Файл: Модели диверсификации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема диверсификации бизнеса туристических компаний, ориентированных на массовый туризм, приобретает все большую актуальность. Стратегии диверсификации используются для расширения деятельности компании путем добавления различных стратегий для бизнеса. Основная цель диверсификации в компании заключается в том, чтобы позволить компании утвердиться отдельно от своей текущей деятельности.

Диверсификация бизнеса как тактический ход, так же способствует расширению ассортимента компании и обеспечивает дополнительный доход. Развитие турфирм и их место на рынке зависят от уровня конкурентоспособности, а также от умения адаптироваться к сложившимся социально-экономическим условиям. Диверсификация деятельности туристский предприятий позволяет быстро реагировать на изменяющуюся структуру спроса, сохранять и более эффективно использовать материально-технические и финансовые ресурсы. В целом этот процесс представляет собой включение в структуру предприятия новых видов деятельности, которые обладают существенно разными качественными и количественными характеристиками.

Для предприятий сферы туризма проблема эффективной диверсификации остается весьма актуальной, поскольку подобная трансформация позволяет решать вопросы снижения издержек, формирования оборотных средств, максимального использования потенциала в целом.

Несмотря на кризисные явления и нестабильную экономическую ситуацию в настоящее время, организация турбизнеса, по-прежнему остаётся экономически привлекательным способом применения средств.

Объектом исследования является турагентство ООО «Амбитур».

Предметом исследования является повышение эффективности деятельности предприятия за счет применения мер диверсификации.

Целью курсовой работы является разработка предложений по диверсификации деятельности турагентства ООО «Амбитур».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить понятие и сущность процесса диверсификации;
  • рассмотреть модели диверсификации деятельности предприятия;
  • провести анализ внутренней среды турагентства ООО «Амбитур»;
  • разработать новый продукт как средство диверсификации деятельности турагентства;
  • провести экономическую оценку мероприятий по диверсификации;
  • сделать выводы о проделанной работе.

В работе использовались методы исследований: анализ, описание, сравнение, проектирование.


Практическая значимость результатов заключается в том, что разработанный тур может быть использован для повышения конкурентоспособности турагентства.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых и практиков, посвященные вопросам обоснования и проведения диверсификации производства в условиях рыночной экономики, в том числе и в сфере туризма, таких как И. Ансофф и Е.Г. Новицкий, Г. Немченко и др.

Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. В первой главе дается понятие и описываются причины диверсификации деятельности предприятий. Объясняются модели и методы диверсификации, описывается диверсификация деятельности предприятий в туризме. Во второй главе дана общая характеристика турагентства ООО «Амбитур», проведен анализ деятельности фирмы, разработан и рассчитан новый турпродукт как средство диверсификации деятельности предприятия. В заключении делаются выводы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ

1.1. Понятие и сущность процесса диверсификации

Даже самый успешный бизнес или предприятие не может постоянно развиваться и функционировать по одним лишь критериям. Как крупный, так и мелкий бизнес не может существовать неизменно длительный период времени.

Рынок, как и вся внешняя среда в целом, постоянно развивается и не стоит на месте. Есть те, кто уходят из бизнеса, а есть те, которые возвращаются, появляются новые игроки, именно поэтому каждое успешное предприятие нуждается в смене центра экономического внимания, т.е. распределении средств, поиску новых подходов к развитию и прочее. Здесь и приходит на помощь такой термин, как диверсификация производства или деятельности[1].

Часто компании диверсифицируются по целому ряду веских причин. В других случаях это становится стратегией выживания, когда стратегия одного продукта или услуги достигает пределов получения дохода. Для достижения подлинного успеха от планируемой диверсификации фирмы должны укреплять внутреннее развитие, осуществлять приобретения в рамках цепочки создания стоимости, создавать стратегические альянсы и совместные предприятия[2].


В общем значении, под диверсификацией понимается перераспределение центров внимания на рынке, расширение выпускаемого ассортимента товаров или услуг, поиск новых рынков сбыта, освоение новых технологий[3]. Можно сказать, что правильно диверсифицированная компания – это новый игрок на рынке, который способен за достаточно короткий промежуток времени овладеть новыми технологиями производства и увеличить в несколько раз свою прибыль[4]. После такого, это предприятие становится динамично развивающимся, вследствие чего оно может пережить не один положительный процесс реструктуризации активов.

Диверсификация должна определяться возможностями, предоставляемыми в деловой среде, владением правильными ресурсами и владением правильными наборами навыков для проведения структурных корректировок с целью расширения ассортимента товаров или услуг для бывших клиентов или новых рынков. Расширяя свой портфель продуктов или

услуг, можно обеспечить новые регулярные потоки доходов для повышения перспектив роста[5].

Теоретически, двумя основными целями, регулирующими диверсификацию, являются: улучшение исполнения основных процессов и укрепление структурного положения подразделения путем создания дополнительной стоимости за счет синергетической интеграции новых предприятий в существующие. Эти подходы позволяют фирме улучшить свои конкурентные преимущества и тем самым повысить ценность для владельцев[6].

Основное преимущество диверсификации заключается в получении максимального экономического эффекта от всевозможного разнообразия.

Другими словами, более выгодным и конкурентным на рынке будет то предприятие, которое производит сразу несколько видов продукции, нежели один, но популярный[7].

При этом эффект достигается благодаря:

  • многоцелевому использованию всех имеющихся ресурсов;
  • построению эффективной сети;
  • разносторонней подготовке и обучению персонала.

Диверсификация может быть использована как в наступательных, так и в оборонительных целях. С наступательной стороны, диверсификация бизнеса может быть использована для увеличения прибыли корпорации за счет запуска бизнеса на неиспользованных рынках. С оборонительной стороны его можно использовать для распространения активов корпорации с целью защиты себя от кризиса на рынке[8].


Существенным недостатком диверсификации бизнеса является стоимость запуска нового бизнеса в новых маркетинговых условиях. Предприятиям труднее обеспечить ресурсы для создания этих компаний, поскольку элемент риска выше. С другой стороны, нет никакой гарантии, что новая компания начнет производство в ближайшем будущем, и корпорации, возможно, придется терпеть убытки в течение последовательных периодов, прежде чем они достигнут достаточного проникновения на рынок, чтобы начать получать прибыль. В зависимости от того, когда и сколько прибыли, новые фирмы могут не стоить инвестиций[9].

1.2. Модели диверсификации деятельности предприятия

Методы диверсификации находятся в жесткой зависимости с бизнесом и управлением. Диверсификация требует такой степени гибкого подхода, что в самом начале планирования деятельности не следует исключать ни одного из них. Каждый случай диверсификации требует соответствующего подхода и анализа, но одновременно должны быть рассмотрены все возможные модели.

Каждой диверсификационной ситуации присущи различные аспекты. Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируясь от довольно ограниченного вторжения в новую область производства только внутри данной страны («узкая» диверсификация) до широкого вторжения в производственные сферы других стран («широкая» диверсификация)[10].

Диверсификация обычно принимает одну из трех форм:

  1. вертикальная интеграция-интеграция бизнеса по всей цепочке создания стоимости, как вверх, так и вниз по течению, так что один эффективно кормит другого;
  2. горизонтальная диверсификация-переход в более чем одну отрасль или новую отрасль относится к существующим или преследует стратегию несвязанной диверсификации;
  3. географическая диверсификация-открывает новые рынки, перемещаясь в новые географические области для преодоления ограниченных возможностей роста на местном рынке[11].

Как и многие другие способы укрепления рыночных позиций, диверсификация необходима для увеличения прибыли, расширения доли рынка или реструктуризации компании в тех случаях, когда продукт перестает пользоваться спросом. Суть стратегии диверсификации заключается в распространении деятельности компании на те сферы, в которых она ранее не функционировала. Они могут быть как связаны с текущей деятельностью, так и не связаны.


То есть, диверсификация делится на три типа:

  1. Связанная диверсификация - это новое направление деятельности компании, связанное с существующими сферами деятельности (например, в производстве, маркетинге, поставках материалов или технологиях).
  2. Несвязанная диверсификация - это новое направление деятельности, которое не имеет очевидных связей с существующими сферами бизнеса.
  3. Комбинированная диверсификация, которая является преимущественной моделью компаний и которую можно реализовать несколькими способами:
  • наполнение портфеля предприятия большим количеством стратегических зон хозяйствования, относящихся и к связанному, и к несвязанному виду;
  • разделение производственных и административных ресурсов между группой несвязанных направлений, каждое из которых развивается по принципам связанной диверсификации[12].

Стратегии диверсификации используются для расширения деятельности фирм путем добавления рынков, продуктов, услуг или этапов производства к существующему бизнесу[13].

Цель диверсификации позволит компании войти в направления бизнеса, отличающиеся от текущих операций. Когда новое предприятие стратегически связано с существующими направлениями бизнеса, оно называется концентрической диверсификацией. Конгломератная диверсификация происходит, когда нет общей нити стратегического соответствия или взаимосвязи между новыми и старыми направлениями бизнеса; новые и старые предприятия не связаны между собой.

Диверсификация является частью четырех основных стратегий роста, определенных матрицей продукта/рынка И.Ансоффа (таблица 1).

Таблица 1

Матрица рынка И.Ансоффа[14]

Вид рынка

Старый товар

Новый товар

Старый товар

Совершенствование деятельности

Стратегия развития рынка

Новый товар

Товарная экспансия

Диверсификация

Матрица Ансоффа - это востребованный инструмент стратегического планирования, помогающий выбрать одну из типовых маркетинговых стратегий, наиболее подходящую при данных рыночных условиях.

Как и в каждой из других стратегий роста, существует три широких подхода к тому, как предприятие реализует политику диверсификации: