Файл: Программная и техническая архитектура ИС предприятия.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 417
Скачиваний: 7
ВВЕДЕНИЕ
В рамках прохождения практики проведено изучение использования информационных систем в Университете «Университет».
Цель прохождения практики – анализ использования информационных систем для автоматизации бизнес-процессов учета оказания образовательных услуг.
Объектом исследований в данном проекте является технология работы учебного отдела Университета «Университет».
Предмет исследования – автоматизация учета оказания платных образовательных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- провести анализ организационной структуры Университета «Университет», основных направлений его деятельности;
- исследовать и описать предметную область учета оказанных образовательных услуг, формализацию процесса проектирования;
- провести анализ бизнес-процессов учета образовательных услуг, провести постановку задач автоматизации;
- провести анализ используемого программного и аппаратного обеспечения в информационной системе образовательного учреждения, характеристик вычислительной мощности используемого серверного оборудования и рабочих станций;
- спроектировать информационную модель, построить логическую и физическую модели базы данных;
- провести разработку модульной структуры информационной системы Университета.
Работа содержит введение, 2 главы, заключение и список использованных источников. В главе 1 проведено исследование предметной области (учет образовательных услуг с возможностью автоматизации рассылок уведомлений), построена модель бизнес-процессов, определены недостатки существующей технологии учета образовательных услуг с возможностью рассылки уведомлений, проведена постановка задач автоматизации. Также проведен анализ ИТ-инфраструктуры компании.
В главе 2 проведено обоснование выбора модели жизненного цикла программного обеспечения, проведено построение структуры данных информационной системы, входных и выходных документов. Также проведено описание разработанного программного обеспечения, включая работу со справочной, оперативной и отчетной информацией.
Аналитическая часть
1.1. Описание предметной области
Университет «Университет» является одним из ведущих учебных центров России по подготовке специалистов по программам средне специального и высшего образования, профессиональной переподготовки, в котором реализуются образовательные программы по востребованным направлениям подготовки и гармонично сочетаются традиционные подходы к подготовке и прикладной направленности обучения. В настоящее время университет «Университет» представляет собой крупный инновационный методический и исследовательский центр с профессиональным кадровым и научным потенциалом. ВУЗ сотрудничает с ведущими корпорациями страны в рамках программ подготовки специалистов по наиболее актуальным направлениям, а также в области трудоустройства выпускников [1].
Структура Университета «Университет» включает: 6 факультетов, 65 кафедр, подготовку по программам магистратуры, аспирантуры, среднего специального образования в колледжах. В ВУЗе имеются 2 диссертационных совета, издательство, Центр дистанционного обучения, Центр экономических исследований, Бизнес-инкубатор, Центр развития карьеры, Институт бизнес-образования, Центр подготовки к ЕГЭ и Центр коммерциализации технологий [1].
Объектом исследования в рамках прохождения практики является технология оказания дополнительных образовательных услуг в Университете «Университет».
В рамках прохождения практики был проведен анализ организационной структуры Университета «Университет», схема которой показана на рисунке 1.
Организационная структура управления образовательного учреждения - линейно-функциональная.
Рисунок 1− Схема организационной структуры управления
Как показано на рисунке 1, организационная структура образовательного учреждения включает:
- учебно-методический отдел, включающий преподавателей и методистов, в компетенцию которого входят вопросы организации учебного процесса;
- отдел информационных технологий, курирующий вопросы поддержки функциональности ИТ-инфраструктуры, обеспечения информационной безопасности, администрирования сайта;
- канцелярия, сотрудники которой курируют вопросы ведения делопроизводства;
- Учебно-производственный тренинговый центр
Программная и техническая архитектура ИС предприятия
Далее в рамках данной работы проведен анализ структуры локальной сети Университета «Университет».
Информационная система исследуемой компании включает:
- Файловый сервер, на котором также развернуты виртуальные машины для работы с прикладными системами (1С: Предприятие и Управление системой антивирусной защиты), а также с файловыми ресурсами;
- Пользовательские компьютеры, объединённые в группы в соответствии с организационной структурой Университета «Университет».
Основные параметры локальной сети организации приведены в таблице 2.
Таблица 1
Основные параметры локальной сети Университета «Университет»
№ |
Характеристика ЛВС |
Значение |
1 |
Число портов ЛВС |
144 |
2 |
Подключения сетевых узлов |
45 |
3 |
Количество коммутаторов (48 портов) |
4 |
4 |
Офисная АТС (внутренние / городские линии) |
12/65 |
5 |
Количество пользовательских компьютеров |
40 |
6 |
Подключения принтеров, МФУ, других технологических устройств |
4 |
7 |
Источник бесперебойного питания APCSymetriaRM (используются для подключения коммутаторов и серверов) |
1 |
Технические параметры сервера DEPO Storm 1360B1, используемого в работе специалистов приведена в таблице 3.
Таблица 2
Технические характеристики сервера DEPO Storm 1360B1
Характеристика |
Значение |
Процессор |
Intel® Core™ i5-4590S, 3000МГц /4-Cores |
Оперативная память |
2 х 4096MB DDR3ECC DIMM Fully Buffered |
HDD |
4 x 3 TB SATA3 RAID |
Дополнительно |
DVD-RW |
В Приложении 3 приведена принципиальная схема технической архитектуры автоматизированной системы Университета «Университет».
В Приложении 1 приведено описание характеристик рабочих станций пользователей, В Приложении 2 – Схема программной архитектуры.
Программная архитектура образовательного учреждения включает»:
- серверное ПО: MS Windows Server 2016, СУБД MS SQL, корпоративную версию антивирусного ПО (Kaspersky Security Center);
- клиентское ПО на платформе 1С: Предприятие для решения экономических задач, MS Office для работы с документами.
Существующая технология учета платных образовательных услуг автоматизирована с использованием MS Office и не предполагает возможность автоматизации рассылок уведомлений о проведении занятий, что может приводить к невозможности их проведения (при наличии изменений в расписании). Также отсутствует возможность анализа данных по оказанным образовательным услугам.
Топология используемой ЛВС – «Звезда». Ресурсы локальной сети используются: пользовательскими компьютерами, серверами, сетевыми принтерами и МФУ, системой видеонаблюдения, системой контроля управления доступом, монитором вывода презентаций для демонстрационного зала, системой видеоконференцсвязи, IP-телефонией.
Анализ бизнес-процессов
В рамках данной работы проведено проектирование информационной системы учета образовательных услуг.
Задачи автоматизации работы включают:
- Автоматизацию учета информации о контингенте учащихся;
- Автоматизацию учета проведенных занятий, изученных тем;
- Автоматизацию рассылки уведомлений преподавателям о проведении занятий;
- Автоматизацию учета результатов обучения, реализацию базы данных, в которой содержится информация о результатах обучения.
Каждый из данных процессов может быть разбит на ряд составляющих и выступать в качестве объекта автоматизации.
Этапы решения задачи:
-Анализ бизнес-процессов, постановка задачи автоматизации
-Определение стратегии автоматизации и способа приобретения программного продукта
- Разработка информационной системы «Репетитор онлайн»;
- Внедрение разработанной системы.
Исходное состояние объекта: входные реквизиты документов, справочные данные о студентах, преподавателях, учебной программе. Конечное состояние объекта: статистическая информация о результатах сессии. Проведем моделирование бизнес-процессов указанной предметной области в методологии IDEF0. Контекстная диаграмма приведена на рисунке 2. Входящие информационные потоки в системе включают:
- данные об обучающихся;
- данные о преподавателях;
- данные об учебных программах.
Результатными информационными потоками являются формализованные документы и отчётность по оказанным услугам репетиторской деятельности. Диаграмма декомпозиции основного процесса приведена на рис.3. Как показано на рис.3, основные процессы изучаемого бизнес-процесса включают:
- ведение картотек по видам оказываемых образовательных услуг;
- учет учебных программ;
- учет результатов обучения;
- построение отчетности по результатам обучения.
В Приложении 4 приведены диаграммы детализации основных бизнес-процессов.
Рисунок 2 - Контекстная диаграмма
Рисунок 3 - Диаграмма декомпозиции основного процесса
Анализ существующего функционала учета образовательных Университета «Университет» показал следующие недостатки [3]:
Узкое место 1. Невозможность отслеживания пропуска занятий студентами;
Узкое место 2. Отсутствуют возможности оперативного оповещения преподавателей о проведении занятий.
Узкое место 3. Отсутствует возможность анализа объемов оказываемых образовательных услуг;
Узкое место 4. Значительные временные затраты на работы на проведение аналитической работы в области посещаемости занятий студентами.
Задачи автоматизации системы включают:
- автоматизацию рассылки уведомлений о пропущенных занятиях;
- ведение картотеки сотрудников;
- учет объемов оказанных образовательных услуг;
- формирование аналитической отчетности по пропускам занятий.
Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации
Архитектура системы защиты информации в условиях Университета «Университет» включает следующие компоненты [12]:
- систему защиты от вредоносного программного обеспечения (корпоративная версия с возможностью централизованного управления);
- систему резервного копирования и восстановления данных;
- систему разграничения доступа на уровне приложений и файловой системы;
- систему криптографической защиты, включающую использование систем электронного документооборота и шифрования файловых систем;
- прокси-сервер для управления доступом к Интернету.
Организационные меры по защите информации включают разработку пакета документов, регламентирующих порядок работы в области обеспечения информационной безопасности, включающего:
- Согласие сотрудников и контингента обучающихся на обработку персональных данных;
- Положение об обеспечении защиты информации в Университете;
- Положение об обеспечении защиты от вредоносного программного обеспечения;
- Положение об электронном документообороте и использовании криптографических систем защиты информации.
Деятельность в области обеспечения защиты информации курируется специалистами ИТ-отдела с привлечением юристов (для составления проектов нормативных документов)
Входной информацией в проектируемой системе является набор данных по проведении занятий.
Структура нормативно-справочной информации, используемой для разработки системы экспертной системы службы технической поддержки показана в таблице 3.