Файл: Содержание Введение Гражданин как субъект административного права общие положения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Эта формула включает в себя право жалобы граждан. По Конституции гражданин может обратиться в государственные органы и органы местного самоуправления не только с предложениями, заявлениями и жалобами, но и по другим вопросам, например, за получением законным способом необходимой ему информации, справок, копий документов.

Основными видами обращений граждан в современных условиях также являются предложения, заявления и жалобы.

Существенной гарантией осуществления прав граждан служит осуществление прокурорского надзора. "Сущность надзора состоит в деятельности прокурора по проверке соблюдения законов, установлению правонарушений, их правовой оценке, а также в требовании (предложении), обращенном к компетентным органам и должностным лицам, о принятии мер к устранению выявленных нарушений".

Административный порядок защиты гражданских прав имеет перспективу дальнейшего развития. Реализуя свое право на защиту в административном порядке, гражданин может быстрее осуществить защиту своего права, чем в судебном порядке. Судебная процедура до сих пор остается длительной и дорогостоящей. Так, согласно ст. 44 Закона о защите прав потребителей граждане вправе обратиться в органы местного самоуправления за защитой своих прав.

Президент РФ в своем Послании 2007 г. отмечал необходимость "сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов". Однако за прошедшие четыре года такого механизма, к сожалению, создать не удалось. Административно-правовые споры рассматриваются в основном самими же должностными лицами, действия которых обжалуются гражданами или представителями юридических лиц. Сама административная реформа, проводимая в стране с 2002 г., стала, очевидно, результатом раздумий о необходимости построения такой административной системы, которая, наконец-то, смогла бы действовать в интересах человека.

Итак, законные права граждан в сфере государственного управления подлежат защите, для чего закон устанавливает специальные гарантии.

5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства



Власть Российской Федерации распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. Кроме граждан РФ на ее территории временно или постоянно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. В нормах права содержатся положения, устанавливающие основы взаимоотношений государства с этими лицами. Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица без гражданства - это лица, проживающие на территории РФ, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Основы взаимоотношений этих лиц с Российским государством установлены в Конституции РФ, Федеральном законе от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), Федеральном законе от 18 июля 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Кроме этих актов правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным, таможенным законодательствами и др.

Законодательные акты СССР действуют в части, не противоречащей законодательству РФ и заключенным РФ международным договорам (соглашениям). Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в РФ постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам. Изъятия из этого правила устанавливаются законодательством РФ и заключаемыми РФ международными договорами.

Главным принципиальным положением, определяющим правовой статус этих лиц в РФ, является ст. 62 Конституции РФ, в которой установлено: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

Следует подчеркнуть, что в основе правового статуса иностранцев и лиц без гражданства лежат те же принципы, которые определяют статус гражданина России. В законодательстве отсутствуют какие бы то ни было дискриминационные положения

, в нем учтены нормы таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др. Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Принципиальный характер носит положение о том, что использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Российского государства, правам и законным интересам его граждан и других лиц.

Однако административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны лишь с гражданством РФ. Кроме связанных с этим исключений и изъятий, вытекающих из международных договоров, административное законодательство РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан РФ.

Как и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами: на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование; на свободу совести и т.д.

Но в отличие от граждан РФ, для иностранных граждан установлены ограничения в области труда, связанные с их принадлежностью к другому государству. Например, они не пользуются избирательным правом и, следовательно, не избираются в органы государственной власти; они не участвуют во всенародном голосовании (референдуме); не могут назначаться на отдельные должности или заниматься трудовой деятельностью, если назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданам РФ. Незаконно состоящим в должности, например, считается следователь, не являющийся гражданином России.


При соблюдении установленных правил проживания в РФ иностранные граждане имеют право передвижения по территории РФ. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан РФ.

Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан РФ. Так, они не несут обязанностей воинской службы. Однако они несут установленные обязанности перед РФ. Иностранные граждане, прибывшие в РФ на постоянное проживание, обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, традиции и обычаи народов России.



Заключение



Положение гражданина как субъекта административного права определяется его административно-правовым статусом. Административно-правовой статус российских граждан представляет собой комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий последних, установленных государством. Административно-правовой статус российских граждан составляет часть общего правового статуса граждан РФ, закрепленного Конституцией РФ, Законом о гражданстве и иными законодательными актами.

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Возникает она с момента рождения гражданина, а моментом ее прекращения является его смерть.

Административная дееспособность гражданина - это признаваемая за ним способность своими собственными действиями реализовать в сфере исполнительной власти принадлежащие права и возможные обязанности. Наступление административной дееспособности связывается, как правило, с достижением определенного возраста.


Конституция РФ положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют в сфере исполнительной власти свои личные общегражданские права и обязанности, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц.

Самой важной сферой реализации административной правоспособности граждан была и остается система исполнительной власти, которая связана с возможностью граждан вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительной власти, должностное лицо либо организация или ее представитель, которые обладают полномочиями административно-правового характера.



Список литературы


Нормативно-правовые акты


1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // ru.wikipedia.org/wiki/Декларация прав человека.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // www.hri.ru/docs/?content=doc&id=224 .

. Конвенция о сокращении безгражданства. Заключена в г. Нью-Йорке 30.08.1961 // Работа комиссии международного права. Изд. IV. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1988. С. 206 - 214.

. Европейская конвенция о гражданстве. Принята в Страсбурге 6 ноября 1997 г. (Российская Федерация подписала настоящую Конвенцию (см. распоряжение Президента РФ от 6 ноября 1997 г. N 456-рп // Российская газета. 1997. 20 нояб.)).

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. По сост. на 1 авг. 2012 г. М., 2012.

. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

8. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

9. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

13. Закон РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

14. Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Федеральный закон от 11 апреля 1995 г. “Об общественных объединениях” (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

16. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

17. Федеральный закон от 12 января 1996 года "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Федеральный закон от 18 июля 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Федеральный закон от 12 мая 2001 г. "О политических партиях" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

26. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

27. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

Учебная и научная литература


1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. 2-е изд. М., 2002.

2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд. М., 2003.

3. Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3.

4. Бердяев Н.А. Судьба России. Москва-Харьков, 1999.

5. Бороздина Я.А. Классификация прав и свобод человека // Международное публичное и частное право. 2007. № 6.

6. Бровко Н.В., Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право: Учебник для студентов вузов. М., 2003.

7. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

8. Каландаришвили З.Н. Взаимосвязь субъекта права и правоотношений в юридической науке // Юридическая мысль. 2007. Т. 41. № 3.

9. Касаткин С.Н. Правосубъектность как конструкция / практика юридического языка // Вопросы экономики и права. 2009. № 15.

10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

11. Нескородов Б.Н. О взаимных правах и обязанностях граждан и государства в укреплении доверия к власти со стороны общества // Гражданин и право. 2008. № 1.

12. Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. 2001. № 2.

13. Официальный сайт Комиссии по правам человека при Президенте РФ:

14. Павлов О.В. Судебная власть и прокурорский надзор в Российской Федерации (вопросы теории) // Российский судья. 2007. № 10.

15. Родина Т.Ю. Информация как правовая категория // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2010. № 6.

16. Рубин С.Н. Социальная ответственность и социальная практика // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2009. № 4.

17. Симухин В.Д. Должностное лицо в сфере административной ответственности // Современное право. 2008. № 2.

18. Слепнев А.В. Соотношение субъекта права и субъекта правоотношения // История государства и права. 2007. № 24.

19. Сурманидзе И.Н. Аспекты административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. № 3.

20. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

21. Чеглаков К.В. Административное судопроизводство в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Мир экономики и права. 2010. № 9.

22. Черкашин Е.Ф. Невменяемость в уголовном праве (криминологические и социально-правовые аспекты) // Российский юридический журнал. 2010. № 5.

23. Шатов С.А. Производство по делам об административных правонарушениях: научные основы и законодательное регулирование // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 3.

24. Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене // Адвокатская практика. 2009. № 1.

25. Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4.

26. Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1958.
1   2   3   4   5