальной политике и мотивации персонала на предприятии (по мнению сотрудников)
Недостатки |
Результаты анкетирования |
Наличие / отсутствие мотивационных программ в организации |
24% - да, такие программы существуют 57% - нет, но такие программы необходимы |
Реализация социальных гарантий в организации |
Низкий уровень 25% Высокий уровень 12% Средний уровень 56% |
Способы реализации социальной поддержки |
Организация предоставляет только материальную поддержку 35% Организация предоставляет социальную поддержку в полном объеме 45 % Организация не предоставляет социальной поддержки сотрудникам 15% |
Удовлетворенность системой мотивации |
Некоторые элементы системы нематериальной мотивации потеряли свою актуальность для сотрудников компании |
Работа с молодыми специалистами |
Да 25 % Нет 75% |
Проблемы, которые были выявлены в ходе проведения исследования:
- в компании нет полного понимания важности роли и сущности комплексной реализации мотивации и социальной политики, что является достаточно сильным тормозящим моментом в ее экономическом развитии;
- социальные программы на предприятии есть, однако, мы выявили, что если сотрудники о них ничего не знают, значит, этот вопрос не освещается в компании, либо освещается не должным образом.
- полученные ответы позволяют сделать вывод, что на ООО «РУС-Инжиниринг» не всегда и не полностью реализуется социальная политика, нет достаточной мотивации персонала. Очень часто сотрудники не представляют, к кому и по какому вопросу они могут обратиться, если у них возникают вопросы по социальной политике. Многие не понимают, как именно реализуется в жизни социальная политика на ООО «РУС-Инжиниринг».
Было выяснено, что некоторые элементы системы нематериальной мотивации потеряли свою актуальность для сотрудников компании.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что система не выполняет свою основную задачу - не повышает заинтересованность сотрудников в своей работе, следовательно, не повышается производительность труда, не происходит увеличения прибыли компании.
Наряду с вышеперечисленными преимуществами системы нематериального стимулирования персонала ООО «РУС-Инжиниринг» у нее есть несколько весомых недостатков.
В компании недостаточно развито моральное стимулирование, так как отсутствует поощрительные программы такие, как присваивание за достигнутые результаты званий («Лучший работник месяца» и т.д.), не проводятся конкурсы профессионального мастерства.
С перебоями функционирует система оповещения, особенно эта проблема актуальна для производственного персонала: работники обычно если и узнают какую-либо управленческую информацию, связанную с деятельностью предприятия (планы, отчеты), то происходит это с большим временным лагом и, как правило, в видоизмененной и малопонятной форме по причине:
- сложности восприятия большого массива текста и цифр;
- избегания руководством какихто спорных вопросов;
- адресности обращения (отсутствие явной благодарности);
- мало конкретности, как в итогах деятельности компании, так и в перспективах ее развития.
Для выявления состояния мотивации персонала и социальной политики на предприятии был предпринят анализ деятельности конкретного предприятия – ООО «РУС-Инжиниринг». Источниками анализа послужили внутренние документы предприятия, а также результаты исследования мнения работников ООО «РУС-Инжиниринг».
2.3. Мероприятия по совершенствованию мотивации труда на предприятии ООО «Рус-Инжиниринг» филиал в г. Североуральске
Процесс мотивации перонала ООО «РУС-Инжиниринг» является не полным, снижая уровень мотивации, как следствие, низкая производительность труда на производстве.
Реализация мотиваиции в организации станет более эффективным инструментом на предприятии, если соблюдать следующие условия.
Условие 1. Высокая социальная компетентность руководителей всех уровней управления и менеджеров.
Условие 2. Удовлетворенные первичные потребности.
Условие 3. Воздействие на вторичные потребности человека.
Условие 4. Готовность работодателя к затратам на мотивацию
Мотивационный эффект, даже после корректировки содержательной части перечня может быть нивелирован при некорректномалгоритме (порядке) их распределения. При решении данного вопроса целесообразно обратиться к сложившейся практике. Сформировавшееся к сегодняшнему дню многообразие социальных пакетов можно классифицировать по нескольким основаниям по структуре и наполнению (рисунок 4).
Рисунок 4 - Классификация социальных пакетов, как дополнительная мотивация сотрудников
Классификации социальных пакетов (дополнительной мотивации персонала)
1. функциональная категория персонала
2. уровень оценки должности (грейдирование)
3. потребности сотрудников + возможности предприятия
Первый вариант (в зависимости от категории персонала) предполагает выделение трех наборов льгот: для руководителей всех звеньев, ключевых специалистов и служащих, а также для рабочих. Пример формирования льгот подобной классификации в ООО «РУС-Инжиниринг» - представлен в таблице 14.
Таблица 14
Формирования льгот в зависимости от структуры
Категории персонала |
Грейды |
Льготы |
Руководитель любого звена |
9-14 |
Медицинское страхование Предоставление автомобиля компании Страхование личного автомобиля Предоставление и оплата мобильной связи Дополнительный отпуск, предоставление права на укороченный рабочий день, неделю, а также право на скользящий, гибкий график Полная оплата путевки 1 раз в год Оплата обучения Ссуды и кредиты (вне зависимости от стажа) на крупные приобретения |
Специалисты, служащие |
5-12 |
Оплата питания (бесплатные обеды) Оплата проезда до работы Оплата оздоровительных мероприятий (бассейн и т.д.) Медицинская страховка Страхование жизни Оплата обучения для повышения квалификации Частичная оплата путевки 1 раз в год После нескольких лет работы в организации— ссуды и кредиты на приобретение жилья, крупные покупки |
Рабочие |
1-8 |
Оплата питания Оплата проезда до работы Бесплатное лечение сотрудника (прием, процедуры по утвержденному списку) на базе определенного медицинского заведения Оплата оздоровительных мероприятий (бассейн и т. д.) Страхование жизни и здоровья Оплата обучения для повышения квалификации (курсы, семинары) Частичная (%) оплата путевки 1 раз в год на фиксированную сумму |