Файл: современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта (Основы и особенности педагогических технологий).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Глава. Теоретико-методологические основы современных технологий в образовательном процессе .
1.1. Основы и особенности педагогических технологий
1.2. Классификация современных технологий на уроках физической культуры
1.3. Использование современных образовательных методик на уроках физической культуры
Широкое использование анимации, моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Включение музыкального сопровождения. Музыка на уроке физической культуры является необходимым элементом в развитии у учащихся чувства ритма и пластики. Использование компьютера позволяет выстраивать музыкальные композиции в нужной для данного урока последовательности, планировать хронометраж их проигрывания.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становиться катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
На уроках физической культуры данная технология - это основа основ. Урок физической культуры построен оптимально комфортно для учащихся, учебная нагрузка не противоречит нормативно - правовым требованиям, методы обучения подбираются с учетом сохранения психоэмоционального и физического здоровья учащихся. С целью поддержания здоровья учащихся и формирования у них необходимых навыков здорового образа жизни учитель выполняет санитарно-гигиенические требования (проветривание спортивного зала, соблюдение светового режима и т.д.); проводит физкультминутки, спортивные праздники, «Дни здоровья».
Здоровьесберегающие программы должны внедряться в систему образования. Для школ, работающих в направлении содействия здоровью, данной программой предусмотрено три условных уровня квалификации, которые они могут пройти.
Начальный, «бронзовый» уровень. Присуждается школам межведомственной аттестационной комиссией при муниципальных органах управления образованием и здравоохранением по формальным критериям:
- соответствие материально-технической базы и условий обучения и воспитания основным санитарно-гигиеническим нормам;
- выполнение регламентированных программой педагогических мероприятий: обучение здоровью («Педагогика здоровья», антинаркотические тренинги, программы нравственно-гигиенического воспитания и др.);
- увеличение двигательной активности обучающихся (физкультминутки на уроках, подвижные перемены, рост количества спортивных секций, внеклассные спортивные мероприятия, работа специальных медицинских групп для ослабленных детей);
- вовлечение родителей и окружающего социума в школьную жизнь.
«Серебряный» уровень. Присваивается при соответствии базовым требованиям и при наличии работающего школьного проекта оздоровления всех участников учебно-воспитательного процесса.
«Золотой» уровень. Школа должна отвечать требованиям международных стандартов к материально-технической базе, условиям обучения и воспитания, иметь достоверные показатели улучшения здоровья обучающихся, а также уменьшения количества поведенческих рисков, опасных для здоровья.
Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качеств результата. [3]
Результаты использования современных образовательных технологий.
Использование современно образовательных технологий на уроках физической культуры обеспечивает более эффективное восприятие учебного процесса у учащихся. Современные программные и технические средства позволили учителю изменять содержание презентаций и хранить большие объемы информации; привлечь школьников к систематическим занятиям физической культуры и спортом.
Создание условий для развития способности школьников к самообучению путем исследовательской творческой учебной работы учащихся, направленной на интеграцию и актуализацию знаний; для познавательной активности учащихся на уроках физической культуры используется видеометод, который обеспечивает:
- возможность дать ученикам более полную, достоверную информацию об изучаемых спортивных элементах;
- повысить роль наглядности в учебном процессе;
- удовлетворить запросы и интересы учащихся;
- наладить эффективную обратную связь.
Использование мультимедийных презентаций при создании проектов, обучение в сотрудничестве, дискуссий, что обеспечило более эффективное соприкосновение физической культуры и внешних информационных потоков, взаимодействие с учащимися.
Исследовательский, проектный подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных или групповых мультимедиа проектов обеспечил переход от традиционного процесса обучения в развивающий, творческий.
Современные программные и технические средства позволили учителю изменять содержание презентаций и хранить большие информации, информационные и коммуникативные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки.
Вывод по 1 главе
Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Это помогает достигать главной цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Учитель, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческий потенциал обучающихся.
Глава 2. Практическая часть
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель данной работы:
- совершенствование техники выполнения гимнастических упражнений
- обучение технике выполнения кувырка
Способы достижения цели: объяснение в доступной форме техники выполнения кувырков, выполнение кувырков вперёд и назад, анализ ошибок; координация и контроль действий.
Меры проведения урока (эксперимента):
-Проветривание помещения
- Инструкции по ТБ
- Форма обучающихся
Урок составлен по «технологической карте урока физической культуры в 4 классе по программе В. И. Ляха.»
Учитель: Сычев Денис Валерьевич.
Необходимые условия: организация пространства, форма работы, ресурсы, инвентарь.
Необходимое оборудование:
- учебник «Физическая культура. 1-4 классы» Лях В. И.;
- наглядный материал;
- рисунки по технике выполнения группировок;
- кувырков;
- скакалки, гимнастические маты.
Место проведения:
- Спортивный зал.
Время урока (эксперимента) - 45 минут
I этап. Мотивация к деятельности.
Цель – мотивировать учащихся на изучение техники выполнения гимнастических упражнений, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы.
Результат - самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал по технике выполнения гимнастических упражнений, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
Дежурный класса сдает рапорт о готовности класса к уроку.
Преподаватель формирует потребности в занятиях физической культурой, делает установку на здоровый образ жизни.
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Психолого-педагогические технологии сбережения здоровья:
- снятие эмоционального напряжения;
- создание благоприятного психологического климата на уроке.
Демонстрация плакатов гимнастических упражнений на матах.
-Для чего нужна гимнастика?
-Какие виды гимнастики вы знаете?
-Какие акробатические упражнения вы уже умеете делать?
-Какую технику безопасности следует соблюдать при занятиях гимнастикой?
-Что такое координация? Какое значение она имеет для физической подготовки человека.
Преподаватель задает наводящие вопросы: «Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Давайте сформулируем тему и задачи на урок.»
Предлагает творчески подходить к выполнению акробатических упражнений.
Ученики слушают наводящие вопросы учителя, выполняют задания учителя. Они настраиваются на урок и дают самооценку готовности к уроку.
Затем отвечают на вопросы о понятиях, которые будут использоваться на уроке: Перекат, кувырок назад, кувырок вперед, стойка на лопатках, мостик.
Дети повторяют правила по технике безопасности и формулируют тему и задачи урока.
С помощью данных задач дети активно анализируют, доказывают и аргументируют свою точку зрения; включаются в коллективную деятельность, взаимодействуют со сверстниками в достижении общих целей, а также осознанно строят речевые высказывания.
Технологии, обеспечивающие оптимальные условия образовательного процесса:
- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
-организация урока:
- учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
- ученики формулируют и задают вопросы;
- учитель и ученики отвечают на вопросы;
- использование каналов восприятия(аудиальное, визуальное, кинестетическое);
-охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Преподаватель организует выполнение строевых упражнений (команд), построения, перестроения в шеренги, в колонны в движении:
- повороты налево, направо, кругом на месте;
- ходьба по залу с дистанцией 2 шага на носках (руки на пояс, спина прямая);
- ходьба на пятках (руки за головой, спина прямая);
- бег в равномерном темпе;
Учитель организует выполнение построения и перестроения;
- даёт команды: «На первый – второй рассчитайсь!», «Первые – один шаг, вторые – четыре шага вперед шагом марш!», «На вытянутые руки от направляющих - разомкнись!»;
- организует выполнение комплекса ОРУ со скакалкой.
Ученики в свою очередь выполняют команды поворотов на месте, перестроения. Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения. Затем выполняют комплекс ОРУ со скакалкой.
Цель данных упражнений:
- взаимодействие во время перестроения в колонны. Умение слушать, координировать действия;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способы их улучшения;
- выполнение строевых команд, перестроение различными способами, контроль своих действий согласно инструкции.
Используемые технологии:
- правильная организация урока;
- чередование видов деятельности;
- педагогика сотрудничества.
II этап Учебно-познавательная деятельность.
Цель – восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания.
Результат - освоение содержания учебной темы – техника выполнения кувырка назад.
Учитель формулирует задание, осуществляет контроль.
Даёт команду построиться возле матов.
Демонстрация плакатов рисунков из учебника:
«Перекаты. Кувырок вперёд. Кувырок назад.»
Ученики слушают, анализируют технику выполнения упражнений.
Выполняют подготовительные упражнения: группировка из положения упор присев, перекаты в группировке, перекат в группировке с опорой рук.
Дети образно воспринимают двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.
Индивидуальное выполнение элементов со страховкой.
Цель данных упражнений:
- конструирование нового способа действия и формирование понятия;
- осуществление самоконтроля;
- принятие и сохранение учебной цели и задачи.
Образовательные технологии направленные на сбережение здоровья:
- педагогика сотрудничества;
- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
III этап. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.
Учитель организовывает круговую тренировку.
Идет организация коррекционной работы, практической работы и самостоятельной коррекционной работы.
Назначение «ответственного» в каждой группе
Работа в группах:
1 группа – перекат на спине;
2 группа – кувырок вперед;
3 группа – кувырок назад.
«Ответственные» выполняют задание первыми, затем следят за выполнением задания учащимися своей группы: исправляют ошибки, в конце проговаривают их. Отрабатывают элементы в группах.
Цель данных упражнений:
- понимание и восприятие на слух словесные указания учителя и «ответственного» в группах;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способы их улучшения;
- выполнение акробатических упражнений, контроль своих действий согласно инструкции;
- принятие и соблюдение учебной задачи, ориентир на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и классе;
- умение слушать и понимать других, умение работать в паре и группе.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности:
- учёт зоны работоспособности учащихся.