Файл: Анализ доходов и расходов Международной организации футбола (ФИФА).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа доходов и расходов организации
1.1 Понятие и сущность доходов
1.2 Понятие и сущность расходов
1.3. Значение и методика анализа доходов и расходов организации
Глава 2: Анализ доходов и расходов Международной федерации футбола (ФИФА)
2.1. Характеристика Международной федерации футбола (ФИФА)
2.2. Оценка доходов и расходов федерации
В данном виде доходов основные спонсорские сделки подписывают под мужской чемпионат мира. Рассмотрим все коммерческие организации, которые участвуют в спонсировании ФИФА на примере Чемпионата мира 2018 года.
Все коммерческие организации, которые принимают наиболее активное участие в организации Чемпионата Мира 2018 года, делятся на три категории:
- партнеры FIFA;
- спонсоры ЧМ-2018;
- региональные спонсоры.
Каждая категория имеет определенный перечень требований и привилегий.
К партнерам ФИФА относят следующие компании:
- Adidas — одна из крупнейших компаний по производству спортивной одежды и экипировки;
- Coca-Cola — крупнейший в мире производитель и поставщик пищевых концентратов;
- Wanda Group — китайский конгломерат, владеющий крупнейшей в мире сетью кинотеатров;
- Газпром — одна из крупнейших в мире энергетических корпораций;
- Hyundai Motor — самый крупный в Китае производитель автомобилей;
- Qatar Airways — одна из крупнейших авиакомпаний мира;
- Visa — крупнейшая электронная платежная система в мире.
Данные коммерческие организации имеют право принимать участие в любых маркетинговых и рекламных кампаниях организации. Именно их рекламу можно увидеть на стадионах, в телевизионной или иной рекламе во время официальных трансляций турниров под эгидой ФИФА.
К спонсорам Чемпионата Мира 2018 года относятся:
- Budweiser — одна из наиболее известных марок по производству пива;
- Hisense — крупный китайский производитель бытовой техники и электроники;
- McDonald’s — крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания;
- Mengniu Group — лидер китайского рынка молочной продукции;
- Vivo — одна из крупнейших компаний по производству смартфонов.
Данные компании имеют право пользоваться символикой Кубка конфедераций и Мундиаля 2018 для своего продвижения и рекламы продукции. Их рекламу также можно увидеть на стадионах, в телевизионной или иной рекламе во время официальных трансляций турниров под эгидой ФИФА. Такие компании как Budwieser и McDonald’s занимаются организацией точек питания на объектах проведения соревнований и в специальных зонах для фанатов. Электронная техника Hisense установлена на стадионах и с ее помощью ФИФА организует трансляции своих турниров.
К региональным спонсорам относят коммерческие организации страны – хозяйки турнира под эгидой ФИФА. Региональные спонсоры имеют полноценное право проводить рекламу и реализацию своей продукции в рамках турнира на территории проведения мирового первенства или всего континента, где располагается страна-хозяйка соревнований. На ЧМ 2018 года региональными спонсорами были:
- АЛРОСА — мировой лидер алмазодобывающей отрасли;
- РЖД — крупнейший оператор железных дорог в России;
- Альфа - банк — крупнейший частный банк России;
- Ростелеком — одна из крупнейших российских телекоммуникационных компаний.
- Продажа лицензионных прав — разрешение на использования эмблемы турниров ФИФА, производство атрибутики, официальной коллекции наклеек и прочие подобные активности – приносит пока сравнительно немного, но потенциал у направления есть. Контракт может быть составлен с «предохранителем»: в него вписывается фиксированная сумма, но в случае удачных продаж она может измениться.
Для ФИФА этот тип доходов стал значимым в цикле 2003-06, когда впервые был выделен в отчете организации отдельной строкой (до этого он попадал в «разное»). В «российском» цикле — рекордный рост — сразу $363 млн при предыдущем наивысшем достижении только в $115 млн[17]. С чем это связано? Данный скачок был бы невозможен без подписания нового контракта с EA Sports — разработчиком популярных киберспортивных игр. Впервые в истории под эгидой ФИФА был проведен eWorld Cup 2018 — глобального чемпионата мира по киберфутболу, организатором которого выступила EA Sports.
4) Продажа прав гостеприимства, то есть всех зон для болельщиков на турнирах под эгидой ФИФА. Причем только на финальной стадии чемпионата мира для компаний предусмотрены опции фиксированных и нефиксированных платежей. На всех остальных турнирах доходы вычисляются только в зависимости от фактических продаж. Отметим, что сюда же включены и выплаты от билетных операторов за право работать на турнире. И это еще один источник доходов, который в цикле 2015-18 побьет рекорд — на нем заработают $575 млн. Предыдущее наивысшее достижение зафиксировал цикл 2003-06 ($260 млн). Что объяснимо: на немецком чемпионате мира платежеспособных VIP-болельщиков по определению больше, чем в ЮАР и Бразилии. Европейские турниры в этом плане перспективнее, да и органический рост цен предполагал, что рекорд будет обновлен.
5) По продаже билетов рекордные цифры показал предыдущий цикл — успешный бразильский чемпионат мира позволил заработать $527 млн[18]. Этот рекорд уже может быть превзойден российским чемпионатом мира. К слову, и этот источник дохода появился в отчетах ФИФА отдельной графой не так давно. В цикле 2007-10 он добавлялся к «доходам от проведения соревнований». Тогда билетная программа чемпионата мира принесла более $300 млн.
Для порядка отметим, что, помимо чемпионата мира, ФИФА получает доходы и от других своих турниров — это женский чемпионат мира, Кубок конфедераций, клубный Кубок мира, Кубок мира для футболистов до 20 и 17 лет и их аналоги для футболисток тех же возрастов, олимпийские футбольные турниры, чемпионат мира по мини-футболу, пляжному футболу, Blue Stars/FIFA Youth Cup и интерактивный Кубок ФИФА. Правда, их доля в общих доходах невелика. За 2016-й и 2017-й они собрали $376 млн, из которых $142 млн принес Кубок конфедераций.
6) Иные доходы. Финансовый отчет ФИФА фиксирует и другие, более мелкие источники дохода:
— штрафы и выплаты за рассмотрение дел в палате по разрешению споров ФИФА и других юридических органах (за 2016 и 2017 годы там собрали почти $16 млн);
— программа FIFA Quality (консультативные услуги и тестирование для производителей мячей, футбольных газонов и покрытий, технологий, фиксирующих пересечение линии ворот);
— продажа прав на фильмы и видео (почти $8 млн за два года);
— сдача в аренду помещений ($8,5 млн за два года);
— Музей ФИФА в Цюрихе ($7,5 млн за два года).
Переходим к расходам организации. Затраты ФИФА огромные и рассматривать их нужно также в циклах как и доходы. Около трети из заработанных за четыре года денег ФИФА традиционно тратит непосредственно на проведение чемпионата мира. Траты организации на ЧМ-2018 составляют $1,948 млрд.[19] Существенная часть этой суммы, $627 млн (32%), будет выплачена российскому оргкомитету в качестве частичной компенсации понесенных затрат. Вторая крупная статья расходов — $400 млн — призовые командам-участницам, которые распределяются в зависимости от достигнутых результатов. Так, чемпион мира получит от ФИФА $38 млн. Остальные траты ФИФА включают в себя оплату телевизионного производства, выплаты судьям, разработки ИТ-решений, оплату страховки чемпионата и т.д.
Вклад ФИФА в организацию остальных 15 соревнований, которые проходят под эгидой ФИФА в четырехлетний срок (детские, женские, киберспортивные и др.), составляет лишь $600 млн за бюджетный цикл.
Среди трат ФИФА, не имеющих прямого отношения к организации соревнований, — инвестиции в образовательные программы и развитие футбола по всему миру. По этой статье проходят ежегодные целевые выплаты национальным федерациям футбола, обучающие семинары для тренеров и рефери, строительство Музея мирового футбола и т.д. В 2015–2018 годах на эти цели ФИФА потратила $1,65 млрд. Почти $1 млрд ($891 млн) идет на оплату офиса, зарплаты, поездок по всему миру для футбольных чиновников и т.д.[20]
Всего за период 2015–2018 годов ФИФА потратила в общей сложности $5,556 млрд, что позволило ей зафиксировать прибыль за четырехлетний период $544 млн — рекордную в истории организации[21].
Что же получается в итоге? Рассмотрев финансовые отчеты организации за 2017, 2016 и 2015 года, можно констатировать рост прибыли и инвестиций. Так, прибыль организации за 2017 год составила $734 млн., что на 120 млн. больше чем доход организации за 2016 год. На $180 млн. в сравнении с 2016 годом увеличились вливания в организацию и они составили $923 млн. Однако несмотря на все улучшения, организация до сих пор убыточна на $192 млн. Этот показатель улучшился на 57% по сравнению с 2016 годом, что, безусловно, является заслугой нового президента ФИФА Джанни Инфантино и коррупционным наследием Йозефа Блаттера. Из этого можно сделать вывод, что организация предпринимает четкие и определенные шаги по исправлению финансовой ситуации.
2.3. SWOT – анализ ФИФА и перспектива развития
Финальная часть данной главы посвящается SWOT – анализу Международной федерации футбола. Прежде чем перейти непосредственно к нему, надо разобраться что же такое SWOT – анализ. По мнению Дементьева В.В. и Пономаренко Г.С., SWOT – анализ – это метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в «разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), являющиеся факторами внутренней среды учреждения, Opportunities (возможности), Threats (угрозы), являющиеся факторами внешней среды»[22]. Теперь подробнее о каждой категории.
Сильные стороны (Strengths) – это внутренние силы действующего или начинающего свою деятельность учреждения. Их составляют кадровые ресурсы, оборудование, финансовая обеспеченность.
Слабые стороны (Weaknesses) – это внутренние факторы, тормозящие дальнейшее развитие учреждения. Слабые стороны являются проблемными местами в деятельности учреждения, которые возможно устранить в ходе своевременных преобразований.
Возможности (Opportunities) – это внешние факторы, способствующие развитию учреждения. Данные факторы независимы от воли организации, однако их можно использовать для развития учреждения.
Угрозы (Threats) – это внешние факторы, препятствующие развитию учреждения. Данные факторы возникают и протекают по независящим от организации причинам, но задача организации - уменьшить или частично предотвратить возможный ущерб от данных факторов.
Что же мы имеем? Международная федерация футбола (ФИФА) регулирует такую сферу как спортивную игру футбол, регулирует деятельность спортивных команд, национальных и региональных ассоциаций, проводит спортивные мероприятия под своей эгидой. Сегмент рынка у организации это все любители футбола любого пола, национальности или расы. Возраст здесь также не имеет значение, самые большие группы среди интересующихся футболом это люди в возрасте от 10 до 60 лет. ФИФА позиционирует себя как успешный организатор крупных мировых футбольных турниров как Чемпионат мира и популяризатор футбола в каждом уголке земли на протяжении более чем 80 лет.
Сильные стороны организации. В ходе анализа, можно выделить 7 сильных сторон.
- ФИФА объединяет в своих рядах более чем 200 национальных ассоциаций в качестве ее полноправных членов
- Успешно проводит Чемпионат Мира по футболу с 1930 года – первого ЧМ в истории.
- За время своей деятельности, организация успешно продает и популяризирует футбол, за более чем 80 летнюю историю организации футбол стал самой популярной игрой на планете земля.
- Организации удалось сделать популярным футбол даже в Африке и Азии.
- Известность бренда и хорошее финансовое положение организации в плане притока новых инвестиций
- ФИФА проводит крупные спортивные мероприятия такие как Чемпионат Мира по футболу, в которых принимают участие лучшие команды, в составе которых – мировые звезды в данном виде спорта.
- ФИФА сотрудничает и сотрудничала с такими крупнейшими корпорациями и компаниями как VISA, Emirates, Adidas, Sony, Coca – Cola, McDonald’s и другие.
Слабые стороны. В ходе анализа удалось выявить четыре главных недостатка в деятельности организации.
- Несмотря на все шаги по популяризации футбола как противостояния стран, клубный футбол все равно остается популярнее. Федерации футбола за одни только телетранслянции получают в разы меньше, чем последняя команда Ангилийской Премьер – Лиги (далее – АПЛ). Чтобы не быть голословным, рассмотрим доход клубов АПЛ за прошедший сезон и доход некоторых команд прошедшего ЧМ в России. Так Сборная Франции – победитель турнира получило $38 млн[23] плюс бонусы за участие в турнире. В сумме это чуть более $40 млн. В тоже самое время 20 команда АПЛ Вест Бромвич Альбион за одни только телеправа за сезон получил $95 млн[24]. А победитель АПЛ Манчестер Сити получил $150 млн.
- Отсутствует спортивный интерес к международным товарищеским матчам. Для большинства сильных мировых команд и для их игроков это всего лишь дополнительные игры в очень загруженном клубном календаре.
- Более слабые по силе, статусу и ранку команды часто не имеют возможности играть на крупных международных турнирах с более сильными командами и, тем более, добиваться определенного успеха. Безусловно, есть исключения в виде 3 места сборной Турции на ЧМ 2002 года, 4 место сборной Южной Кореи на ЧМ 2002. Выход в ¼ финала сборной Коста – Рики на ЧМ 2014 года, а также выход в ту же стадию Сборной России на ЧМ 2018 и выход в финал Хорватии тогда же, безусловно, тоже исключения. Однако данные и многие другие сенсационные результаты случаются вопреки общей тенденции.
- Прошедшие коррупционные скандалы, связанные с высшими чиновниками организации