Файл: АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (Понятие государственного аппарата).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
Введение
Государство – это институт организации социальной жизни, который появился на определенной ступени человеческого развития около пяти тысяч лет назад. В процессе развития человечества развивалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством. Современное государство является социальным, которое соединяет все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, называемое «гражданским обществом». Современное государство невозможно представить без эффективных механизмов управления и организации публичной власти, которые формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что аппарат государственной власти не является статической структурой. Он изменяется вместе с изменением общества, чтобы максимально продуктивно выполнять возложенные на него функции. В связи с этим, нам необходимо понимать, как он устроен и как функционирует.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, которые возникают при выполнении своим задач аппаратом государственной власти.
Предметом исследования в настоящей работе является государственный аппарат в Российской Федерации.
Цель данной курсовой работы описание и характеристика аппарата государственной власти. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие государственного аппарата;
- проанализировать структуру государственного аппарата;
- выявить проблемы, которые возникают в ходе осуществления государственным аппаратом своих функций.
Методологической основой для написания курсовой работы послужили анализ, синтез, сравнительно-правовой анализ и другие общенаучные и специальные методы.
Литературной и нормативно-правовой базой для исследования послужили российские учебники в области государства и права, как печатные, так и электронные, компьютерная справочная правовая система «Консультант +», а также сравнительный материал российских исследователей права.
Глава 1. Государственный аппарат: понятие и характеристика
1.1 Понятие государственного аппарата
Государственный аппарат по определению Малько А. В. - это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции. Иными словам это аппарат государственного управления[1].
Государственный аппарат по определению Баглая М.В. - это совокупность органов и должностных лиц, осуществляющих на профессиональной основе управленческие функции государства и обладающих монополией на государственное принуждение[2].
Общие требования, предъявляемые к процессу организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, существуют и в той или иной мере реализуются:
- принцип приоритета прав человека;
- принцип законности и конституционности;
- принцип соблюдения высоких этических требований членами парламентов и чиновниками, их полной политической лояльности;
- принцип гласности, обеспечивающий информационность населения о происходящих государственно-правовых процессах.
Данные и другие им подобные принципы находят свое законодательное закрепление в конституционных актах и в специальных законах[3].
У понятия «государственный аппарат» есть два смысла – широкий и более узкий. В широком смысле взгляд на государственный аппарат как на совокупность всех государственных органов идентичен понятию механизма государства. В более узком смысле государственный аппарат понимают, как аппарат государственного управления, т.е. совокупность исполнительно – распорядительных, управленческих органов государства.
Основными составляющими государства являются его органы и учреждения. Каждый государственный орган является относительно самостоятельным, структурно обособленным звеном государственного аппарата, который создается государством для осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделяется соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Деятельность государственных органов имеет три основные формы:
- Правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов.
- Правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права.
- Правоохранительную – форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм[4].
Признаки, характеризующие понятие государственных органов:
- осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
- обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий;
- имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);
- характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;
- образуются в порядке, установленном законом[5].
Также одним из ключевых признаков государственного органа заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.
1.2 Классификация государственных органов
Государственные органы можно классифицировать по различным видам и основаниям. Рассмотрим основные классификации:
- по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. Исходя из этого, государственные органы подразделяются на: законодательные (представительные), исполнительные и судебные;
- по порядку осуществления компетенции различают единоличные и коллегиальные, при этом единоличный орган отличается от должностного лица государства, не являющегося государственным органом тем, что в первом компетенция должностного лица и государственного органа совпадают;
- по характеру полномочий государственных органов выделяют органы общей компетенции и органы специальной компетенции;
- по структуре или способу организации государственные органы можно поделить на простые, не имеющие внутреннего подразделения, и сложные, обладающие соответствующей структурой организаций;
- по территориальному признаку государственные органы делятся на федеральные, органы субъектов федерации и местные, при этом органы, называющиеся органами местного самоуправления, обычно не являются государственными и не входят в систему органов государства. Но, как правило, они не только осуществляют местное самоуправление, но и выступают как специфические элементы механизма государственной власти, поскольку по закону наделяются отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству;
- по способу возникновения государственные подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями;
Далее мы рассмотрим государственные органы, классифицированные по принципу разделения властей.
К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним[6].
Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Они устанавливают общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти. При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.
Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру.
В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают законодательными полномочиями, например, в США – это Палата представителей и Сенат, в Индии – Народная палата и Совет штатов, в Австрии – Союзный совет и Национальный совет. В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата – Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.
Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому соотношению сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).
Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире т.к. дает возможность обеспечить наряду с общим представительством интересов всей нации также особое представительство общих интересов населения крупных регионов, либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль. Так же эта структура устанавливает противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты[7].
Исполнительные органы государственной власти – это органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части. Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства, которые закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.
Главой исполнительной власти может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления государства. В подавляющем большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти.
В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх. В отношении парламента он обладает рядом прав: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначения членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов, в некоторых случаях правом «вето». Обычно монарх считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Фактически же все эти полномочия от его имени осуществляются правительством и его органами.
В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент. В целом полномочия президента сводятся к следующему:
- президент принимает иностранных дипломатов, назначает послов;
- ратифицирует международные договора и соглашения;
- является главнокомандующим вооруженными силами страны.
В ряде стран в соответствии с конституционным законодательством президент имеет право:
- отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента;
- распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв.
Наиболее широкими властными полномочиями обладает глава государства в президентских республиках.
Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной. В различных странах правительства имеют разные названия например, кабинет министров, совет министров.