Файл: Мотивация как важнейший компонент учебной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования.

Одной из основных задач государства являются всесторонняя забота о здоровье, физическом воспитании и занятия спортом учащихся в процессе обучения в школе. Деятельность по совершенствованию физического воспитания учащихся в школе не ограничивается только учебным процессом, она должна быть более насыщенной за счет привлечения школьников во внеурочное время к занятиям различными видами спорта. В связи с этим возрастает объективная необходимость перед спортивными педагогами по формированию мотивации учащихся на занятия спортом, а через неё - реализация индивидуального двигательного потенциала.

Необходимости апробации современных педагогических методик физического воспитания школьников в системе основного и дополнительного общего образования так же продиктована положением и требованиями госстандартов по физической культуре и видам спорта.

Педагоги физической культуры и тренеры спортивных школ и спортивно-оздоровительных секций дополнительного образования справделиво подчеркивают значимость мотивации учащихся в процессе занятий физической культурой и спортом для обеспечения формирования разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры и спорта для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, достижения высоких спортивных результатов.

Проблема исследования:

В последнее время в теории и практике физической культуры и спорта можно встретить суждения о несостоятельности и неэффективности существующей системы физического воспитания в учреждениях основного и дополнительного образования. Директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких отмечает что: «двигательная активность школьников с момента прихода в школу, снижается почти на 70 процентов, что связано не только с недостаточным материально-техническим оснащением и количеством часов, не отвечающим научно обоснованным нормативам, но и чрезвычайно низкой мотивацией, отсуствием стойкого итереса школьников к занятиям физической культурой и спортом».

Практическая значимость исследования: итоги проведенного в нашей работе исследования будут использованы тренерами спортивно-оздоровительной секции бокса ДК «Гайдаровец» уже с 1 сентября 2018 года.


Гипотеза: Предполагается, что повышение мотивации детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом позволит оптимизировать процесс и качество физического воспитания, а так же будет способствовать достижению ими высоких спортивных результатов.

Предмет исследования:— формы, методы, методики современных педагогов и тренеров по формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Объект исследования: — учебно-тренировочный процесс занятий физической культурой и спортом.

Цель курсовой работы: — выявление и предложение педагогам и тренерам наиболее эффективных методик по формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Задачи курсовой работы:

Задача 1 Исследовать литературные источники по теме курсовой работы

Задача 2 Выявить и предложить наиболее эффективные средства и методы формирования устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Для решения проблемы нами выбраны методы исследования:

  1. Анализ литературных источников по теме курсовой работы;

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации учебной деятельности

1.1 Основные понятия. Мотив и мотивация

Активность определяет деятельность человека, мотивы, цели, направленность, желание осуществлять деятельность, т.е. является движущей силой, источником пробуждения «дремлющих потенциалов» в человеке.

Из внутренних личностных характеристик особую роль в росте активности играют мотивы.

Формы проявления активности разнообразны настолько что, включают в себя действия, побуждения, поступки и деятельность самой личности. Основанием, обосновывающим активность человека, являются его действия, которые не возникают непроизвольно. Имея изначально определенную основу и последовательность, началом любой активности личности выступает мотив, являющийся побудителем к деятельности.

В работах отечественных психологов мотив понимается как осознанная потребность, как предмет потребности и отождествляется с последней.


К.К. Платонов пишет: «мотив - психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности. В качестве мотива могут выступать психические процессы, состояния, свойства» [10].

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Содержание мотива определяется целью, сила - величиной потребности, а устойчивость - постоянством потребности и степенью ее удовлетворения. Чем меньше удовлетворена потребность, тем более длительное время она может быть первичной побудительной причиной внешней и внутренней активности человека.

Характер отношения человека к деятельности и уровень достигнутых результатов в ней в значительной степени определяется мотивацией деятельности.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Он используется в современной науке в двойном смысле: как обозначение системы факторов, определяющих поведение (мотивы, потребности, намерения, стремления, цели, и т.д.), и как процесс, характеризующий стимулирование и поддержание поведенческой активности на определенном уровне. Мотивацию можно определить как совокупность причин, детерминирующих поведение человека, активность его деятельности и направленность[9].

На основе теории деятельности и работ отечественых ученых установлено, что мотивация - это устойчивое состояние человека, возникающее в результате подсознательного соотнесения своих ведущих потребностей и возможностей с предметом предстоящей деятельности, совпадение которых приводит его к осознанию и постижению конкретной деятельности и способствует появлению системы целей, направленных на овладение ее предметом [5].

Краткий вывод по главе 1

В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли мотива могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установка и идеалы.

С педагогической точки зрения мотив представляется как первоначальная причина, побудительная сила, исходный «импульс» для осуществления той или иной деятельности.


Глава 2. Мотивация на занятия спортом как основной побудитель двигательной активности школьников

Дефицит двигательной активности человека как необходимого условия физического развития людей заставляет психологов и педагогов изучать причины, движущие силы, методы ее формирования и стимулирования.

Активность вызывается потребностью и представляет собой высший по отношению к деятельности уровень. Применимо к настоящей работе потребность дает толчок к возникновению мотива, вот почему потребность все же несет первичный характер, вначале возникает в чем-либо нужда, возникает побуждение, а затем мотив.

С точки зрения двигательной деятельности, мотивы на занятия спортом могут быть направлены на процесс деятельности и на результат. В первом случае человек ставит перед собой цели, связанные с удовлетворением потребности в двигательной активности, в получении впечатлений, связанных с выполнением физических упражнений и общением . Во втором случае ставя на результат, человек стремится к физическому совершенствованию и достижению высоких спортивных результатов (Ю. Палайма) [5].

Мотив и мотивация являются основными побудителями активности личности, но вместе с тем существенно различаются. Мотивация больше относится к объемной психологической категории и является отталкивающим звеном любой деятельности. Именно мотивация, а не мотив, пробуждает в спортсмене желание заниматься спортом, достигая высоких результатов самоудовлетворения и самосовершенствования. Анализируя спортивную мотивацию, P.A. Пилоян делает следующее предположение: «мотивация - особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата» [9].

Проблемой мотивации спортивной деятельности занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые.

Первые работы по изучению мотивации на занятия спортом были проведены А.Ц. Пуни и П.А. Рудик. В них отмечается рождение первичных мотивов приобщения к занятиям физическими упражнениями или каким-либо видом спорта из потребности в движении, эмоциональной привлекательности физических упражнений, переживания удовольствия от самого процесса занятий [11].

Мотивация на занятия спортом рассматривается как функция, играющая значительную роль, как механизм, поддающийся внешнему воздействию. Изучив мотивацию, P.A. Пилоян делает следующее выводы: «мотивация - особое состояние личности, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата» [9].


Проблему мотивации начала занятий спортом рассматривает Г.Д. Горбунов, выделивший следующий комплекс потребностей, реализуемых в спортивной деятельности: потребность в деятельности, активности; потребность в реализации рефлекса цели и свободы (по И.П. Павлову); потребность в соперничестве, самоутверждении; потребность быть в группе, общаться; потребность в новых впечатлениях и др.[6]

Краткий вывод по главе 2.

Мотивация занятия спортом, прежде всего, обусловлена биологической природой, и она заключается в реализации потребности детского организма в двигательной деятельности через специфические занятия спортом. Таким образом, мотив рассматривается нами как заложенное природой внутренне побуждение к умственной и двигательной деятельности.

Глава 3. Этапы формирования потребности человека в движении

Для успешного формирования мотивации на занятия спортом необходимо знать этапы путей ее становления. В первую очередь это относится к общей теории формирования мотивации. Мотивация на занятия спортом, на движения, будучи базовой и основоопределяющей, согласно классификации Е.П. Ильина, выступает в двух ипостасях: биологически определенной и, на более поздних сроках развития, социальной. Другими словами, она определяется как генетически обусловленная, выражающаяся в жизненно важной необходимости, с одной стороны, и как социальная, выражающаяся в необходимости и стремлении самосовершенствоваться, самоактуализироваться - с другой. Надо полагать, что в начале формирования мотивация является чисто биологической, а на более поздних этапах - социально и духовно ориентированной.[5]

Механизм становления мотивации на двигательную активность представляет собой следующую цепь: мотивация на что-либо (а именно в движении) - потребностное состояние - побуждение - активность в поиске решения - мотивационной потребности в движении потребности. Причем нужно четко знать, что это не разовая связь между психическими явлениями. Это постоянная связь, но со все более возрастающим и разрастающимся объемом новых проявлений мотивации на двигательную (спортивную) деятельность. Иначе говоря, от простого желания удовлетворения двигательной потребности - до достижения каких-либо высот в спорте.

Потребность в движении - это первичная, базовая мотивационная потребность человека на упорядоченную и управляемую двигательную деятельность, чем являются занятия спортом. [8]