Файл: Физкультурное воспитание в системе воспитания детей школьного возраста.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В наше время изучение проблем детского здоровья приобретает особую актуальность, так как проблемы здоровья школьников нуждаются в новых подходах. Необходимы современные знания о нормах физиологии, прежде всего ребенка, возрастной психологии, что позволяет гармонично развивать личность сохранять, формировать, укреплять здоровье.
Именно решение указанных вопросов в начальном общем образовании выделено Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) отдельным направлением по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни. Это обуславливает в современных условиях, что неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательного учреждения должна быть здоровьесберегающая составляющая.
Важнейшим звеном социализации подрастающего поколения становиться школа, при этом там формируется и индивидуальное здоровье человека, так и здоровье всего общества в целом.
Современная школа сместила приоритет в сторону образовательного поля в ущерб воспитанию и здоровью. Это создало условия разрушающие здоровье и формирующие пороки. В результате мы воспитываем больное поколение. По некоторым данным, около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, а около 35% поступающих в школу уже имеют хронические заболевания. За время обучения в школе в несколько раз возрастает число нарушений осанки и зрения, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья. Около 80% юношей призывного возраста не соответствуют медицинским критериям, необходимым для прохождения службы в Вооруженных Силах.
Проблемам формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках физической культуры научные исследования Р.И.0Алешиной,0Н.В.0Барышевой, М.М.0Безруких, М.Я.0 Виленского, П.А.0Виноградова, Н.Д.0Граевской, В.И.0Жолдака, В.П.0Зайцева, В.А. Калинкина, К.К.0Кардалиса, A.П.0Лаптева, С.М.0Мартынова, Р.Е. Мотылянской, B.Н.0 Савицкой, В.А.0Смирнова, А.Г. Сухарева, О.Л. Терещевой и др.
При этом, со временем напряжение педагогического процесса лишь усиливается, что может приводить к хроническому истощению жизненных сил учащихся, что в результате влияет на состояние здоровья нации. Данные факторы и обусловили выбор нами курсовой работы на тему «Формирование здорового образа жизни у обучающихся на уроках физической культуры в начальной школе».
Целью исследования является изучение положения по формированию здорового образа жизни у обучающихся младших классов на уроках физической культуры.
Для реализации поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
– раскрыть основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни;
– определить психо-физиологические предпосылки формирования ЗОЖ у младших школьников;
– рассмотреть составляющие здорового образа жизни младших школьников;
– определить место учителя физической культуры в современной школе;
– раскрыть процесс формирования привычек здорового образа жизни на уроках физической культуры.
Объект исследования: начальный воспитательно-образовательный процесс в среднем общеобразовательном учебном заведении.
Предмет исследования: наиболее эффективные формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках физической культуры.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных методов познания. Основным методом, используемым при написании данной работы, является метод системного анализа. При изучении объекта исследования использованы методы диалектического познания, а также такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, описание.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Задачи физического воспитания детей школьного возраста
На сегодняшний день проблема сохранения здоровья школьников Российской Федерации является одной из многочисленных проблем, стоящие перед школой, поэтому особую актуальность занимает проблема формирования ценностного отношения у младших школьников к своему здоровью.
В различные исторические эпохи развития социума менялись системы взглядов, культур, но самой высшей ценностью во все времена постоянно оставалось здоровье.
Термин «здоровье» является комплексным и включает в себя большое количество формулировок, рассмотрим наиболее распространенные[1].
ВОЗ четко сформулировала определение: «здоровье характеризуется условиями, при которых индивид считается всесторонне благополучным».
Учитывая эту формулировку, можно определить такие элементы здоровья (рисунок 1.1):
- психическое – корректное осознание индивидом своего положения во внешнем мире, уравновешенная реакция на внешние и внутренние факторы;
- социальное – стремление индивида к активному, позитивному образу деятельности во внешнем мире;
- физическое – условия, когда индивид самостоятельно регулирует функциями органов жизнедеятельности, баланс биологических процессов и проявлений факторов извне.
Рисунок 1.1. – Виды здоровья
В свою очередь профессор И. И. Соковня – Семенова рассматривает здоровье в качестве навыков, приходящихся по поло - возрастным признакам на определенное состояние психологической и физиологической устойчивости при стабильной смене сведений как на уровне простейших частиц, так и видов информации[2].
Некоторые ученые отделяют такие группы переменных, воздействующих на здоровье индивида, объединенных в такие совокупности (согласно В. В. Колбанову):
- биологические переменные (включая генетику);
- переменные окружающего воздействия;
- социальные переменные;
- переменные, характеризующие стиль поведения (исключение вредных привычек, увлечение физической культурой);
- служба здоровья.
Также исследователь сформулировал набор переменных, воздействующих на уровень здоровья:
- внутренние ресурсы организма, поддерживающие здоровый образ жизни;
- особенности жизненного стиля;
- социальный статус и социальная среда;
- экономические, политические условия;
- физико – биологические переменные (рисунок 1.2)[3].
Факторы влияния на здоровье человека
Внешние:
- биологические переменные
- социальные переменные
- исключение вредных привычек
- увлечение физической культурой
- служба здоровья
Внутренние:
- развитие системы мышц и обмена веществ
- жизненный стиль
- социальный статус
- политико – экономические условия
- физико – биологические переменные
Рисунок 1.2. – Факторы влияния на здоровье человека
Из вышеизложенного следует, что в большей степени здоровье каждого человека зависит от его окружения и личного поведения в отношении своего здоровья, то есть от образа жизни, чем от медицины или наследственных факторов.
1.2 Средства физического воспитания и формы физкультурных занятий с детьми школьного возраста
Статистические исследования показывают, что около одной трети детей, которые приходят в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а так же, что состояние здоровья детей за период обучения в школе ухудшается. К тому времени как школьники становится выпускниками, то каждый четвертый из них имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий – близорукость, нарушение осанки и другие заболевания[4].
Система таких мероприятий в рамках процесса физического воспитания среди школьников младших классов включает следующие виды деятельности (рисунок 1.3).
Система мероприятий физического воспитания в школе
Рисунок 1.3. – Система мероприятий по укреплению физического здоровья школьников
Следует полагать, что с начальной школы школьнику должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематические работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания.
Педагог должен учитывать, что для реализации поставленных целей по воспитанию физической культуры в пределах школы необходимо не увеличить степень готовности достаточно развитых учащихся, а занятия с менее развитыми школьниками, состояние организма которых недостаточно для среднего уровня. Данный комплекс уроков позволит улучшить уровень здоровья, послужит средством профилактики заболеваний, а в итоге обеспечит рост трудоспособности и усвоения учебного материала. Этот принцип должен стать определяющим в системе организации воспитания физической культуры в школьной модели[5].
Создание базисных принципов ЗОЖ с детства, отказ от вредных привычек и стремление к активному образу жизни – основа деятельности организма, так как только человек с крепким здоровьем может качественно работать и давать существенный вклад в развитие социума[6].
Большинство исследователей сходится во мнении, что постоянные тренировки положительно воздействуют на состояние здоровья и функционирование систем организма. Главная цель педагога состоит в том, чтобы как совершенствовать навыки двигательной активности у подопечных, но и повышение уровня здоровья у школьников, усиление иммунитета, профилактика заболеваний, что приведет к улучшению условий учебного процесса и более продуктивному усвоению школьного материала.
Выделяют следующие базисные векторы в воспитательной деятельности физического руководителя: построение корректной осанки; выявление и предотвращение заболеваний органов зрения; уменьшение уровня стрессов; совершенствование уровня силы у школьников (рисунок 1.4)[7].
Также для профилактики нарушения осанки полезны плавательные упражнения в бассейне, так как разрабатывает мышцы спины, а следовательно приводит к положительным результатам.
Также одной из проблем нарушения здоровья младших школьников является нарушение остроты зрения. В настоящее время это даже более актуально, так как многие школьники уже давно используют планшеты, сенсорные телефоны, много времени проводят за компьютером или телевизором.
Векторы в воспитательной деятельности физического руководителя
Построение корректной осанки
Развитие уровня силы
Предотвращение заболеваний органов зрения
Уменьшение уровня стрессов
Рисунок 1.4. – Векторы в воспитательной деятельности педагога по физической культуре
Профилактика данного заболевания на уроках физической культуры имеет ряд преимуществ:
– большая площадь спортивного зала способствует снятию естественного напряжения с мышц глаз;
– проведение уроков на открытой спортивной площадке (на свежем воздухе) способствует общему оздоровлению организма;
– смена деятельности учащихся и общий положительный эмоциональный фон занятий способствуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности[8].
Отметим, что в настоящее время происходит увеличение психоэмоционального напряжения школьников, что связано с повышающимися интеллектуальными нагрузками и сопровождающиеся ощущениями дискомфорта, другими словами школьники подвержены «школьному стрессу»[9].
При этом наиболее эффективным методом борьбы с эмоциональным перенапряжением является выполнение на уроках физической культуры дыхательных упражнений, которые предполагают: