Файл: Содержание Введение Гражданин как субъект административного права общие положения.rtf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Гражданин как субъект административного права: общие положения
3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
. Административно-правовые гарантии прав граждан
. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Гражданство Российской Федерации
гражданин административный правоспособность дееспособность
3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
4. Административно-правовые гарантии прав граждан
5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Содержание
Введение
1. Гражданин как субъект административного права: общие положения
.1 Понятие субъектов административного права. Граждане как индивидуальные субъекты административного права
1.2 Понятие, элементы и виды административно-правового статуса граждан
.3 Административная право- и дееспособность граждан
2. Гражданство Российской Федерации
3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
. Административно-правовые гарантии прав граждан
. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список литературы
Введение
Постоянное укрепление правовой основы государственной и общественной жизни неразрывно связано с улучшением качества законов, в том числе административного права. Ведь Конституция Российской Федерации и действующие на ее основе иные законодательные акты предоставляют и гарантируют гражданам РФ политические, личные и социально-культурные права, устанавливают порядок и формы защиты этих прав, в том числе и в области государственного управления.
В условиях дальнейшего развития в нашей стране демократии все большее значение приобретает совершенствование административной (исполнительно-распорядительной) деятельности, направленной на обеспечение политических прав и свобод граждан, на создание всех условий для реального осуществления этих прав и свобод. Не менее важное значение имеет создание необходимых условий, обеспечивающих выполнение гражданами их обязанностей по отношению к обществу и государству.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность изучения граждан как субъектов административного права.
Целью данной курсовой работы является исследование граждан как субъектов административного права.
В задачи работы входит:
1) анализ понятия субъектов административного права;
) изучение граждан Российской Федерации, как индивидуальных субъектов административного права;
) рассмотрение их административной право- и дееспособности;
) характеристика административно-правовых гарантий прав граждан;
) выявление особенностей административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
. Гражданин как субъект административного права: общие положения
.1 Понятие субъектов административного права. Граждане как индивидуальные субъекты административного права
Вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых-административистов.
Для того, чтобы выявить понятие гражданина как субъекта административного права, обратимся к понятию гражданина как субъекта права в целом.
Под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Это понятие включает в себя два критерия: социальный - участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, персонифицированного субъекта; юридический - признание правовыми нормами способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях.
Важно определить соотношение понятий: субъект права и субъект правоотношения. Понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, хотя в литературе на этот счет делаются определенные оговорки.
Ряд ученых полагает, что субъект - это понятие, которым должны обозначаться реальные участники конкретных правоотношений. В связи с этим иногда различаются такие категории, как "субъект права" и "субъект правоотношения". Субъект права по общему правилу - это лица, которые обладают правосубъектностью, то есть потенциально способны быть участниками конкретных правоотношений. Изучение юридической литературы (Ц.А. Ямпольская, Д.Н. Бахрах, А.Ю. Якимов, С.Ф. Кечекьян, Р.О. Халфина, Н.И. Матузов, А.В. Малько, М.Н. Марченко) показывает, что существуют различные точки зрения относительно соотношения таких категорий, как "субъект права" и "субъект правоотношения".
Ц.А. Ямпольская отмечала, что субъектами права являются носители прав и обязанностей, участвующие в правоотношении или могущие в нем участвовать, то есть могущие стать участниками правоотношений. Р.О. Халфина говорит о том, что "субъект права" охватывает как потенциальные возможности, так и их реализацию. Вместе с тем Р.О. Халфина подчеркивает целесообразность выделения более узкого понятия - "участник правоотношения". Анализ данных точек зрения позволяет сделать вывод о том, что категория "субъект права" шире, чем понятие "субъект правоотношения".
Д.Н. Бахрах подчеркивает, что "субъектами административного права следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения - основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и в общем круг тех и других совпадает". Примерно такая же точка зрения высказывается и в работах по теории права. В частности, М.Н. Матузов утверждает, что понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, а М.Н. Марченко констатирует, что в современной юридической литературе указанные понятия чаще всего используются в качестве синонимов.
А.Ю. Якимов, обобщив различные точки зрения относительно статуса субъекта права, говорит о том, что в отечественной юридической науке превалирует точка зрения, что понятие "субъект права" нужно трактовать следующим образом: это реальный (а не абстрактный) носитель субъективного права (равно и обязанности).
Резюмируя вышесказанное, представляется возможным сказать, что категории "субъект права" и "субъект правоотношения" при всей их близости являются различными категориями. Субъект права - это тот, кто обладает правоспособностью и может участвовать в конкретном правоотношении. Субъект правоотношения - это тот, кто участвует в данном правоотношении. Под "субъектом права следует понимать: а) лицо, участвующее или б) могущее участвовать в правоотношении".
Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения - основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и в общем круг тех и других совпадает.
Ц.А. Ямпольская выделила три основные группы субъектов административного права: "1. Органы государства и их агенты. 2. Общественные организации и их органы. 3. Граждане". Д.Н. Бахрах отмечает, что "все субъекты объединены … в две большие группы: лица и законные организации. Но в данной классификации не выделены иностранные, международные, религиозные организации". В связи с этим необходимо отметить, что административное право наделяет правосубъектностью большой круг участников общественных отношений, а это отражает такой объективный факт, как многообразие административно-правовых отношений в обществе.
Подводя итог рассмотрению вышеизложенных точек зрения, можно придти к выводу, что субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные. Индивидуальный субъект - приоритетный субъект административного права. Ведь в структуре публичного интереса, выражаемого данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод личности. Человек живет, участвует во всех сферах общественной и государственной жизни, реализуя свои права, свободы и обязанности, закрепленные в законодательных актах. Определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются судом права и свободы человека и гражданина (ст. 18 Конституции РФ). А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий и Ю.М. Козлов пишут: "Административное право должно содействовать осуществлению формулы: обеспечение интересов государства через интересы каждого гражданина и общества в целом. Надо признать, что государство существует для гражданина, общества, а не наоборот".
Причем к индивидуальным относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Т.е. индивидуальные субъекты административного права - это физические лица. Под физическими лицами понимаются люди, человек как биологическое существо. В юридическом смысле под физическими лицами понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения, ибо сами эти понятия являются правовыми.
Итак, гражданин как субъект административного права - это индивидуальный участник общественных отношений, которого нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения.
.2 Понятие, элементы и виды административно-правового статуса граждан
Правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Правовой статус - часть, элемент общества. Административно-правовой статус граждан РФ составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) (далее - Закон о гражданстве), другими законодательными актами РФ и ее субъектов. Содержание правового статуса граждан РФ обуславливается также международными правовыми актами. Например, нашим национальным законодательством восприняты положения Всеобщей декларации прав человека, принятые резолюцией 217 А/III Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.
Административно-правовой статус гражданина - это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации данных прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).
К элементам административно-правового статуса гражданина как интегративного понятия относятся следующие компоненты:
) гражданство. Оно подробнее будет рассмотрено ниже;
) административная правосубъектность. Правосубъектность - собирательная категория. Она включает в себя четыре элемента: I) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за административные правонарушения; 4) вменяемость - условие ответственности;