Файл: Бизнес-моделирование в предпринимательстве..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема бизнес-моделирования сегодня довольно популярна в профессиональной среде, но очень неоднозначна. Понятие «модель» имеет отношение ко всем сферам жизни от модели вселенной до фотомодели, и поэтому оно очень размыто. К этой теме обращается много исследователей и практиков, в том числе в области организационного развития, с совершенно разных позиций. Бизнес-моделирование является важным инструментом управления собственным бизнесом. Оно применяется во всех направлениях современного предпринимательства, им могут пользоваться фирмы любых размеров и организационно-правовых форм. Бизнес-моделированием называется управление бизнесом на основе бизнес-моделей. Цель данного исследования – это выявить сущность и ориентацию бизнес-моделирования в управлении собственным бизнесом. Выявить как с помощью бизнес-моделей осуществляются ключевые процессы в управлении бизнесом. В данном исследовании основными задачами являются следующие пункты:

  1. Изучить экономическую литературу по заданной теме.
  2. Выявить основные понятия и формулировки, касающиеся бизнес-моделирования: разновидности бизнес-моделей, что подразумевает под собой бизнес-идеи, рассмотреть девять структурных блоков А.Остервальдера и И.Пинье, рассмотреть стратегический, тактический и ситуационный уровни управления и как применяются бизнес-модели на данных уровнях.
  3. Изучить для чего применяются бизнес-модели на практике.

Объект исследования: интернет – платформа Gitoon.

Предмет исследования: Применение бизнес-моделирования в предпринимательстве.Методы, которые применялись в этом исследовании, являются: классификация, обобщение, сравнение, синтез, анализ литературы.

Глава 1. Теоретические основы бизнес-моделирования в предпринимательстве

1.1 Бизнес-моделирование и бизнес-модели

Бизнес-моделирование – это процесс разработки и внедрения бизнес-моделей организации (стратегии, бизнес-процессов, организационной структуры, качества и др.) с целью формализации и оптимизации её деятельности.

Бизнес-модель — компактное, упрощенное представление о бизнесе, предназначенное для целостного описания и анализа деятельности всей системы взаимосвязанных бизнес-процессов. Поэтому бизнес-модели обычно визуализируются.


Выделяют четыре основных способа разработки бизнес-моделей:

  • Нотации специализированного программного продукта: комбинация графики, таблиц и текста.
  • Графическое описание: дерево, блок-схема, технологическая карта.
  • Табличное описание.
  • Текстовое описание.

Эволюцию бизнес-моделей на протяжении ХХ века можно представить следующим образом:1[1]

  1. Самая старая бизнес-модель, которая до сих пор остается одной из базовых, - модель «хранителя магазина» (the shop keeper model): открытие магазина там, где находятся потенциальные клиенты;
  2. Следующая очень популярная бизнес-модель, которая появилась в начале 20-го столетия, после чего переживала многочисленные новые рождения, - это модель «приманки и крюка» (также называемая "моделью бритв и лезвий" или «моделью, привязывающей к продуктам"). Примеры: бритва (приманка) и лезвия (крюк); сотовые телефоны (приманка) и время трафика (крюк); компьютерные принтеры (приманка) и картриджи к ним (крюк); камеры (приманка) и печать фотографий (крюк);
  3. В 1950-х - новые бизнес-модели были разработаны McDonald's и Toyota;
  4. В 1960-х – новаторами выступили Wal-Mart и Hypermarket;
  5. В 1970-е - новые бизнес-модели разработали Fedеral Express и Toys R Us;
  6. В 1980-е - Blockbuster, Home Depot, Intel и Dell Computer;
  7. В 1990-е - Southwest Airlines, Netflix, eBay, Amazon.com, Starbucks, Microsoft и dot-coms;
  8. В последние годы - наиболее оригинальные и эффективные бизнес-модели были разработаны и реализованы Google, IKEA.

Анализ практики разработки и реализации бизнес-моделей показывает, что бизнес-модели могут создаваться:

- для определенного продукта или услуги (группы однородных продуктов/услуг);

- для компании в целом;

- для группы компаний или холдинга.

Для чего применяются бизнес-модели на практике? Возможно выделить следующие варианты их применения:

- для оценки и анализа эффективности бизнеса компании в сравнении другими аналогичными компаниями;

- для оценки потенциала и инвестиционной привлекательности бизнеса компании в будущем;

- для оптимизации бизнеса компании с точки зрения стратегии и с точки зрения максимизации и удержания ценности, которую компания создает для клиентов и других заинтересованных в ее бизнесе лиц.

В настоящее время, в условиях глобального кризиса, многие бизнес-модели утратили свою эффективность и конкурентоспособность. Российские компании, использовавшие данные бизнес-модели, разоряются, терпят убытки, уходят с рынка. И наоборот, ряд бизнес-моделей, не актуальных в докризисный период, оказались высокоэффективными в условиях кризиса и обеспечили компаниям, которые их применяют, новые возможности для роста и развития бизнеса. Дальнейшее применение неэффективных бизнес-моделей и неповоротливость при определении новых бизнес-моделей, медлительность при переходе к ним могут привести многие российские компании к существенным финансовым потерям и утрате возможности остаться в бизнесе в принципе. Кризис – это шанс для многих компаний значительно усилить свои позиции на рынке, используя недоступные ранее стратегические возможности.


Категоризация бизнес-моделей

Наиболее актуальная на сегодняшний день категоризация бизнес-моделей в интернете была опубликована профессором Университета штата Северная Каролина Майклом Раппа. Профессор выделил 9 основных концепций:[2]

1. Брокерская (Brokerage)

2. Рекламная (Advertising)

3. Инфопосредническая (Infomediary)

4. Торговая (Merchant)

5. Производственная (Manufacturer/Direct)

6. Партнерская (Affiliate)

7. Сообщество (Community)

8. Подписная (Subscription)

9. По потреблению (Utility)

Брокерская

Используется в B2B (бизнес для бизнеса), B2C (бизнес-для-потребителя) и C2C (потребитель для потребителя) секторах. Бизнес соединяет покупателей и продавцов и проводит между ними транзакции, за что взимает определенную сумму денег (фиксированная ставка или процент от сделки).

  1. Торговая биржа (Marketplace Exchange)

Бизнес предоставляет широкий спектр услуг, охватывающий весь процесс сделки — начиная рыночной оценкой товара, заканчивая контролем за исполнением договора. Биржи функционируют как самостоятельно, так и при поддержке консорциумов.

  1. Площадки выполнения заказов (Buy/Sell Fulfillment)

Выполнение заявок на продажу и покупку товаров и услуг. Заказ выполняется в соответствии с критериями (например, цена и срок доставки), прописанными клиентом.

  1. Система сбора предложений (Demand Collection System)

Модель «назовите свою цену» (Name Your Price) — потенциальный покупатель делает окончательный (обязательный) бид на тот или иной товар или услугу, а брокер обеспечивает выполнение заявки.

  1. Аукционный брокер (Auction Broker)

Бизнес, проводящий аукционы для продавцов (частников или компаний). Собирает издержки за размещение товаров и комиссионные, величина которых определяется суммой транзакции.

  1. Платежный брокер (Transaction Broker)

Представляет сторонний платежный механизм для проведения транзакций между покупателями и продавцами.

  1. Дистрибьютор (Distributor)

Каталог, соединяющий большое число производителей с розничными и оптовыми заказчиками. Брокер проводит бизнес-транзакции между официальными дистрибьюторами компаний и их торговыми партнерами.

  1. Поисковой агент (Search Agent)

Программное решение, предназначенное для определения наличия и цен товара или поиска сложно находимой информации.

  1. Виртуальный рынок (Virtual Marketplace)

Хостинговый сервис для онлайн-продавцов, взимающий плату за первоначальное размещение на площадке, ежемесячные членские платежи или транзакции. Также может предлагать транзакционный сервис или сопутствующие рыночные услуги.


2. Рекламная модель

Расширение традиционной концепции СМИ — бизнес представляет потребителям контент и сервисы, транслирует рекламу заказчиков.

Рекламная модель работает наиболее эффективно либо при правильном выборе ниши, либо при больших объемах трафика.

  1. Информационный портал (Portal)

Как правило, ресурс с большим объемом трафика, предоставляющий контент и дополнительные сервисы. Существуют персонализированные и нишевые порталы — первые представляют пользователям возможность кастомизации интерфейса и контентных предпочтений, а вторые ориентированы на конкретную целевую аудиторию.

  1. Доска объявлений (Classfields)

Список позиций покупки/продажи. Бизнес либо взимает оплату за размещение в листинге, либо работает по подписной модели.

  1. Ресурсы с обязательной регистрацией (User Registration)

Проекты с бесплатным контентом, требующие от посетителей создания аккаунта и предоставления определенных демографических данных — это позволяет отслеживать поведение пользователей и создавать портреты потребительских сегментов, используемых для проведения таргетированных рекламных кампаний.

  1. Поисковая реклама (Query-based Paid Placement)

Продажа рекламных позиций в выдаче поисковых систем.

  1. Контекстная реклама (Contextual Advertising)

Реклама отображается на странице, контент который релевантен объявлению.

  1. Поведенческий маркетинг (Behavioral Marketing)

Используется разработчиками и веб-мастерами, встраивающими в свои решения и на ресурсы рекламный софт для продажи тематической рекламы, основанной на индивидуальной активности пользователя при серфинге во всемирной сети.

  1. Объявления перед основным контентом (Intromercials)

Анимированное полноэкранное объявление, отображаемое при переходе на сайт (перед основным контентом).

  1. Интерактивная реклама (Ultramericals)

Интерактивные объявления, для закрытия которых (и переходу/возвращению к основному контенту) пользователь должен выполнить определенное действие.

3. Инфоброкерство

Пользовательские данные представляют высокую ценность для бизнесов, а информация о продуктах ценна для потребителей — инфопосредники занимаются продажей ценных данных покупателям и компаниям.

  1. Рекламная сеть (Advertising Platform)

Транслирует баннерную рекламу на сайтах паблишеров, представляющих информацию о своем трафике. Рекламные сети также собирают данные о посетителях самостоятельно в целях анализа эффективности маркетинга.


  1. Сервисы исследования аудитории (Audience Measurement Services)

Онлайн-агентства, исследующие рынки и поведение потребителей во всемирной сети.

  1. Маркетинг посредством прямой мотивации (Incentive Marketing)

Использование подарков и вознаграждений для рекламы продукта или привлечения к его покупке/продаже. Данные, собранные о пользователях, используются для таргетированной рекламы.

  1. Метапосредник (Metamediary)

Способствует проведению сделки между продавцом и покупателем, предоставляя информацию и оказывая релевантные услуги. Прямого участия в транзакции не принимает.

4. Продавец

Оптовые и розничные онлайн-торговцы товарами и услугами.

  1. Виртуальный продавец (Virtual Merchant)

Ритейлер, работающий исключительно в интернете.

  1. Продавец по каталогам (Catalog Merchant)

Принимает заказы по почте, телефону и на сайте, который представляет собой каталог офферов.

  1. Традиционные продавцы, работающие в online (Click and Mortar)

Компании из «кирпича и бетона» (Brick and Mortar, бизнесы, имеющие развитую инфраструктуру дистрибуции услуг), функционирующие в интернете.

  1. Цифровой продавец (Bit Vendor)

Продает исключительно цифровые продукты и услуги. Выполняет продажи и доставку самостоятельно.

5. Производитель

В рамках этой модели производитель самостоятельно выполняет продажи своего товара в сети, сокращая таким образом каналы дистрибуции.

  1. Покупка (Purchase)

Стандартная продажа, при которой права собственности на объект сделки переходят покупателю.

  1. Аренда (Lease)

Покупатель платит определенную сумму за временное использование продукта по правилам, описанным в соглашении. Продукт возвращается продавцу по истечении срока договора или в случае его невыполнения. Также возможна опция выкупа товара арендатором до конца срока аренды.

  1. Лицензия (License)

Передача прав на использование продукта в соответствии с определенными условиями. Права собственника остаются у продавца.

  1. Брендированный контент (Brand Integrated Content)

В отличие от рекламной модели (спонсорский контент), компания самостоятельно создает материалы и сайты в целях маркетинга товара/сервиса.

6. Партнерский маркетинг

Приобретение лидов/трафика у аффилейтов (партнеров).

  1. Обмен баннерами (Banner Exchange)

Торговля баннерным инвентарем на партнерских сайтах.

  1. Оплата за клики (Pay Per Click)

Оплата за переход целевого потенциального покупателя.

  1. Оплата за действие (Cost Per Action)