Файл: Врожденные пороки развития опорнодвигательного аппарата.odt
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «Реавиз»
Реферат по дисциплине:
«Травматология и ортопедия»
на тему:
«Врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата»
Выполнила: студентка 6 курса
группы 17-107
Клягина А. Г.
Самара 2022
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты врожденных пороков опорно-двигательного аппарата
1.1 Врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата
1.2 Врожденная детская косолапость
2. Экзастозная хондродисплазия
2.1 Этиология и патогенез
2.2 Клиника
Заключение
Список лиьературы
Введение
Актуальность темы исследования. Огромное значение в здоровье ребенка отводится состоянию костного скелета, мышц, суставов и связок, то есть в целом по состоянию опорно-двигательного аппарата. Важно, что роль костного скелета заключается не только в опорной функции. Скелет человека обеспечивает защиту внутренних органов от любого негативного влияния извне, а также от всевозможных травм. Костная ткань ребенка отличается большей эластичностью, мягкостью и меньшим количеством содержания солей. Период, в который происходит окостенение костей, зависит от особенностей организма ребенка. Весьма активная стадия этого процесса, когда костная ткань подвергается перестройке, приходится на то время, когда маленький человек делает свои первые шаги и учится ходить уверенно. Заболевания опорно-двигательного аппарата у детей - это, безусловно, вещь очень серьезная. К сожалению, как бы ни было велико желание родителей иметь здорового ребенка, статистика показывает, что около семи процентов детей, которые находятся еще только в детском возрасте, а также в дошкольном и школьном периодах, страдают от имеющихся у них заболеваний опорно-двигательного аппарата. Такие случаи, конечно, требуют особого внимания, своевременного лечения и коррекции. Сложность заключается еще и в том, что подобные патологии и заболевания конечностей, нервной системы, позвоночника и суставов у детей, которым не оказывается врачебная помощь и лечение вовремя, влекут за собой дополнительные проблемы. В результате при отсутствии медицинской помощи у ребенка нарушается нормальный процесс развития.
Объект исследования - врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования - экзастозная хондродисплазия и другие врожденные болезни опорно-двигательного аппарата детей.
Целью работы является изучение - врожденных пороков развития опорно-двигательного аппарата у детей.
Задачи работы:
- рассмотреть - врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата;
- описать более детально врожденную детскую косолапость;
- провести исследование течения болезни и лечения экзастозной хондродисплазии.
Работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка литературы.
1. Теоретические аспекты врожденных пороков опорно-двигательного аппарата
1.1 Врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата
Врожденные пороки развития, это собирательный термин, он означает отклонение от обычного строения организма в результате нарушения внутриутробного развития, они носят характер устойчивых морфологических изменений в органах и тканях выходят из общепринятых норм.
Врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата, являются одними из них.
Это большая группа аномалий развития, они представляют собой интерес не только для хирурга или неонатолога, многие из них не диагностируются при рождении, а гораздо позже, когда ребенок начинает ходить, сидеть, практикующим врачам-педиатрам не мешало бы знать, что собой представляют такие аномалии, что бы во время принять меры.
Наиболее часто встречаются следующие аномалии развития костно-мышечной системы: дисплазия тазобедренных суставов или врожденный вывих, врожденная косолапость, мышечная кривошея врожденная.
Дисплазия тазобедренных суставов или врожденный вывих бедра встречается в 5 малышей из 1000 новорожденных, в основе патологии лежит внутриутробное нарушение поворота тазобедренного сустава и как результат не соответствие размеров между головкой бедра и вертлужной впадины, все эти нарушения в суставе, по мере роста ребенка, прогрессируют. Поэтому очень важно вовремя выставить диагноз и начать лечение, желательно в течение первого месяца жизни малыша, но это возможно при условии достаточной подготовки всех врачей, которые осматривают ребенка. Особое внимание надо уделять детям, которые родились с ягодичном предлежании, у них эта патология встречается на 20% чаще [2, c.105].
Для диагностики существует несколько клинических критериев:
- Ограничение отведения бедер, степень зависит от величины порока, есть только дисплазия или вывих.
- Нарушение симметричности подьягодичних складок или складок кожи на бедрах. Как это проверить, ребенка надо уложить на живот и выпрямить ножки, и не симметричность видно на глаз.
- Симптом щелчка или соскальзывания, он появляется при отведении ножек ребенка в стороны, через упражнения на тот момент вывиха, он, как правило, сохраняется до 7-10 дней жизни ребенка, но у некоторых детей его можно выявлять и до 1 месяца.
- Установление на глаз укорочение одной из ножек у малыша, это определяется, если ребенок лежит на спине, а ножки согнуты в коленных суставах под прямым углом.
Если ребенок старше года, то на первый план выходят признаки: малыш хромает на одну ногу, потом начинает ходить, а так же все описанные симптомы проявляются более четко.
Все перечисленные признаки могут проявляться, как вместе, так и самостоятельно.
Диагностика не так уж и проста, надо сделать рентгенографию тазобедренных суставов, но что бы прочитать ее правильно, нужно иметь определенные навыки [5, 77].
Принципы лечения врожденного вывиха (дисплазии тазобедренных суставов), во многом зависит от возраста ребенка, и делятся на несколько групп:
I. до трех месяцев и новорожденные;
II. дети в возрасте от трех месяцев до года;
III. от года и до трех лет;
IV. от трех лет и до пяти лет;
V. от пяти лет и до 14 лет;
VI. старше 14 лет, подростки и взрослые;
К первой группе относятся дети, у которых еще не достоверно выставлен диагноз, у них надо проводить профилактику: лечебную физкультуру, применяются так называемые стремена Павлика, раздвижные шины Виленского, подушечка Фрейка.
Вторая группа это дети у которых диагноз не вызывает сомнения, но анатомические изменения не большие, но принципы лечения изложенные выше остаются весьма эффективными, однако требуют к себе долее пристального внимания со стороны ортопеда и педиатра.
Третья группа, в этом возрасте уже есть пассивные ограничения движения в суставе, то есть в суставе возбуждено сгибания и разгибания. Здесь уже необходимо предварительно извлечь конечность, специальной методике, в дальнейшем сустав вправляют, и фиксируют в отведенном положении, в гипсовой повязке.
Четвертая и пятая группа, здесь используется открытое вправление врожденного вывиха, по специальной методике, поэтому, как закрытое вправление у детей старше 5 лет не дает результатов.
У взрослых и у подростков применяется внесуставные операции, другой вид коррекции не дает результатов.
Врожденная косолапость, бывает чаще двусторонний, и встречается в основном у мальчиков, она видна на глаз при рождении:
- Ограничение пассивного сгибания стопы (сгибательная контрактура или екивинус стопы), это когда стопа повернута в подошвенную сторону, а пятая несколько подтянута вверх, если рассматривать стопу сверху, то создается впечатление, что она похожа на лошадиное копыто.
- Приведение стопы или варус, это когда пальцы стопы смотрят внутрь,
- Пустая стопа, это когда стопа повернута во внутрь [4, c.98].
Лечение проводят в несколько этапов:
I. Стопы бинтуют по специальной методике (Финку-Эттинген) и лечебная физкультура (ЛФК).
II. Поэтапные гипсовые повязки и последовательное устранение вышеперечисленных деформаций, гипсовые повязки меняют каждые две недели.
Такое лечение дает хорошие результаты в 90% случаев. Но если все же не достигли положительной динамики, то используют оперативное лечение, корректируют капсульно-связочный аппарат. Оперативное вмешательство на костную систему проводят только с 14 лет.
Мышечная кривошея врожденная, очень распространена аномалия опорно-двигательного аппарата, и составляет около 3%, всех заболеваний костно-мышечной системы.
Теории возникновения: зажигательная, травматическое, нарушения внутриутробного развития и др.
При этой аномалии наблюдается укорочение одной из боковых шейных мышц, что приводит к наклону головы в ту сторону, на которой есть порок развития, так же у детей наблюдается асимметрия плеч и нарушения осанки, может привезти в дальнейшем к сколиоза.
Диагностировать не сложно, у детей в возрасте от трех недель и старше, к его выставить диагноз трудно.
Лечение применяется ЛФК, и разного рода фиксирующие повязки. У детей старше 3 лет применяется оперативный метод лечения.
плоскостопие косолапость экзастозный хондродисплазия
1.2 Врожденная детская косолапость
Врожденная косолапость по частоте встречаемости (36%) занимает второе место среди пороков развития опорно-двигательного аппарата у детей.
В РФ врожденная косолапость встречается среди 0,6% новорожденных. Двусторонняя косолапость встречается вдвое чаще односторонняя.
Мальчики страдают врожденной косолапости вдвое чаще чем девочки. Около 15% детей с врожденной косолапостью имеют сопутствующие пороки развития опорно-двигательной системы (кривошея, врожденный вывих бедра, синдактилия, сколиоз). В некоторой частые пациентов заболевание имеет наследственный характер.
Этиология. Вопрос по определению причин в результате которых возникает врожденная косолапость остается нерешенным до сегодняшнего времени. Одни авторы считают, что фактором который вызывает разложения врожденной косолапости является давление со стороны матки на стопу эмбриона, или эмбриогенного перетяжек, другие связывают деформацию с пороком первичной закладки. Есть теория которая обосновывает порок развития недоразвитием малоберцовых мышц. На основе выше изложенного можно считать косолапость полиетиологичним заболеванием [7, c.104].
Патогенез. При врожденной косолапости патологические изменения происходят в сумочно-связочного аппарата подтаранного и надступаково-берцовом суставах, мышцах голени, апоневрозе подошвы, костях ступы и голени (рис. 1). Патологию костей ступы можно разделить на изменения формы, нарушение их положение и взаимоотношение. До сих пор окончательно не решен вопрос о первичных и вторичных компонентов деформации при косолапости.
Классификация.
1. Типичная врожденная косолапость (идиопатическая эмбриональная порок развития нижних конечностей, характеризующаяся дисплазией и устойчивой дислокацией всех структур стопы, особенно ее среднего и заднего отделов) (Рис. 2.).
2. Позиционная врожденная косолапость (идиопатическая фетальная порок развития жньои конечности, характеризуется сокращением мьякотканих структур по задне- латеральной поверхности голени и стопы без первичной деформации костно-суставного аппарата).
3. Вторичная врожденная косолапость:
- Неврогенная, вследствие перинатального поражения ЦНС
- Миелодиспластический деформация (возникает вследствие мышечной дистонии у детей с дизрафичним статусом)
- Косолапость вследствие врожденного поражения периферического нервно-мышечного аппарата нижней конечности (врожденное поражение малоберцового нерва, амниотические перетяжки и др.).
4. Артрогрипотична косолапость.
Иногда косолапость является одним из проявлений такого тяжелого системного врожденного заболевания как артрогрипоз. Для Артрогрипоз достаточно часто бывает характерна так называемая «несчастная триада» - косолапость, косорукостью и вывих бедра [4, c.102].
Клиническая диагностика врожденной косолапости у новорожденных вследствие типичной клинической картины не имеет трудностей. Деформация становится имеющейся сразу после рождения ребенка. Основные признаки плоскостопия: опущение внешнего и подъем внутреннего края ступы (supinatio), положение сгибания в надступаковогомилковому суставе (equinus), приведение переднего отдела ступы (adductus) да и в связи с тем возникающий перегиб ступы (inflexus) позволяют сразу акушеру и педиатру установить верный диагноз (рис. 2, 3, 4).