Файл: Маркетинг - как часть менеджмента в организации, на примере ООО «Кухня №1».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История формирования маркетинга персонала в российской практике
1.1 История становления и развития маркетинга
1.2 Современное состояние маркетинга в России
Глава 2. Методы маркетинга на примере ООО «Кухня №1»
2.1 Основные методы, применяемые в маркетинге
2.2 Экспертные методы в маркетинге
2.3 Анализ маркетинговой деятельности ООО «Кухня №1»
Введение
Маркетинг как один из сильных инструментов управления используется различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и продвижение в конкурентной среде. Маркетинг в первую очередь известен как философия управления, которая помогает менеджерам сосредоточить свои усилия на выявлении потребностей потребителей и целевых сегментов, которые компания может наилучшим образом удовлетворить, производя подходящие продукты или предоставляя конкретные услуги.
Но даже в этом случае динамично развивающаяся бизнес-среда постоянно представляет для менеджеров несколько проблем, одной из которых является повышение конкурентоспособности товаров и услуг. Его решение невозможно без анализа факторов внешней и внутренней среды организации, конкурентного анализа и других важных элементов бизнес-среды.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена значением планирования маркетинговой деятельности в обеспечении функционирования организации.
Объектом исследуемой работы является маркетинг.
Предметом является маркетинг как часть менеджмента в организации.
Цель - провести исследование маркетинга как части менеджмента в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- история формирования маркетинга в российской практике;
- методология маркетинга на примере ООО «Кухня №1»;
- разработать предложения и определить эффективность маркетинга.
Ожидаемое практическое значение, заключается в том, что данное исследование может выделить основные принципы маркетинга, рассмотреть основные законы существования маркетинга, а также рассмотреть методы маркетинга в Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающей в себя 20 источника.
В первой главе курсовой работы описана история формирования маркетинга в российской практике. Во второй главе рассмотрена методология маркетинга на примере ООО «Кухня №1». В третьей главе разработаны предложения по улучшению маркетинга.
Глава 1. История формирования маркетинга персонала в российской практике
1.1 История становления и развития маркетинга
Есть несколько периодов в развитии российского маркетинга. Первый период может быть указан временным интервалом 1880-1917 гг. В то время промышленный потенциал России быстро развивался на основе предпринимательства. В практике российского предпринимательства этого периода использовались многие элементы маркетинга. В частности, российские предприниматели широко использовали печатную и настенную рекламу. Например, в России проводилось много промышленных выставок и ярмарок (работала знаменитая Нижегородская ярмарка, которая устанавливала европейские цены на ряд товаров, например, на крупы). Российские предприниматели принимали участие в международных выставках, особенно Парижских, и получали призы. В России патронаж предпринимателей был широко распространен в социальной сфере (больницы, детские дома и т. Д.) И в учреждениях культуры. Российские предприниматели проводили гибкую ценовую политику и использовали различные элементы стимулирования сбыта. В России была развита индустрия производства средств упаковки.
Однако в России не было целостной системы маркетинга. Хотя в начале 20-го века в университетах Мичигана, Калифорнии, Иллинойса и Пенсильвании в США был курс по методам маркетинга, в российских университетах такого курса не было. Некоторые элементы маркетинга преподавали в коммерческих школах.
Развитие теории и практики маркетинга в России было практически полностью остановлено в 1917 году. За пять лет в стране ощущался дефицит практически всех товаров, значительная часть производственных мощностей была разрушена. Это было связано с Первой мировой войной, двумя революциями 1917 года, гражданской войной. На протяжении многих лет в стране существовала сложная система распространения «военного коммунизма».
Следующий период в развитии русского маркетинга продолжался с 1922 по 1928 год. Это было связано с НЭПом (новой экономической политикой), введенным В.И. Ленин В России предпринимательство снова начало расти, что потребовало использования маркетинга. Элементы маркетинга были быстро восстановлены в практических деловых операциях. В практических деловых операциях элементы маркетинга, имевшие место до революции 1917 года, были быстро восстановлены. Появилось несколько научных организаций, занимающихся вопросами маркетинга, в частности, Московский рыночный институт. Определенным теоретическим результатом явилось развитие теории Н. Д. Кондратьева о «деловых циклах» («длинные технологические волны в экономике»). Этот результат был разработан в работах Дж. Шумпетера и внес важный вклад в инновационный раздел маркетинга. Возобновить обучение элементам маркетинга в бизнес-школах.
С 1929 года в советской России снова произошел длительный перерыв в развитии маркетинга. В стране вводится сложная система командования и распределения, которая сопровождается общей нехваткой товаров. В этих условиях нет места для маркетинга. Период, когда даже слово «маркетинг» было забыто, длился до конца 1950-х годов.
С началом так называемой «хрущевской оттепели» практический маркетинг в России не возродился, но, тем не менее, появился новый момент. О маркетинге вспомнили советские экономисты. Предметом ее изучения была теория и практика маркетинга с развитой рыночной экономикой. Публикации, в которых анализировался этот опыт, появились в советской прессе. Почти сто процентов этих публикаций четко оценивают теорию маркетинга и практикуют негативно. Маркетинг в публикациях трактуется как средство улучшения эксплуатации работников и средство обмена потребителями.
Новый этап в развитии российского маркетинга начался в конце 1960-х и начале 1970-х годов и связан с так называемым «ослаблением международной напряженности». В этот период советская экономика нуждалась в активном развитии международных экономических отношений для продажи своей продукции (главным образом сырья и энергопотребителей), а также закупки товаров народного потребления и продуктов питания. Незнание внешнеторговых работников Советской России, основы маркетинга привели к неудачным неудачам во внешней торговле. Это побудило высшее руководство страны начать обучение персонала национальных специалистов по маркетингу и провести собственные исследования в этой области. Следует отметить, однако, что они начали готовить специалистов только в области международного маркетинга. Специалисты по внутреннему маркетингу стали обучаться сначала за рубежом, а затем и в России. Существует несколько специализированных печатных изданий по международному маркетингу. На практике был скопирован опыт стран с развитой рыночной экономикой в области внешнеэкономической деятельности советских организаций и предприятий.
В 1985-1986 годах Горбачев начал новый этап в развитии российского маркетинга. Прежде всего, активизировалась деятельность в области международного маркетинга.
Сложившаяся в тот момент экономическая ситуация в Советской России не способствовала развитию маркетинга. Возникла огромная нехватка товаров, и дефицит является врагом маркетинга номер один.
В свою очередь, причиной дефицита товаров является монополия производства. В то время в экономике Советской России существовала двухуровневая монополия: монополия государственных ведомств и монополия прямых производителей. Однако на фоне этой неблагоприятной для маркетинга ситуации в конце 80-х годов появились некоторые положительные моменты. Эти положительные аспекты связаны, прежде всего, со снижением влияния государства на экономику и большей самостоятельностью компаний. Эта независимость наряду с объективными финансовыми трудностями означает, что компании отказываются покупать товары у компаний-монополистов и ищут альтернативы. Возможными альтернативами были создание кооперативов, малых предприятий, покупка твердой валюты за рубли.
В целом, на рынке так же, как и на рынке потребительских товаров, существует большая нехватка маркетинговой информации. Было так мало информации о характеристиках населения и тенденциях его развития, что было невозможно предсказать изменения спроса.
Немного более обнадеживающей картиной в конце 80-х стала реклама. Именно в этот период он начал быстро развиваться на внутреннем рынке. Публичность проникла в центральное и местное телевидение и радио, а также в некоторые центральные и еженедельные газеты.
На рубеже 1992-1993 годов в российской экономике произошли изменения, которые позволяют говорить о начале нового этапа в развитии российского маркетинга. С одной стороны, макроэкономические показатели России продолжают ухудшаться. Но с другой стороны, реформы, начатые правительством Е. Гайдара, привели к качественно иному характеру экономических отношений в российской экономике и к ситуации, когда маркетинг становится необходимым для большинства предприятий. Конечно, изменения были заметны, в основном в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород.
Два основных фактора способствовали развитию маркетинга: это приватизация и падение платежеспособного спроса. Либерализация цен, которая началась в январе 1992 года, привела к снижению стоимости денежных сбережений для большинства населения. Одним из факторов, который способствовал насыщению рынка, была либерализация внешней торговли. Значительное количество товаров, конкурирующих с отечественной продукцией, импортируется из-за рубежа.
Конечно, обострил конкуренцию начавшийся процесс приватизации. В некоторых городах до 60-70% торговых компаний были быстро приватизированы. Все эти факторы, а также более реальный риск банкротства заставили компании заниматься маркетингом. Это особенно касается компаний, которые производят товары длительного пользования.
В настоящее время многие российские компании делают решительный шаг на пути экономического развития, открывая широкий доступ для отечественных и иностранных инвесторов. Эти инвесторы очень требовательны в использовании своих капитальных активов, а это значит, что компаниям придется зарабатывать хорошую репутацию. Это может быть сделано в первую очередь за счет профессиональной и компетентной предпринимательской деятельности, которая обеспечивает высокую отдачу от вложенного капитала.
1.2 Современное состояние маркетинга в России
Сегодня важность маркетинга в России очевидна для всех тех, кто так или иначе связан с экономической деятельностью. Маркетинг преподается как отдельная дисциплина в университетах и институтах. Маркетинг стал самостоятельной специальностью, владельцы которой становятся востребованными специалистами в любом бизнесе. Инструменты маркетинга становятся все более современными, а технологии - сложными.
Переход нашей страны на новую систему управления, естественно, сказался на компаниях. В прошлом руководители советских компаний даже не думали о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, поскольку компании не были собственностью босса или директора.
Теперь корпоративная политика полностью изменилась, и руководство вынуждено добавить маркетинговую услугу в административный аппарат. Маркетинговая служба занимается разработкой организационной тактики и реализацией продукта, цены, руководящих принципов и стратегий маркетинга для продвижения продукции на рынке.
Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна, с учетом состояния внутренней и внешней среды, обеспечивать стабильное и конкурентное функционирование и развитие темы системы маркетинга на рынке товаров и услуг. С этой точки зрения маркетинговая деятельность включает в себя проведение маркетинговых исследований и разработку стратегии и программы маркетинговых мероприятий, направленных на повышение производительности компании и эффективности удовлетворения потребностей потребителя или клиента.
Однако все результаты маркетинговых исследований предназначены для принятия общих деловых решений, в частности маркетинговых решений, связанных с неопределенным поведением субъектов маркетинговой системы, и их принятие обычно сопровождается риском.
Вышесказанное показывает, что теперь на предприятии или в компании уже недостаточно иметь информацию только о внутреннем состоянии компании, ее производственной и коммерческой деятельности, требуется постоянное стратегическое и оперативное планирование всей производственной, маркетинговой и коммерческой деятельности компании на основе достоверной маркетинговой информации.
Развитие предпринимательства в России сопровождается углублением экономических преобразований, что предопределяет растущий интерес к новым теориям и руководящим принципам развития маркетинга и менеджмента.