Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, сущность и функции руководства организации
1.2 Особенности, виды и способы реализации власти
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
2.2 Авторитарный стиль управления
2.3 Демократический стиль управления
2.4 Либеральный стиль управления
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ПЕРСОНАЛОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Стиль руководства в организациях современной России: проблемы и перспективы развития
3.2 Характеристика организации ООО «Соболевский завод»
3.3 Управление персоналом в организации ООО «Соболевский завод»: меры по совершенствованию
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Управление персоналом со стороны руководства является важным элементом в деятельности любой современной организации. Так, качество управления зависит от внутренних и внешних качеств руководителя и от того, на сколько грамотно умеет он руководить и управлять сотрудниками. В случае, когда руководство не обладает достаточным уровнем, опытом, авторитетом, возникает большое количество проблем, связанных с мотивацией и эффективности коллектива организации.
В связи с увеличением значимости деятельности по управлению персоналом возрастает необходимость максимизации продуктивности персонала путем совершенствования стиля руководства. Изучение проблемы оптимизации стиля руководства ведется на протяжении последних нескольких десятилетий.
Актуальность исследования обусловлена тем, что стратегия и стиль управления персоналом в организации – это важный элемент, от которого зависит эффективность, мотивация, а также успех организации. От того, на сколько грамотно работает руководящий персонал, зависит будущее организации на конкурентном рынке, эффективность показателей, лояльность клиентов, качество реализуемых товаров или услуг.
Выбор стиля руководства в управлении персоналом должен быть правильным, а также исходить из потребностей организации, текущей ситуации, целей и задач управления. Только когда в организации трудится грамотный руководитель, можно говорить о качественном, эффективном функционировании всех отделов.
Исследование направлено на изучение теоретических и практических аспектов управления персоналом организации. Также изучается важность и значимость выбора стиля руководства из известных на данный момент (либеральный, демократический, авторитарный), исследуется значимость и особенность лидерских качеств, и управление властью в организации.
Таким образом, были предопределены следующие составные элементы курсового исследования.
Цель исследования – изучить и рассмотреть теоретические и практические аспекты управления персоналом со стороны руководства организации.
Предмет исследования – теоретические и практические аспекту правления персоналом в организации со стороны руководства.
Объект исследования – власть и стили руководства.
Следующие задачи необходимо выполнить для достижения поставленной цели:
-
- рассмотреть понятие, сущность и функции руководства организации;
- изучить особенности, виды и способы реализации власти;
- рассмотреть понятие стилей управления;
- изучить авторитарный стиль управления;
- изучить демократический стиль управления;
- изучить либеральный стиль управления.
- рассмотреть российский опыт в области управления;
- разработать рекомендательные меры по совершенствованию процесса управления персоналом в ООО «Соболевский завод».
Теоретической базой послужили различные научные источники, а также научная литература отечественных и иностранных авторов.
Методы исследования, служащие достижению цели исследования, составили различные методы, в том числе: анализ специализированной литературы, наблюдение, обобщение, сравнение, историко-генетический метод, прогнозирование.
Структура работы: работа состоит из введения, основного текста, разбитого на главы и параграфы, заключения и списка литературы. Работа состоит из 41 страницы.
1. ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, сущность и функции руководства организации
На сегодняшний день управление персоналом является неотъемлемой частью бизнеса, главным фактором производства становится человеческий фактор, именно он позволяется предприятию эффективно функционировать и увеличивать свою прибыль и являться конкурентоспособным.
Любым трудовым коллективом чтобы он не распался и продолжал выполнять возложенную на него целевую функцию необходимо руководить. При этом под руководством понимается целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы и индивидов, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей, целью которого является постоянное (непрерывное) обеспечение оптимального функционирования определенной системы в целом.
Управление — это деятельность, направленная на эффективное использование ресурсов (в том числе, персонала), для достижения конкретной организационной цели. Управление включает ответственность за достижение целей и выполнение определенных организационных целей посредством экономичного и эффективного планирования и регулирования.
Руководитель организации – это сотрудник, отвечающий за управление коллективом организации того или иного подразделения (либо нескольких подразделений). Основной целью деятельности руководителя организации – это влияние на сотрудников через лидерские качества для достижения целей и задач, а также выполнения трудовой деятельности [7]. Основной целью управления является достижение организационных целей при наиболее эффективном использовании организационных ресурсов.
Лидерство — это особый случай управления, совокупность процессов взаимоотношений власти и подчиненных, учителя и ученика. Основная задача - побудить работников к действиям, влияющим на коллективное и индивидуальное сознание.
Эффективность этого процесса, как правило, зависит от стиля руководства. Также необходимо учитывать, что у каждого человека есть естественная склонность или развитые навыки общения с людьми. Этот критерий существенно влияет на формирование стиля управления.
Руководитель организации обладает своими определенными функциями. Функции руководителя: стратегическая, экспертно-инновационная, административная, коммуникационная, социальная. Рассмотрим и охарактеризуем каждую функцию подробнее.
1. Стратегическая функция. Стратегическая функция – постановка целей организации, разработка стратегии достижения цели и планирование деятельности. В обычных условиях она считается главной.
2. Экспертно-инновационная функция. Экспертно-инновационная (тесно связана со стратегической) – направляет процесс разработки и внедрения новых видов продукции и услуг, создает условия для организационных преобразований, консультирует подчиненных.
3. Административная функция. Административная функция предусматривает обеспечения предприятия материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. Наличие всех этих ресурсов дает возможность выполнять стратегические, тактические и оперативные планы.
4. Коммуникационная функция. Коммуникационная функция -налаживание внутренних и внешних связей, проведение совещаний, переговоров, прием посетителей, ответы на письма и телефонные звонки, распространение информации, представительство и т.д.
5. Социальная функция. Социальная функция - создание в организации благоприятного морально психологического климата; поддерживание существующих норм поведения и формирование новых; помощь подчиненным в трудную минуту.
Между менеджером и руководителем есть существенная разница. Основное отличие руководителя от менеджера, вероятнее всего, связано с источником власти и влияния. Для менеджера источником его власти и полномочии служит занимаемое им положение в формальной иерархической структуре организации, в то время как руководитель, помимо власти, данной ему занимаемым им служебным положением, использует свою личную власть, или авторитет, направляя их на достижение организационных целей.
Управление персоналом традиционно осуществляется на основе следующих принципов: научности; демократического централизма; плановости; первого лица; единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроля исполнения решений.
Управлять персоналом, необходимо структурировано, основываясь на определенные модели, рассмотрим основные из них.
Во-первых, управление посредством мотивации, представленное изучением потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников. Кадровая политика в данном случае основана на развитии человеческого капитала, установлении морально-психологического климата, а также на исполнении социальных программ.
Во-вторых, рамочное управление, создающее условия для проявления сотрудниками инициативной, ответственной и самостоятельной трудовой деятельности, повышающее уровень организованных и коммуникабельных сотрудников, и связей между ними, способствующее росту удовлетворенности трудовой деятельностью сотрудников и развитию корпоративного стиля руководства.
В-третьих, управление на базе делегирования, основанное на передаче сотрудникам компетенции и ответственности, права самостоятельно принимать решения и осуществлять их.
В-четвертых, предпринимательское управление полагается на концепцию интрапренерства («антрепренерство» - предпринимательство и «интре» - внутренний). Данная концепция основана на развитии предпринимательской активности внутри предприятия, представленной совокупностью предпринимателей, новаторов и создателей.
Рисунок 1 – Группы методов управления персоналом.
Группа административных методов основана на применении иерархической власти и нормативно-правовом обеспечении трудовой деятельности.
Административные методы управления представлены организационным и нормативным воздействием. Организационное воздействие включает в себя: регламентирование (положения о подразделениях, определяющих их функции, права и обязанности, штатное расписание); нормирование (нормативы); организационно-методическое инструктирование (должностные инструкции, методические указания к выполнению работ).
Экономические методы – это элементы экономического механизма, которые обеспечивают функционирование и развитие предприятия, посредством мобилизации человеческого капитала на достижение определенного результата.
Мотивация трудовой деятельности, является основным методом данной группы и заключается в большинстве случаев в материальном стимулировании работников. В дополнение одним из экономических методов является социальная защита сотрудников.
1.2 Особенности, виды и способы реализации власти
Главной целью руководителя является направление усилий коллектива на достижение общих целей при любых условиях, что достигается с помощью власти. Диапазон власти конкретного лица определяется его возможностями вносить определенные изменения в поведение, отношения и ощущения подчиненных, т.е. влиять на них.
Власть — означает способность (возможность) влиять на поведение других людей людей, с целью подчинить их своей воле. Власть позволяет руководителю распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников и более эффективной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты [3].
Формальная власть. Формальная власть — это право контролировать ресурсы и направлять людей, которые относятся к определенному контексту. Этот термин подразумевает, что авторитет широко признан и подлежит принудительному исполнению. Этот термин можно противопоставить неформальной власти, такой как влияние, основанное на мягкой силе [12].
Реальная власть — это власть как должности, так и влияния и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиниться, либо степенью зависимости его от окружающих [19].
Для успеха формальной, а часто и неформальной организации власть необходима как инструмент координирования усилий членов коллектива и поддержания производственной дисциплины. Из-за несовпадения границ формальной и реальной власти часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет взаимное стремление к монополизации власти. Это является положительным моментом, так как чем больше власти сосредоточено в руках у отдельного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений. Понимание власти и влияния тесно связано с лидерством.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Понятие стилей управления
Стиль управления - особенности поведения и общения менеджера по отношению к подчиненным. Руководитель, используя его правильно, сможет влиять на рабочих и заставлять их делать то, что необходимо в данный момент [14].