Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 2
По мнению Сооляттэ А.Ю. [19] предложил методологию исследования, которая заслуживает определенного внимания, следовательно, в современных исследованиях ее можно считать «пионерской» характеристикой бизнес-модели.
Также необходимо выделить классификацию или, так называемую, типологию «Архетипы бизнес-моделей MIT» [24], которая разработана группой исследователей США в 2004 году (Приложение 1). Типология данного подхода заключается в двух фундаментальных параметрах бизнеса любой компании [33].
H. Chesbrough в 2006 году в своей работе [12] использовал два основных параметра, которые различают бизнес-модели. Первый это масштаб инвестиций для поддержки бизнес-модели, второй – степень открытости бизнес-модели. Таким образом, выделено 6 типов бизнес-моделей, которые показаны в Приложении 2.
Анализируяпрактические аспекты формирования бизнес-моделей, можно выделить их определенные направленности:
- с целью построения системы сбыта новых продуктов или услуг;
- для предприятия проекта в виде start-up;
- для существующего предприятия или объединения компаний (холдинги, синдикаты и пр.).
2. Особенности построения бизнес-модели Адриана Сливотски
2.1 Шаблоны и структурные блоки бизнес-модели
Анализ преимуществ и особенностей обозначенных подходов к построению бизнес-модели позволил выработать ее основные составляющие, которые отражены на схеме (рис.2.1).
Рис. 2.1. Составляющие бизнес-модели
В книге автора Сливотски А. «Миграция ценности» [30] можно выделить основной подход к построению бизнес-модели, на основе миграции ценности и внесения в нее соответствующих изменений. Такие изменения происходят под воздействием внешнего фактора – конкуренция в отрасли. В данном случае бизнес-модель рассматривается как особый инструмент эффективной организации бизнеса в отрасли. Успешность бизнес-модели можно охарактеризовать с помощью относительного показателя рыночной стоимости предприятия к его оборотам. Если выстроить такие относительные показатели по отраслевому признаку начиная с тяжелой промышленности, заканчивая легкой и сферой услуг, то можно проследить миграцию ценности в определенных отраслях. Причем такой процесс распределяется на трисоставляющие в виде схемы: приток - стабильность - отток. В результате, такие составляющие определяются на основании предпочтений потребителей, которые, в свою очередь, являются своеобразным миграции ценности в отрасли.
С помощью подстроенной бизнес-модели под предпочтения потребителей формируются планы действий предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей. Кроме того, исследования и выводы автора книги [30] подтверждают, что непосредственный рост стоимости предприятия может характеризоваться не только инновациями в производственном процессе, но и наличием инновационной бизнес-модели.
Среди современных идей бизнес-модели наиболее популярной считается концепция А. Остервальдера. Он определяет бизнес-модель как способ описания (логического обоснования) того, как организация создаёт и доставляет потребительскую (экономическую, социальную) ценность клиентам [5].
Далее обратимся к процедуре построения бизнес-модели Адриана Сливоцкий (Adrian Slywotzky) — известный бизнес-консультант, который работает с компаниями из списка Fortune Global 500 и обучает топ-менеджмент таких лидеров рынка, как Nike, Hyundai, Microsoft, Samsung, IBM. Партнер компании Oliver Wyman, член Совещательного совета LvBS. Автор бестселлеров «Зона прибыли», «Искусство создания спроса»,
Исходя из такого опыта бизнес-модель представляет собой такую совокупность процессов, когда «…компания выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи она сможет выполнить своими силами, а для каких придётся привлекать специалистов со стороны, как она выходит на рынок, создаёт ценность для потребителя и получает от этого прибыль…» [30].
В этой книге «Зона прибыли» автор описывает 23 модели извлечения прибыли. Частично можно согласиться с позицией Адриана Сливоцкий, но считаем, что в современных условиях функционирования предприятий роль концепции бизнес-моделирования требует существенного дополнения и совершенствования. Возможными направлениями пересмотра отдельных положений концепции с учетом маркетинговой стратегии могут стать:
- Более детальный анализ элементов бизнес-модели предприятия, учитывая принципиальные различия отдельных видов предпринимательской деятельности (производственная, коммерческая и др.);
- Уход от понятия «ключевая компетенция», в связи с невозможностью рассматривать ее в качестве универсальной составляющей функционирования бизнес-модели;
- Необходимость использования процессного подхода для характеристики структурных элементов бизнес-модели предприятия в соответствии с общепринятыми управленческих подходов;
- Разработка модульной структуры бизнес-модели с обязательным выделением подсистем адаптации, развития, диагностики, сбалансированного роста, корректировка структуры бизнес-модели предприятия;
- Совершенствование методов оценки эффективности функционирования бизнес-модели и ее развития по различным критериям;
- Использование аппарата математического моделирования (в частности метода системной динамики) для распространения результатов концепции в пределах отдельных решений и стратегий;
- Противопоставление понятий «бизнес-модель» и «стратегия», учитывая их различную природу появления, использования и совершенствования;
- Четкое разграничение процессов текущей деятельности и функционирования, процессов адаптации, гибкости и сбалансированного роста, процессов развития предприятия по отдельным направлениям.
Определение необходимых стратегий по средством бизнес-модели
Ссылаясь на исследования А.Сливотски [30] считает, что более правомерно и логично оправдано выделение маркетинговой стратегии из генеральной стратегии в виде отдельной составляющей в общей бизнес-модели предприятия (рис. 2.2)
Фактическое состояние бизнес-модели
Внешние ограничения
Экономическая система субъекта хозяйствования
Внешние действия и информация
Стратегические ориентиры:
миссия, цели, задачи
Выбор бизнес-модели:
- вариант1
- вариант 2
- вариант n ….
Будущее состояние экономической системы
Маркетинговая стратегия
Рис. 2.2. Место маркетинговой стратегии и бизнес-модели в рамках общей стратегии развития предприятия
Таким образом, определенно можно утверждать, что общая стратегия позволяет определить основные ориентиры, направление развития компании с деревом целей в долгосрочной перспективе. В свою очередь, бизнес-модель в рамках такой стратегии может совершенно отличаться в будущем от действующей. Достижения определенных стратегических целей будет возможно в тактическом плане только с помощью работающей бизнес-модели. Таким образом, определенный набор бизнес-моделей может стать своеобразным инструментарием для реализации общей стратегии. В результате маркетинговая стратегия будет определять векторы развития предприятия и определенные действия, которые направляются на создание потребительской ценности.
Сам процесс разработки маркетинговой стратегии основывается на изучении спроса потенциальных потребителей, сегментации и емкости рынка, конкурентной среды. Обобщая такие исследования выстраиваются векторы развития компании на краткосрочный период, ставятся соответствующие задачи с учетом наличия соответствующих ресурсов в условиях конкурентной среды. Для реализации маркетинговой стратегии и повышения ее эффективности, необходимо выстроить соответствующую бизнес-модель с учетом определенных сложившихся взаимодействий между спросом и предложением, требуемых качественных и количественных характеристик продукции и производственными возможностями предприятии, что, в свою очередь, влечет за собой необходимость в соответствующих изменениях элементов бизнес-модели.
Бизнес-модель Адриана Сливотски будет подстраиваются под соответствующую маркетинговую стратегию в оптимальном виде. А менеджеры разрабатывая маркетинговую стратегию отвечают за выбор типа бизнес-модели.
Таким образом каждому предприятию присущи следующие аспекты, которые характеризуют каждую бизнес-модель:
1) выявление потребительской ценности предприятия;
2) создание потребительской ценности;
3) реализация потребительской ценности;
4) этапы управления деятельностью предприятия;
5) генерация дохода и прибыли предприятия.
С помощью потоковых процессов, определяющие циркуляцию как материальных ресурсов, так и информации, финансов, осуществляется взаимосвязь системы блоков, которые формируют бизнес-модель. Циркуляция всех перечисленных ресурсов происходит как во внутренней середе компании, так и во внешней.
Конечно же, для создания эффективных бизнес-моделей необходимо активное использование такого инструмента как инновация. При чем, инновация следует рассматривать не только с точки зрения применения нового продукта, прибора, устройства, а и с точки зрения применения инновации как управленческого проекта, который нужно не только разрабатывать, но и применять, управлять им.
Предложенный блочный подход к рассмотрению сущности процесса формирования бизнес-модели является исключительно ценностно-ориентированным, а потому имеет ограничения по использованию, не может быть распространен на отдельные специфические типы бизнес-модели, касается проблем будущего, а потому есть опасность потери связи с прошлыми элементами ресурсной базы (А. Сливотких) представлена на рис. 2.3 [30].
Ресурсы:
Материа-льные,
Трудовые
Интеллектуальные (техноло-гии, now-how)
Финасо-вые
Информа-ционные
Экологический модуль
(экологически чистая продукция, ее переработка)
Конкурентный модуль
(динамика и уровень конкуренции, конкурентоспо-собность)
Адаптивный модуль
(бизнес-модели их формирование и развитие)
Инвестиционно-инновационный модуль
(бюджетирова-ние, источники развития бизнес-модели)
Маркетинговый модуль
(диагностика потребностей, предложения по совершенствованию продукта продвижение)
Результаты хозяйственной деятельности
Организационное развитие бизнес-модели
Реинжиниринг бизнес-модели
Диагностика развития бизнес-модели в системе сбалансирован-ных показателей
Управление бизнес-моделью
Рис. 2.3. Концептуальная смысловая схема формирования бизнес-модели коммерческого предприятия на основе модульного подхода
Несомненно, что для получения доходов от созданного продукта важными остаются и структура предприятия, и организация процессов, производство, маркетинг, управление, бизнес-модель. Однако нельзя забывать и о качестве реализованной в данном продукте научной идеи, которая занимает 10-15%.
Именно модульный подход к рассмотрению процесса формирования и развития бизнес-модели предприятия позволяет гибко и сбалансировано перейти к развитию предприятия, органично включая этапы роста активов, прибыльности, устойчивости, конкурентоспособности бизнеса. К преимуществам модульного подхода следует также отнести возможности адаптации, приспособления, дальнейшего совершенствования отдельных элементов бизнес-модели на основе системы стратегий и внешних ограничений (в частности конкурентных).
Для совершенствования и построения новых бизнес-моделей необходимо учитывать основные составляющие (рис. 2.4).
Базовая бизнес-модель
Основные составляющие
Маркетинговая
Инвестиционная
Управленческая
Информационная
Экологическая
Финансовая
Социальная
Операционная
Технологическая
Инновационная
Рис. 2.4. Структура составляющих базовой бизнес-модели
Кроме этого, целевые компоненты модульного подхода ориентируются на принципиально важные для системы развития производственно-коммерческой системы в соответствии с существующими проблемами и характеристиками различных типов предпринимательских структур.
Задачами дальнейшего исследования в этом направлении становится углубление теоретико-методической базы диагностики именно процессов развития предприятия по отдельным модульным элементам.
Из 23 бизнес-моделей, предложенных А. Сливотски можно выделить похожие элементы, структуру и поведение. То есть выделяются определенные стили, которые можно сгруппировать в три концептуальные направления: концепция разделения, многосторонние платформы и открытые системы.
-
Применение концепции разделения предусматривает функционирование определенных форм ведения бизнеса, разделенные на три составляющие: