Файл: Содержание Введение Гражданин как субъект административного права общие положения.rtf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Гражданин как субъект административного права: общие положения
3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
. Административно-правовые гарантии прав граждан
. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Гражданство Российской Федерации
гражданин административный правоспособность дееспособность
3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
4. Административно-правовые гарантии прав граждан
5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
) основные права и обязанности в сфере государственного управления. Они подробнее будут рассмотрены ниже;
) гарантии административно-правового статуса. Эти гарантии также будут рассмотрены ниже.
Нормы о гражданах как субъектах административного права содержатся:
а) в комплексных правовых актах, включающих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу человека и гражданина (акты о земле, собственности и др.);
б) в специальных правовых актах, - регламентирующих конкретные вопросы статуса человека и гражданина.
Рассмотрим виды административно-правового статуса граждан.
Различают:
1. а) общий административно-правовой статус гражданина; б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, несовершеннолетних); в) индивидуальный статус - административно-правовой статус отдельного гражданина;
2. а) статус граждан РФ; б) статус иностранцев, лиц без гражданства; в) беженцев и вынужденных переселенцев;
В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина РФ. В юридической науке наибольшее признание получила концепция о том, что права человека обусловлены естественными правами, а гражданина - позитивными. Исходными являются права человека, которые присущи каждому от рождения и не зависят от наличия гражданства той или иной страны. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем человек как таковой. Лица, не являющиеся гражданами РФ, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям федеральных органов имеют только граждане РФ.
3. Профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны.
Особую категорию субъектов административного права образуют физические лица, общегражданский статус которых одновременно сочетается с выполнением государственно-властных полномочий - должностные лица. Под должностным лицом в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц
, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).
Следует считать положительным тот факт, что в КоАП РФ сохранен принцип особо строгой ответственности должностных лиц, расширен перечень составов административных правонарушений, которые могут быть совершены этими лицами, дано понятие "должностное лицо".
Говоря о государственном гражданском служащем, необходимо отметить, что он является субъектом права, а также является реальным участником различных правоотношений. Правоотношения, в которых участвуют государственные гражданские служащие, достаточно разнообразны, но, как показывает практика государственного управления, наиболее часто госслужащие участвуют в административных правоотношениях.
1.3 Административная право- и дееспособность граждан
Положение гражданина как субъекта административного права определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. В Международном пакте о гражданских и политических правах записано: "Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности" (ст. 16). Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6).
Под административной правоспособностью гражданина понимается "признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера". Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции РФ. В ней обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.).
Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.
Административная дееспособность гражданина - признанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста.
В административном праве отсутствуют правовые нормы, которые бы определяли возможность и основания ограничения дееспособности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Например, субъектом административного правонарушения могут быть граждане, способные по возрасту (не менее 16 лет, ст. 2.3 КоАП РФ) и вменяемости (отдающие отчет в своих действиях, могущие руководить ими, ст. 2.8 КоАП РФ) нести ответственность за совершение проступка.
Вменяемость является самостоятельной категорией права и имеет специфические черты. Следует отметить, что проблемы вменяемости-невменяемости больше разработаны применительно к уголовному праву, однако выработанные теорией положения применимы и для иных отраслей права, в том числе административного. Вменяемость - прежде всего признак человека, обладающего психическим здоровьем. Однако подчас вменяемыми могут быть не только лица, не имеющие каких-либо недостатков психического характера, но и лица, страдающие психическими заболеваниями и недостатками умственного развития. К последним при выяснении влияния психического здоровья на вменяемость необходим дифференцированный подход. Вменяемость имеет социально-психологическую характеристику, которая выражается в уровне интеллектуального развития, в обладании лицом определенными волевыми качествами, в эмоциональных чертах характера.
Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью. Налицо соотношение административно-правового статуса того или иного субъекта административного права (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также является важнейшим элементом административно-правового статуса, наряду с правоспособностью.
На практике далеко не всегда возможно проведение четких граней между административной право- и дееспособностью, хотя условно можно утверждать, что они соотносятся как статическая и динамическая категории. Довольно часто они неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого административно-правового статуса. Это, в частности, относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т.е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции. В компетенции выражается их административная правоспособность. В ней определяются и полномочия данного органа по участию в административно-правовых отношениях, т.е. их дееспособность.
Для органов управления способность участвовать в административно-правовых отношениях фактически является их прямой юридической обязанностью, ибо она есть основное средство реализации их компетенции, а следовательно, и правоспособности. Аналогично решается вопрос об административной дееспособности государственных служащих, являющихся должностными лицами государственных предприятий и учреждений. Однако существенная особенность последнего случая выражается в том, что административная дееспособность реализуется не самим предприятием или учреждением, а их администрацией, т.е. органом управления.
Итак, административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, образуемой административной правоспособностью и административной дееспособностью.
2. Гражданство Российской Федерации
Гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством.
Институт гражданства выполняет следующие функции:
) устанавливает предпосылку для обладания правами, обязанностями и ответственностью, закрепленными конституцией;
) защищает от лица государства права граждан;
) защищает интересы государства;
) способствует развитию народов;
) защищает интересы нации;
) повышает сплоченность народов, патриотизм граждан.
Согласно ст. 1 Европейской конвенции, регулирующей вопросы, связанные с гражданством, каждое государство само определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. Все современные государства являются государствами национальными. В национальном государстве люди считаются гражданами. Принадлежность к нации люди определяют как общий набор символов, верований, традиций, которые обеспечивают индивиду причастность к единой социальной общности. К основным характеристикам гражданства относятся:
) гражданство - правовое состояние, выражающееся, с одной стороны, в его общем правовом нормировании, с другой - в индивидуальном документальном юридическом оформлении гражданства всякого человека (паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство);
) устойчивый характер отношений гражданства, существующих постоянно, как правило, от рождения до смерти гражданина, имеющих общий порядок прекращения, не допускающий одностороннего расторжения гражданства;
) двусторонняя связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека;
) распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так и за ее пределами.
Гражданство - это связь человека с государством, не основанная на этнической принадлежности. Правовая принадлежность человека к тому или иному