Файл: Охрана труда Охрана труда.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязанности работодателя


В целях создания безопасных условий и охраны труда в организации закон (ст. 212 ТК РФ) возлагает на работодателя также целый ряд дополнительных обязанностей:
  • установление режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • соблюдение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

  • установление соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте;
  • применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников

Обязанности работодателя


Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это средства, используемые работником для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Применяются в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты. Группы средств индивидуальной защиты:

Специальная одежда и специальная обувь

Технические средства

Средства личной гигиены

Обязанности работодателя

  • Приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверок знания требований охраны труда;

  • проведение специальной оценки условий труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях, и средствах индивидуальной защиты;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

Обязанности работодателя

  • расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, и др.

Страхование – это создание за счет денежных средств организаций и граждан специальных резервных фондов, предназначенных для возмещения вреда, потерь, вызванных неблагоприятными событиями, несчастными случаями. Из средств страховых фондов пострадавшим выплачивается страховая сумма определенного размера.

Социальная защита лиц, пострадавших на производстве, регулируется Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным.

Все организации независимо от форм собственности обязаны осуществлять страхование своих работников.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является особым видом социального страхования и предусматривает:
  • обеспечение социальной защиты застрахованных;
  • обеспечение экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
  • возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им трудовых обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Профессиональное заболевание и несчастный случай


Профессиональное заболевание

хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Несчастный случай на производстве

Событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Организация охраны труда


Государственное управление охраной труда осуществляет Правительство РФ.

По его поручению указанные функции могут осуществлять также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтруда России), и другие федеральные органы исполнительной власти.

На территориях субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий (ч. 5 ст. 216 ТК РФ).

Техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий недопустимо без заключений государственной экспертизы условий труда.

Государственная экспертиза условий труда- это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 11 ст. 209 ТК РФ).

Проводится федеральной инспекцией труда (которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), органами исполнительной власти по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, при использовании атомной энергии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.


 

Цели государственной экспертизы условий труда

  • Оценка:
  • качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

  • правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

  •  

    Срок проведения государственной экспертизы условий труда не должен превышать одного месяца.

Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда – это деятельность специальных государственных органов и их должностных лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений работодателями требований охраны труда, осуществляемая посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений и привлечения виновных к ответственности.

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе и об охране труда, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов – государственных инспекций труда.

Государственный инспектор труда – должностное лицо федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях, осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Это:


Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Общим надзорным государственным органом является Прокуратура РФ.

Статья 217 ТК РФ устанавливает, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, проведения контроля за их выпол­нением в каждой организации, осуществляющей производ­ственную деятельность, с численностью более 50 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью до 50 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает работодатель с уче­том специфики деятельности данной организации.

Если в организации отсутствует служба охраны труда (штатного специалиста по охране труда), то ее функции осуществляет работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), либо руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник или специалист, оказывающие услу­ги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Основным документом, определяющим порядок создания службы охраны труда в организации, являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.

На должность специалиста по охране труда назначаются:

лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда;

специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

лица, имеющие среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет.

Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.