Файл: Мотивация как важнейший компонент учебной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В основе большинства вторичных (социальных и духовных) потребностей лежит потребность в движении. Занимаясь физическим самосовершенствованием, физическими упражнениями, человек испытывает эстетическое наслаждение, общается с партнерами, совершает какие-либо общественные дела, строит свои отношения как с живыми, так и с неодушевленными предметами, направленными на удовлетворение тех

или иных потребностей [12].

В рамках данного исследования, связанного с определением сути потребности индивида в движении, с путями ее формирования и реализации, важно понимание эволюции формирования потребности личности.

Образование потребности - стадиальный процесс Первая стадия обозначается как стадия осознания, (т.е. идет процесс формирования потребности), вторая заключается в определенного рода мотивации, и третья стадия - стадия осознания потребности [1].

3.1 Взаимосвязь мотивации на занятия физкультурой и спортом и возраста занимающихся. Сенситивный период формирования мотивации на занятия физкультурой и спортом.

Об огромном значении, которое имеют для здоровья и развития ребенка сформированная мотивация на двигательную активность и фактора ее удовлетворения писали И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и многие другие. А.П. Нечаев в одной из первых книг по психологии физического воспитания назвал мотивацию на двигательную активность одной из глубочайших потребностей человеческого организма. Удовлетворение ее находит выход в занятиях спортом, начиная буквально с первых дней обучения детей в школе.[2]

Младший школьный возраст в педагогической периодизации - это сенситивный период интенсивного развития и формирования двигательной системы, а также важный период формирования мотивации на занятия спортом учащихся в процессе физического воспитания в школе.

В сенситивный период развития младших школьников рациональное распределение нагрузки позволяет значительно повысить уровень физической подготовленности, что способствует более полноценному формированию мотивации на занятия спортом у детей/


В процессе физического воспитания не только удовлетворяется мотивационная потребность в движении, но формируется мотивация на мышечную деятельность - в физических напряжениях, несущих с собою не только нагрузку, но и получаемое при этом мышечное «наслаждение» (радость) и приятное утомление от физической работы.

Это новое ощущение преобразует мотивационную потребность в движении, ставя ее на более высокий уровень развития. Двигательная деятельность может быть основой и для духовных, творческих потребностей[3].

Однако с возрастом, в связи с объективными условиями жизни и деятельности возможности удовлетворения мотивации в движении ограничиваются. Следствием этого становится постепенное угасание и самой мотивации. Надо полагать, подобный факт объясняется еще и тем, что на благоприятной возрастной стадии отсутствовали условия для прочного и устойчивого формирования мотивации на двигательную активность, которое может быть поддержано лишь постоянным и длительным тренингом[4].

С возрастом, как указывает Д.М. Шептицкий, мотивационная потребность в движении изменяется. Наибольший объем локомоций наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте.[9]

В трудах И.Г. Келишева, Е.Г. Еделевой заложена очень важная информация свидетельствующая о том, что в младшем школьном возрасте учащимся нравится все на занятиях физической культуры. Однако чем старше они становятся, тем сильнее у них проявляется избирательный интерес к тем или иным видам физических упражнений. Постепенно, в средних и старших классах, интерес школьников начинает вступать в противоречие с учебной программой, где нужно выполнять все, независимо от интереса и привязанностей. Этот факт является главным в определении структуры и, особенно, содержания образовательного процесса с подростками и старшеклассниками для поддержания мотивации на занятия спортом учащихся в школе. Не имея возможности выбора и проявления самостоятельности, они охладевают к занятиям физической культурой в школе и ищут возможность занятий за ее пределами.[9].

​​​​​​​3.2 ​​​​​​​Взаимосвязь мотивации и роста спортивного мастерства.

Для спортивной практики определенный интерес представляют исследования взаимосвязи мотивации и роста спортивного мастерства.


А.Ц. Пуни определил динамическое развитие мотивов спортивной деятельности и связал их с различными периодами занятий спортом/

Начальный этап занятий спортом связан с первыми попытками включиться в спортивную деятельность. Спортивная мотивация на этом этапе характеризуется: а) диффузностыо интересов (юные спортсмены пробуют себя в разных видах спорта); б) непосредственностью (тренируюсь потому, что нравится); в) условия занятия данным видом спорта благоприятны, что связано с условиями среды [9].

На этапе специализации в избранном виде спорта преобладают побуждения, связанные с развитием и укреплением интереса к определенному виду спорта. Совершенствованием техники, приобретением более высокой степени тренированности и др. Спортивная активность становится важной потребностью на данном этапе и требует своего полного удовлетворения, а растущие физические нагрузки превращаются в

своеобразную необходимость [7].

В исследованиях В.А. Сальникова установлено, что спортсмены, быстро выполнившие нормативные требования мастера спорта, характеризуются меньшей заинтересованностью (уровнем мотивации) к достижению выдающихся спортивных результатов по сравнению с другими, медленно двигающимися к спортивным вершинам спортсменами. Данные результаты указывают на необходимость индивидуального подхода при формировании у спортсменов мотивации достижения [9].

Заключение

В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли мотива могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установка и идеалы.

С педагогической точки зрения мотив представляется как первоначальная причина, побудительная сила, исходный «импульс» для осуществления той или иной деятельности.

Мотивация занятия спортом, прежде всего, обусловлена биологической природой, и она заключается в реализации потребности детского организма в двигательной деятельности через специфические занятия спортом. Таким образом, мотив рассматривается нами как заложенное природой внутренне побуждение к умственной и двигательной деятельности.

К числу необходимых условий формирования мотивации занятий спортом относятся: пробуждение интереса к двигательной культуре, возможность проявить в процессе занятий спортом свои двигательные способности, видение повышения своих физических возможностей через спортивные тренировки, учет изменения мотивации на протяжении взросления и роста спортивных результатов.


Глава 4. Эссе. Мотивация к занятиям в секции бокса детей и подростков.

Школьники в возрасте от 9 до 14 лет, впервые поступая в секцию бокса, обнаруживают сходные мотивы занятий боксом. Наиболее активные и значимые мотивы состоят в том, чтобы получить удовольствие от «драки» в перчатках; получить удовлетворение от преимущества в единоборстве (получить среди сверстников репутацию «боксера»); добиться «спортивной славы»; научиться «драться», чтобы отомстить обидчикам; научиться «драться», чтобы в случае необходимости уметь себя защитить.

Менее значимые мотивы заниматься боксом заключаются в том, чтобы разносторонне развить себя физически, развить отдельные физические качества, воспитать в себе смелость, уверенность и решительность, стать похожим на кого-нибудь известного спортсмена, занять свободное время и использовать тренировку для развлечения, не отставать от друзей и товарищей, уже занимающихся спортом. Таким образом, наиболее базовые мотивы занятий боксом в младшем школьном возрасте носят эмоциональную направленность, а менее активные имеют в большей степени рациональную направленность.

Формирование устойчивой мотивации к занятиям боксом сводится к развитию у юных боксеров положительного активно-действенного отношения к занятиям боксом с первых дней занятий. Следует так же учитывать существенные различия в мотивации спортивной деятельности у боксеров различной квалификации и возраста. На формирование мотивации спортивной деятельности существенное влияние оказывают свойства нервных процессов - сила и уравновешенность.

В психологической подготовке юных боксеров весьма важным является так же формирование общественно значимых и личных мотивов успешного результата выступления.

Большая популярность бокса объясняется его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные и волевые качества человека.

Однако факт того, что он, как правило, воспринимается только как спорт, наносит вред и его технико- тактическому содержанию, и зрелищности, и массовости, снижая этим его роль как средства физического воспитания и физической культуры.

В интересах общества необходимо, чтобы бокс был не только спортом, но и средством физического воспитания.

В определённый вид единоборств дети идут для того, чтобы научиться бороться или драться, ибо при любой системе воспитания эти действия во взаимоотношениях будут присутствовать.


Обязательно они будут мечтать о достижения высоких спортивных результатов, поскольку эти результаты является средством занятия определённой социальной нишей, так необходимый каждому члену общества.

Но чемпион весовой категории может быть только один, а претендентов – много. С первых квалификационных соревнований перед большинством учащихся возникает проблема несоответствия их возможностей уровню притязаний. Многие ребята бросают занятия идут по более лёгкому, но не верному пути, процессе которого можно более легко выразить себя, например подаются в субкультуры или связывается с наркоманами.

В интересах общества, в интересах как можно большего числа людей, при постановке стратегической цели занятий боксом должен возобладать ориентир на воспитание в нём морально-этические нормы поведения, Становление его как физкультурника на всю жизнь.

Процесс этот длительный, и не обязательно всем и все время занимать призовые места, даже не обязательно участвует в соревнованиях с жёстким противоборствующим режима. Необходимо только регулярно посещать занятия, периодически демонстрировать способность показать изученый двигательный материал в меняющихся ситуациях.

Лица, способные к противоборство, могут участвовоать в соревнованиях и даже становится профессионалами, включая соревновательную и тренерскую деятельность. Остальные просто должны иметь возможность упражнять свой организм с интересом, биологической и социальной пользы для себя и для общества в целом.

Главная задача должна заключаться в том чтобы система позволяла заниматься боксом длительное время как физической культуры форме боевого искусства.

Список использованной литературы

1. Близневский А. А. Управление спортивной мотивацией юных дзюдоистов/БлизневскийА.А., ШумилинА.П. - Краснояр.: СФУ, 2015. - 92 с.

2. Васильева, Н.В. Необходимость и условия формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у молодежи / Н.В. Васильева // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки учащейся молодежи. - Чебоксары. ЧГПУ, 2012.

3. Виноградова Л.Е. Проблемы и перпесктивы развития физической культуры в системе оздоровления молодежи/ред. - СПб:ФГБОУВПО "СПГУТД", 2-13, -280с.

4. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. Учебное пособие. М: Советский Спорт, 2014, 328 с.

5. Ильин Е.П, Формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой/ТиПФК - 2013.-№6

6. Маслов Д.В., Тарасова Т.В., Щанкина Н.С., Черемушкина Д.С. Мотивация личности к занятиям не олипмпийскими видами спорта // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;