Файл: Физкультурное воспитание в системе воспитания детей школьного возраста.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
– простоту упражнений с предметом и без;
– независимость от особенностей поставленных задач урока;
– возможность выполнения дыхательных упражнений фронтальным методом;
– смена деятельности;
– оздоровительный эффект дыхательных упражнений.
Немаловажным направлением в формировании здорового образа жизни является развитие общей выносливости и собственно-силовых способностей у младших школьников.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» С ЭЛЕМЕНТАМИ ЕДИНОБОРСТВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Методика анализа
Для решения задач исследований использовались следующие методы:
- контрольные испытания: количество ударов передней и задней рукой отдельно за 10 сек; количество боковых ударов рукой – каги - цуки за 10 сек; количество 2-х ударной комбинации руками (двойка) за 20 сек по переменно меняя стойку и отжимания за 10 сек;
2) педагогический эксперимент.
Ученики обеих групп одинаково осваивали технику ударов (атаки) и блоков (защиты), положение в пространстве (стойки и перемещения) и занимались общей физической подготовкой в соответствии с программой для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства и включал в себя практические занятия, характерные для этапа специализированной базовой подготовки.
Для решения задач исследований использовались следующие методы:
- контрольные испытания, критерием которых являлись 4 упражнения предложенные Ивановым А. В. (количество ударов передней и задней рукой отдельно за 10 сек; количество боковых ударов рукой – каги - цуки за 10 сек; количество 2-х ударной комбинации руками (двойка) за 20 сек по переменно меняя стойку и отжимания за 10 сек);
- педагогический эксперимент.
Организация исследования
Контингент лиц
Методы исследования
Исследуемые показатели
Юные каратисты (n=20), этап начальной подготовки
1. количество ударов передней и задней рукой отдельно за 10 сек (раз/10с);
2. количество боковых ударов рукой – каги-цуки за 10 сек (раз/10с);
3. количество 2-х ударной комбинации руками (двойка) за 20 сек по переменно меняя стойку(раз/20с);
4. отжимания за 10 сек (раз/10с).
Контрольные испытания
Педагогический эксперимент
Метод экспертной оценки
Рисунок 2.1. - Организация исследования.
Организация исследования представлена на рисунке 2.1.
На первом этапе исследований, в январе 2017 года, в условиях учебно-тренировочного процесса, проводилось контрольное тестирование, целью которых являлось определение исходных показателей качества техники и ее количества на этапе начальной подготовки у контрольной и экспериментальной групп.
На втором этапе, в марте 2017 года, предполагал обработку, полученных экспериментальных данных.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования:
- анализ и обобщение литературных источников;
- контрольные тесты;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
2.2 Анализ полученных результатов
Сравнительный анализ показал наличие статистически достоверных различий (Р < 0,05) уровня технической подготовленности спортсменов экспериментальной группы.
Анализ полученных данных, представленный в таблице 2.1, свидетельствует о том, что тренировка юных каратистов, организованная по разработанной программе с применением тренировочных средств различной направленности, обеспечивает более эффективное формирование их функциональной готовности, развитие общих и специальных физических качеств, а также уровня технико-тактической подготовки.
Проведя контрольные испытания экспериментальной и контрольной групп, в начале эксперимента, были выявлены практически одинаковые результаты (таблица 2.1), также на рисунках 2.2 и 2.3 показаны круговые диаграммы, на которых отображены оценки по отношению к норме выявленные экспертным методом.
Таблица 2.1. - Показатели технической подготовленности юных каратистов ЭГ(n=10) и КГ(n=10) до эксперимента
№п\п |
Показатели |
Группы испытуемых |
Р |
|||
ЭГ |
КГ |
|||||
Sx |
Sx |
|||||
1 |
Количество ударов руками за 10с, (кол-во раз). |
33,3 |
1,61 |
33,2 |
1,97 |
> 0,05 |
2 |
Количество боковых ударов за 10с (кол-во раз). |
37,4 |
1,58 |
37,1 |
1,51 |
> 0,05 |
3 |
Количество 2-х ударной комбинации рук за 20с (кол-во раз). |
10,3 |
0,53 |
10,5 |
0,45 |
> 0,05 |
4 |
Отжимания за 10с (кол-во раз). |
8,6 |
0,66 |
8,9 |
0,91 |
> 0,05 |
Рисунок 2.2. - Уровень технической подготовленности юных каратистов в экспериментальной группе до эксперимента
Рисунок 2.3. - Уровень технической подготовленности юных каратистов в контрольной группе до эксперимента
Все ученики школы каратэ были новичками и одной возрастной группы и пола. Таким образом в ходе проведения тестов до эксперимента, был выявлен «чуть ниже среднего» уровень технической подготовки спортсменов в обеих группах, также некоторое неумение в контрольном упражнении со сменой стойки. В связи с чем и обусловлены очень низкий результат в обеих группах. Также, был замечен, немного более высокий количественный показатель нанесения прямых ударов руками контрольной группой.
По окончанию эксперимента, были проведены контрольные тесты, результаты которых можно увидеть на рисунках 2.4, 2.5 и 2.6.
Рисунок 2.4. - Влияние проведенных мероприятий на техническую подготовленность юных каратистов в экспериментальной группе
Рисунок 2.5. - Влияние проведенных мероприятий на техническую подготовленность юных каратистов в контрольной группе
Показатели
%
Рисунок 2.6. - Сравнительная характеристика изменения показателей – каратистов КГ и ЭГ в ходе эксперимента
Сразу можно заметить, что в экспериментальной группе, у многих испытуемых наблюдается прирост количества нанесения ударов и отжиманий. Была замечена, по характерному звуку (громкий шлепок) и сила нанесения ударов по макиварам и лапам.
Конечно, прирост в технике наблюдался и у контрольной группы, но выражен он в количестве несения двух ударной комбинации руками (двойки) со сменой стойки. Силовые показатели в упражнении – «отжимания в упоре лежа» стали немного меньше, чем до эксперимента. Также могу предположить низкое качество нанесения ударов, по характерному звуку (глухой звук) либо его отсутствию, по макиварам и лапам.
Проведя контрольные испытания экспериментальной и контрольной групп, в конце эксперимента, были выявлены результаты в таблице 2.2, также на рисунках 2.7 и 2.8 показаны круговые диаграммы, на которых отображены оценки по отношению к норме выявленные экспертным методом.
Таблица 2.2. - Показатели технической подготовленности юных каратистов ЭГ(n=10) и КГ(n=10) после эксперимента
№п\п |
Показатели |
Группы испытуемых |
Р |
|||
ЭГ |
КГ |
|||||
Sx |
Sx |
|||||
1 |
Кол-во ударов пер.зад.рук. за 10с |
36,8 |
1,16 |
31,8 |
1,67 |
< 0,05 |
2 |
Кол-во бок.ударов за 10с |
37,2 |
1,3 |
30,4 |
1,85 |
<0,01 |
3 |
Кол-во 2-х удар.комб.рук. за 20с |
24,9 |
1,34 |
17,7 |
1,53 |
<0,01 |
4 |
Отжимания за 10с |
9,5 |
0,88 |
7,9 |
0,83 |
> 0,05 |
Рисунок 2.7. - Уровень технической подготовленности юных каратистов в экспериментальной группе после эксперимента
Рисунок 2.8. - Уровень технической подготовленности юных каратистов в контрольной группе после эксперимента
Сравнительный анализ технических характеристик юных каратистов экспериментальной «ЭГ» и контрольной «КГ» групп в таблице 2.3 выявил статистически достоверное улучшение техники у спортсменов экспериментальной группы, по некоторым количественным показателям ударов рук, в то время как у спортсменов из контрольной группы наблюдалось повышение количественных показателей ударов рук лишь в количестве несения двух ударной комбинации руками (двойки) со сменой стойки. Это свидетельствует о явном с аккумулированном эффекте тренировок юных каратистов в экспериментальной группе.
Таблица 2.3. - Сравненение показателей Э.Г. до и после эксперимента
№ |
Показатели |
Этап исследования |
Хср |
Sx |
d% |
Р |
1 |
Прямой удар |
До эксперимента |
33,3 |
1,61 |
10,51 |
≥0,05 |
После эксперимента |
36,8 |
1,16 |
||||
2 |
Боковой удар |
До эксперимента |
37,4 |
1,58 |
0,53 |
≥0,05 |
После эксперимента |
37,2 |
1,3 |
||||
3 |
Двухударная комбинация |
До эксперимента |
10,3 |
0,53 |
141,7 |
≤0,001 |
После эксперимента |
24,9 |
1,34 |
||||
4 |
Отжимания |
До эксперимента |
8,6 |
0,66 |
10,46 |
≥0,05 |
После эксперимента |
9,5 |
0,88 |
Установлено статистически достоверное изменение показателей специальной подготовленности у юных каратистов «ЭГ» от начала к концу наблюдения, которое составило: по первому показателю –+10,5%; по второму – -0,5%; по третьему – +141,75% и по четвертому – +10,46%. Как видно из таблицы 3 у юных каратистов из «ЭГ» произошли положительные, статистически достоверные изменения по контрольным упражнениям, что является признаками явного улучшения технической подготовки, лежащей в основе формирования тактического мышления спортсменов. Но, только во втором контрольном упражнении результаты практически не изменились, это связанно с тем, что было уделено большее внимание другим ударам. С практической точки зрения, боковой удар «каги цуки» детям новичкам психологически тяжело провести даже в учебных спаррингах, т.к. требуется пренебречь техникой защиты. Также у спортсменов «ЭГ» выявлено статистически достоверное небольшое улучшение силовых показателей.
Таблица 2.4. - Сравненение показателей К.Г. до и после эксперимента
№ |
Показатели |
Этап исследования |
Хср |
Sx |
d% |
Р |
1 |
Прямой удар |
До эксперимента |
33,2 |
1,97 |
4,21 |
≥0,05 |
После эксперимента |
31,8 |
1,67 |
||||
2 |
Боковой удар |
До эксперимента |
37,1 |
1,51 |
-18,05 |
≤0,05 |
После эксперимента |
30,4 |
1,85 |
||||
3 |
Двухударная комбинация |
До эксперимента |
10,5 |
0,45 |
68,57 |
≤0,001 |
После эксперимента |
17,7 |
0,53 |
||||
4 |
Отжимания |
До эксперимента |
8,9 |
0,91 |
-11,23 |
≥0,05 |
После эксперимента |
7,9 |
0,83 |
У спортсменов контрольной группы было выявлено некоторое, статистически достоверное улучшение показателей, только в одном контрольном упражнении. В целом, по остальным показателям улучшений не наблюдалось (таблица 2.4). Показатели специальной подготовленности у каратистов «КГ» от начала к концу наблюдения, которые составили: по первому показателю – -4,2%; по второму – -18%; по третьему – +68,6% и по четвертому – -11,2%.
Анализ показателей технической подготовленности, характеризующая будущую успешность ведения соревновательной деятельности и вероятность быстрого прогрессирования в избранном виде спорта, позволил выявить статистически достоверное улучшение показателей специальной технической подготовленности в экспериментальной и контрольной группах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования нами достигнута цель – изучены положения по формированию здорового образа жизни у учеников младших классов на уроках физической культуры. В результате решения поставленных задач, можно сделать следующие выводы:
- проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Общественный резонанс получает понимание того, что центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего.
На сегодняшний день перед школой0стоит серьезная задача привить и сформировать 0навыки ведения здорового0образа жизни, научить здоровому образу0жизни, воспитать0осознанное и ответственное0отношение к своему здоровью начиная с детского0возраста;