Файл: адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
«АДЫГЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. Х. АНДРУХАЕВА»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Методика развития отзывчивого отношения к сверстникам посредством мультипликации у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Ильинова Наталья Фёдоровна,
студентка группы «4-ДО»
заочной формы обучения,
специальность 44.02.01.
Дошкольное образование
___________/Ильинова Н. Ф./
Научный руководитель:
Петренко Татьяна Алексеевна,
старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 23 «Берёзка»
__________/ Петренко Т. А./
Допустить к защите:
«____»___________2023г.
Заведующая методическим кабинетом
__________/Духу З. З./
Майкоп, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЗЫВЧИВОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ СТАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 7 |
1.1. Развитие отзывчивого отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема . . . . . . | 7 |
1.2. Мультипликация как средство развития отзывчивого отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . | 15 |
1.3. Методы и приёмы развития отзывчивого отношения к сверстникам посредством мультипликации у детей старшего дошкольного возраста. . | 24 |
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОТЗЫВЧИВОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ . . . . . . . . . . . . | 28 |
2.1.Констатация уровней развития отзывчивости к сверстникам старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 28 |
2.2.Реализация методики развития отзывчивости к сверстникам у старших дошкольников средствами мультипликации на формирующем этапе эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 41 |
2.3.Анализ результатов экспериментальной работы по формированию отзывчивого отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 47 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 56 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 58 |
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 61 |
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня как для педагогов, так и для родителей становится очевидным, что дошкольники все чаще сталкиваются с трудностями в отношениях с ровесниками. Это проявляется в том, что ребенок не знает, как найти правильный подход к собеседнику, не умеет устанавливать, развивать и поддерживать контакты с людьми. Следовательно, развивать коммуникативные навыки надо еще в дошкольном детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.
В настоящее время одной из задач педагогов и специалистов ДОО становится отбор и рациональное использование разнообразных средств и методов воспитания нравственных качеств личности. Одним из таких средств, является использование мультфильмов в работе с дошкольниками.
Актуальность темы исследования заключается в том, что опыт отношений со сверстниками важен для дальнейшего развития личности ребенка. В теории и практике данная проблема является предметом рассуждения ученых. Исследователи изучают пути и средства формирования отзывчивости. Однако недостаточно изучены потенциальные возможности такого средства как мультипликация.
Проблема исследования: взаимодействие детей и мультипликации. Каким образом мультипликация влияет на развитие отзывчивого отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: развитие у детей старшего дошкольного возраста отзывчивого отношения к сверстникам.
Предмет исследования: педагогический процесс развития отзывчивого отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможности мультипликации в развитии у детей старшего дошкольного возраста отзывчивого отношения к сверстникам.
Гипотеза исследования: развитие у детей старшего дошкольного возраста отзывчивого отношения к сверстникам посредством мультипликации возможно, если обеспечить:
– обогащение знаний и представлений детей об отзывчивом отношении к сверстникам в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов, содержанием которых является отзывчивое отношение к человеку;
– обучение детей способам отзывчивого отношения к сверстникам в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов;
– организацию педагогических ситуаций для реализации способов отзывчивого отношения к сверстникам.
В связи с целью исследования нами были намечены задачи исследования:
- на основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать процесс развития отзывчивого отношения у детей, степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования;
- определить показатели и уровни развития отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам;
- разработать и экспериментально проверить методику развития у детей старшего дошкольного возраста отзывчивого отношения к сверстникам посредством просмотра мультфильмов.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; беседа, наблюдение, анализ педагогических ситуаций, выбор картинок, дополнение предложений); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии проблемы и анализе различных подходов по данной проблеме в психолого-педагогической литературе, в обосновании развития отзывчивого отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в практику работы дошкольных образовательных учреждений могут быть внедрены диагностические задания по выявлению уровня отзывчивого отношения к сверстникам, этапность осуществления данного процесса.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 22» станицы Ярославской Муниципального образования Мостовской район Краснодарского края. В эксперименте принимали участие 18 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы:
Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена теоретическим аспектам проблемы развития отзывчивого отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста. В ней рассматривается психолого-педагогическая проблема развития отзывчивого отношения к сверстникам иособенности воспитания отзывчивого отношения к сверстникам у старших дошкольников.
Эта глава повествует о мультипликации как средстве развития отзывчивого отношения к сверстникам, методах и приёмах развития отзывчивого отношения к сверстникам посредством мультипликации у детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе исследуется отзывчивое отношение к сверстникам и специфика его развития средствами мультипликации; представляется содержание опытно-экспериментальной работы по развитию отзывчивого отношения к сверстникам старших дошкольников в процессе просмотра мультфильмов; происходит анализ и интерпретация полученных результатов на контрольном этапе исследования.
В заключении в систематизированном виде изложены основные выводы по всей работе.
Приложение содержит памятки для педагогов и родителей по формированию отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, а также анкеты для педагогов и родителей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЗЫВЧИВОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ СТАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам как психолого-педагогическая проблема
Актуальность проблемы развития отзывчивого отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам обоснована положениями психологов и педагогов о нравственном развитии ребенка в период дошкольного детства (С. А. Козлова, В. Г. Нечаева, А. Д. Кошелева, Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец и другие); о механизмах нравственного воспитания детей (С. А. Козлова); о составных частях данного понятия и отзывчивости как одного из компонентов (Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская).
В данном параграфе рассмотрим понятия «отзывчивость», «отзывчивое отношение». Интерес представляет раскрытие процесса развития отзывчивого отношения к сверстникам в период дошкольного детства.
«Отзывчивый, -ая, -ое; -ив легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь человек» [2, с. 169]. «Отзывчивый – это не только чуткое отношение к окружающим, но и готовность прийти им на помощь. Обратившись к словарю синонимов, видим тесную связь понятия «отзывчивость» с такими понятиями как мягкость, мягкосердечие, сердечность, сочувственность, доброта, мягкосердечность, сочувствие, добродушие, участливость, добросердечие, добросердечность, сострадательность, внимание, внимательность, участие, чувствительность, душевность, благодушие, чуткость, человечность [1, с. 148].
Понятие отзывчивость тесно связано с понятием сочувствие:
-
Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание; -
Одобрительное отношение к чьему-нибудь начинанию, к чьим-нибудь мыслям и настроениям, признание и поддержка чего-нибудь, чувство солидарности с чем-нибудь.
Также необходимо отметить связь понятия «отзывчивое отношение» с понятием «эмпатия» – (англ. Empathy – сочувствие, сопереживание; нем. Einfühlung – «вчувствование») – психололия:
-
Способность войти в эмоциональное состояние другого лица,
«вчувствоваться»; интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами, мыслями и установками другого человека;
-
субъективное приписывание реальному предмету или произведению искусства своих собственных чувств, представлений и установок.
Однако, здесь следует отметить, что особенность «отзывчивости» заключается именно в действенности её проявления – поведенческое проявление, готовности помочь другому человеку, в этом заключается ее существенное отличие от сочувствия – сострадания, поддержки; и эмпатии – способности эмоционально чувствовать состояние другого.
Таким образом, отзывчивое отношение – сложный многоуровневый процесс, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных, и поведенческих умений, навыков и способностей другого человека [6,с.274].
В структуре отзывчивого отношения можно выделить следующие компоненты:
-
эмоциональный компонент направлен на узнавание эмоций и эмоционального состояния другого. Однако исследователи считают, что форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера бездейственная форма, за которой нет действительного начала; -
когнитивный компонент представлен умением проявлять сочувствие, воспринимать и понимать эмоциональное состояние другого человека; -
поведенческий компонент включает умения использовать разные способы проявления сопереживания и сочувствия другому человеку.
Для настоящего исследования важно рассмотреть вопрос о возрастном периоде, в котором возможно развитие отзывчивого отношения к сверстникам.
При рождении ребенок не может быть изначально хорошим или плохим. Все нравственные качества приобретаются им в течение жизни, когда ребенок приобретает тот или иной опыт. Считается, что первые представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо» появляются возрасте от 3 до 7 лет. Также у детей начинают закладываться первые нравственные чувства, которые он выражает к окружающим его людям: матери и отцу. Например, такими первыми чувствами являются симпатия и сочувствие.
Далее в период дошкольного детства у ребенка развиваются основы более сильных и глубоких чувств, которые он может выражать по отношению к другим: честь, правдивость, любовь и уважение к труду людей, чувство любви к дому и т. д. Воспитывать у ребенка желание быть нравственным можно начинать в возрасте, когда малышу еще и нет года жизни, когда он еще не понимает то, что объясняют ему взрослые люди [3,с.74].