Файл: АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (Понятие государственного аппарата).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
Правительство возглавляется главой правительства, который именуется премьер-министром, председателем совета или кабинета министров, первым министром, канцлером. В состав правительства входят члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты), которые называются министрами, секретарями, статс-секретарями. В правительство входят также заместители главы правительства и помощники министров.
По всем вопросам своей компетенции правительство принимает решения и издает правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы правительства. В унитарных государствах образуется только одно правительство, в федеративных государствах – общефедеральное правительство и правительства членов федерации.
Правительства бывают коалиционными и однопартийными. В первом случае в их состав входят представители двух и более партий, во втором – только одной партии. Коалиционные правительства формируются, как правило, в государствах с парламентарной формой правления.
Для выяснения роли Правительства немаловажен ответ на вопрос: какое значение имеет для него право Президента определять основные направления государственной политики? В статье 80 Конституции РФ[8] подчеркиваются приоритеты политического руководства главы государства. Однако, функции общего политического руководства Президента вовсе не означают ослабления роли Правительства.
За организацию работы Правительства как коллегиального органа несет персональную ответственность Председатель Правительства. Возлагая на Президента ответственность за деятельность Правительства, мы тем самым принижаем роль Председателя Правительства. Заметим, что по Регламенту Правительства (п. 36) при равенстве голосов при принятии решения на заседании Правительства решающим является голос Председателя Правительства[9].
Деятельность главы государства не ограничивается, однако, взаимодействием с Правительством. Сообразуясь с новыми обстоятельствами, действуя по собственному разумению, Президент не должен забывать главного: все его действия имеют комплексное, интегрирующее значение для государственной власти, оказывают влияние на разные стороны общественного бытия. При необходимости он может поменять состав Правительства, но он не вправе оставить государство без Правительства.
Конституционное назначение Правительства и Президента по многим параметрам их деятельности совпадает. Но они функционально разноуровневые и конституционно самостоятельные институты власти. Словом, Правительство – это непринадлежность Президента.
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: «право там, где средства его защиты».
Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти, и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти.
Однако, судебная власть, являясь самостоятельной составляющей государственной власти как формы организации жизни общества и его существования, выполняет не только сугубо правовые функции осуществления правосудия.
Судебная составляющая государственной власти играет самостоятельную роль в жизни общества путем отправления правосудия. Как наиболее стабильный институт государственной власти судебная власть – мощный фактор обеспечения стабильности правового порядка в общественной и экономической жизни, средство правового воспитания граждан[10].
Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.
Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.
Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.
В одних странах прокуратура является составной частью суда, а в других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в проведении прокурорской проверки, так как она является, в первую очередь, надзорным органом, принятии мер к нарушителям правопорядка, санкционировании арестов. Прокуратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.
Нотариат – это система государственных органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.
Глава 2. Структура государственного аппарата РФ
Российская Федерация является федеративным государством и в связи с этим его механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.
Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляется право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, порядок их организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом. В связи с этим в субъектах РФ сложились разнообразные системы организации государственной власти[11].
Взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71 и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органам исполнительной власти разрешается создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации, и обеспечивать их исполнение с помощью органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной власти субъектов РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже противоречить нормативно-правовым актам федеральных органов.
Различие в предметах ведения федеральных органов и органов субъектов РФ не означает одновременного существования двух качественно различных механизмов государства. Единство механизма Российского государства обеспечивается основами конституционного строя, закрепляющими власть многонационального народа Российской Федерации, принципы законности, разделения властей, демократизма, органичного сочетания субординации и координации.
2.1 Президент
Президент Российской Федерации. Как глава государства Президент согласно ст. 80 Конституции РФ[12] является:
- гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;
- принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации;
- обеспечивает согласованное действие органов государственной власти;
- определяет основные направления внутренней и внешней политики;
- представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Вся деятельность Президента, в какой бы сфере она ни осуществлялась, в конечном счете направлена на охрану Конституции, обеспечение ее неукоснительного действия. Особо важной является задача создания такого правового режима, при котором ни один орган государства, ни одно должностное лицо не нарушали бы Конституции, не принимали противоречащих ей правовых актов и не нарушали прав и свобод личности и гражданина.
Конституция предоставляет Президенту РФ и иные способы непосредственного влияния на деятельность государственных органов. Для обеспечения эффективного действия федеральной законодательной власти Президент наделен правом законодательной инициативы, т.е. может вносить свои законопроекты на рассмотрение Государственной Думы. Он также подписывает федеральные законы и обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонять закон и направлять его на повторное рассмотрение, изложив мотивы неподписания. Президент назначает выборы Государственной Думы и в установленных Конституциях случаях может распускать ее досрочно[13].
Большое влияние на законодательный орган РФ, иные органы государственной власти и общественность страны оказывают ежегодные послания Президента РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ, с которыми он обращается к Федеральному Собранию. Такого рода послания содержат перечень основных проблем в обществе и государстве и путей их решения. Таким образом, ежегодные послания способствуют координации усилий всех государственных органов, направленных на решение важнейших задач общества и государства.
Весьма значимой является роль Президента РФ в обеспечении эффективной работы Правительства РФ и иных органов исполнительной власти. Так, Президент имеет право председательствовать и высказываться на заседаниях Правительства РФ, отменять действие постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
В случае возникновения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации, Президент РФ использует согласительные процедуры.
Согласно Конституции РФ Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, в том числе от имени государства ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты и т.д.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент РФ утверждает концепцию и планы строительства, применения Вооруженных Сил РФ, издает указы о призыве граждан на военную службу, утверждает планы дислокации иных Сил, размещения военных объектов, ведет переговоры и подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.
2.2 Федеральное Собрание Российской Федерации
Федеральное Собрание РФ – это представительный и законодательный орган страны. Оно осуществляет законодательную власть: принимает федеральные законы, а также решает иные вопросы, отнесенные к компетенции представительных органов власти.
Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избранных населением, а Совет Федерации – из 178 членов. В эту палату входят по два представителя от каждого субъекта РФ – главы его представительного и исполнительного органов.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
Важнейшим направлением деятельности Федерального Собрания является утверждение федерального бюджета, подготавливаемого высшим федеральным органом исполнительной власти – Правительством РФ.
Первоначально бюджет рассматривается и утверждается в форме федерального закона Государственной Думой, а затем одобряется Советом Федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.