Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Институт экономики, управление и сервиса
Реферат
по истории
на тему
«Реформы Петра I и их противоречивые последствия»
выполнила
студентка 1 курса
заочного отделения
Распопова Антонина Константиновна
Специальность 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит» | Научный руководитель: Алексей Геннадьевич Топильский |
Тамбов
2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ ПЕТРА I 5
2.1 Реформы государственного управления 8
2.2 Реформы в экономике и торговле 10
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ 18
3.1. Системность реформ 18
3.2 Преемственность реформ 19
3.3. Методы реформ 20
3.4. Влияние личности Петра I на характер реформ 21
ГЛАВА 4. ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМ ПЕТРА I 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ВВЕДЕНИЕ
Петровская эпоха считается одним из важнейших периодов в истории нашего государства. Причем особое внимание историков всегда привлекали реформы Петра. Именно им посвящена значительная часть исторической литературы о России XVIII века. За многовековую историю существования Российского государства было проведено немало реформ. Особенность преобразований первой четверти XVIII века состоит в том, что они носили всеобъемлющий характер. Их воздействие испытали на себе и социальная структура, и экономика, и государственное устройство, и вооруженные силы, и внешняя политика, и культура, и быт. Реформы Петра I – это своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. – всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке, так же, как и личность Петра. Кроме того, эпоха Петра I в истории России пользуется вниманием и в зарубежной исторической науке. Почти все крупнейшие ученые - историки, специалисты по истории России за рубежом, начиная с восемнадцатого столетия и до наших дней, так или иначе, откликались на события петровского времени. Но, несмотря на то, что реформы Петра I привлекли к себе столько внимания современников и потомков, объективной оценки итогов его бурной деятельности пока еще не дано. И причина этого не в недостатке информации. Она заключается в том, что все, кто писали о Петре, исходили в своей оценке из концепций, господствующих в их время, в их социальной среде. А так как базовые позиции всех исследователей были различны, то и оценки звучали весьма противоречиво. В оценке итогов деятельности Петра I резко разошлись славянофилы и западники. Если первые его решительно критиковали, то вторые страстно превозносили.
Такая тема, как изучение реформ Петра I и в особенности их влияния на развитие России, остается актуальной и в наши дни. До сих пор ведутся ожесточенные споры как о значении петровских преобразований XVIII века, так и о личности великого реформатора. В отношении петровских реформ, начиная со спора славянофилов и западников в XIX в., в научной литературе присутствуют две точки зрения. Сторонники первой (Соловьев С.М., Устрялов Н.Г., Павленко Н.И., Буганов В.И., Мавродин В.В. и др.) указывают на несомненные успехи России: страна укрепила свое международное положение, построила промышленность, армию, общество, культуру нового, европейского типа. Реформы Петра I определили облик России на многие десятилетия вперед. [4; стр. 259-260] Ученые, разделяющие другую точку зрения (Ключевский В.О., Анисимов Е.В. и др.), задают вопрос о цене, которая была заплачена за эти преобразования. Ведь в 1725 г. комиссия Ягужинского П.И., проводившая ревизию результатов реформ, пришла к выводу, что их необходимо немедленно прекращать и переходить к стабилизации. Страна перенапряглась и надорвалась. Население не выдерживало фискального гнета. В конце правления Петра I в ряде уездов из-за непосильных поборов начался голод. Возражения этой группы историков вызывают и методы осуществления реформ: они проводились «сверху», путем жесткой централизации, мобилизации русского общества и привлечения его на службу государству. По выражению В.О. Ключевского, указы Петра «будто писаны кнутом». [4; стр. 260] В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим. В реферате освещена тема петровских преобразований XVIII века. В данной работе я постаралась изучить основные моменты в реформаторской деятельности Петра I, дать характеристику проведенным им преобразованиям, выявить причины и последствия реформ, рассмотреть их влияние на последующее развитие страны. Всестороннее рассмотрение характера государственных реформ Петра I является целью данной работы. Реализация данной цели подразумевает решение следующих основным задач исследования:
-
изучение внешней политики России в годы правления Петра I -
выяснения особенностей реформирования, осуществленного Петром I в области органов власти и управления, подведение итогов его преобразований; -
изучение общих особенностей становления абсолютизма в России; -
анализ преемственности политики Петра I.
В работы подняты следующие проблемы:
-
какие реформы и почему были востребованы в условиях жизни в России в XVIII веке (предпосылки реформ); -
были ли реформы Петра I системными или независимыми друг от друга; -
степень преемственности реформ и их направлений от предшественников Петра; -
каковы были основные методы реформ, проводимых Петром I; -
насколько сильно влияние личности Петра на характер проводимых им реформ; -
каково влияние реформ на последующее развитие России; -
было ли необходимо проведение этих реформ.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ ПЕТРА I
В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия и собственного военного флота, который охранял бы её рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.
Истоки преобразований в армии следует искать во второй половине XVII века. Уже тогда существовали полки иноземного строя и практика набора в них солдат и драгун, напоминавшая рекрутскую систему. Азовские походы в истории страны явились исходным пунктом для многих взаимообусловленных новшеств. Эти походы, хотя и были направлены против традиционного противника, осуществлялись нетрадиционными приемами: новым было стратегическое направление нанесения главного удара по неприятелю. Другим новшеством являлось использование флота. Азовские походы повлекли строительство воронежского флота, вызвали начальные меры по созданию регулярной армии. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т. к. они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.
Преобразования государственного управления начались в конце XVII - начале XVIII века. Подготовка к Северной войне, создание новой армии, строительство флота – все это привело к резкому усилению активности правительственных ведомств, увеличению объема их работы. Старый приказной аппарат был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Образование Сената, как высшего правительственного органа, изначально бюрократического, имело свою предысторию. Как пишет Анисимов Е.В., «дошедшая до петровских времен система управления с приказами и Боярской думой являлась рудиментом, остатком некогда сильной системы управления сословно-представительной монархии, сложившейся в XVI - начале XVII века». [1] Металлургические заводы в конце XVII века не обеспечивали страну необходимым количеством железа, и его, так же как и медь, приходилось крупными партиями ввозить из-заграницы. [2]
Существовавшая в XVII веке денежная система была архаичной, не отвечала потребностям развивавшихся товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. В России требовалось создать гибкую денежную систему с использованием не только серебра, но и других металлов. Надо было определить приемлемую весовую норму и пробу для серебряных, золотых и медных монет, обеспечив изготовление их машинным способом. Предстояло установить единство денежного обращения на всей территории России, включая Украину, Прибалтику и другие регионы, где имела хождение иностранная монета. Реформа также должна была значительно увеличить доходы казны от чеканки монет для покрытия возросший расходов в связи с Северной войной. [8] В XVI-XVII вв. модернизация охватила большинство европейских стран. В этих условиях России были необходимы изменения, которые позволили бы ей перейти на новый качественный уровень развития экономики и аппаратного управления.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ РЕФОРМ ПЕТРА
2.1 Реформы государственного управления
Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Старый приказный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. [2] Петр намеревался решать все государственные вопросы с помощью усиления бюрократического элемента в управлении. В начале XVIII века фактически прекращаются заседания Боярской думы, функции которой по управлению центральным и местным аппаратом переходят к так называемой «Консилии министров» - временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.
Финансовые и административные полномочия были сосредоточены в руках нескольких губернаторов – представителей центральной власти. На местах создается разветвленная иерархическая сеть бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ-уезд» была удвоена: «приказ (или канцелярия)-губерния-провинция-уезд». Подобная схема была заложена и в идее организации Сената. [4]
Новая система центральных учреждений была реформирована вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра.
Сенат был создан в 1711 году. Создание, устройство и функционирование Сената явилось уже следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности (каждый сенатор руководил коллегией, которые пришли на смену приказов), личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления, во главе которого был поставлен Сенат, создание канцелярии Сената с большим штатом служащих, контор – специализированных филиалов Сената – все это подтверждало возрастание значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самого самодержавия как политического режима личной власти. [1]
Сенат сосредотачивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями. Назначение и утверждение чиновников также составляло его важную прерогативу.
Первоначально Сенат должен был заменять царя во время его отсутствия, но фактически он стал постоянным учреждением. При Сенате была введена должность обер-фискала, который должен был бороться со взяточничеством и казнокрадством, но начинание это оказалось неудачным – первый же обер-фискал сам был казнен за злоупотребления. [6]
Петр последовательно стремился к созданию целой иерархии регламентов. Обобщив опыт шведской государственности с учетом некоторых специфических сторон русской действительности, он создал не имеющих в тогдашней Европе аналогов своеобразный регламент регламентов – Генеральный регламент 1719-1724 гг., содержащий самые общие принципы работы бюрократического аппарата.
Петр прилагал огромные усилия к налаживанию бесперебойной, эффективной работы созданных учреждений и главное внимание уделял именно разработке и усовершенствованию многочисленных регламентационных документов, которые, по мысли их создателя, должны были обеспечить эффективность работы аппарата.