Файл: Связи и массовых коммуникаций российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ,

СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

(СПбГУТ)

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и регионоведения

Дисциплина: История науки и техники
ТЕМА Расцвет научных знаний античного мира.
Фамилия: Улютичев

Имя: Федор

Отчество: Валентинович

Группа №: ИБ-16С

Проверил:______________

Санкт-Петербург

2022

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ НАУКИ 4

УЧЕНЫЕ ПЕРИОДА РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ НАУКИ 6

УЧЕНЫЕ ПЕРИОДА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ 8

УЧЕНЫЕ ПЕРИОДА УПАДКА АНТИЧНОЙ НАУКИ 11

РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15


ВВЕДЕНИЕ


Античность – понятие означающий греко-римскую древность — цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Этот термин был принят в начале XVIII века во французском языке.

Научно-технический прогресс основывается на постоянном накоплении знаний о мире. Значит, его текущий уровень возможен благодаря развитию идей, заложенных во время античности. Но даже знания, которые сейчас преподаются как очевидное, например, что все состоит из атомов, раньше было только одной из множества теорий, объясняющих окружающий мир. Поэтому полезно рассмотреть истоки происхождения современных наук.

Таким образом цель работы можно сформулировать как рассмотрение какое отражение в наше время находят идеи и открытия, сделанные наукой в эпоху античности.

Задачи:

  • Рассмотреть греческих ученых, работы которых определили зарождение эпохи «рассвета».

  • Рассмотреть ученых периода «рассвета» античности.

  • Рассмотреть ученых периода упадка научных знаний.

  • Рассмотреть развитие научных знаний в каждой отрасли.

Не сохранилось достаточно письменных источников, с помощью которых возможно понять глубину научных знаний эпохи Античности, но анализ существующих сведений позволяет сделать выводы о том, что, не смотря на резкое увеличение научных теорий в период с V–I вв. до н.э., затем произошел спад и переход к религиозным способам описания окружающего мира.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ НАУКИ


В эпоху Античности процесс начался процесс становления получения новых знаний как обособленной деятельностью определенной категории людей. В то время наука характеризовалась глубокой теоретичностью, стремлением к знанию ради знания и одновременно обладала системностью, рациональностью и практичностью. Отличительные черты античной науки от предшествующего периода: теоретичность знаний, рациональный характер науки, систематизация информации как по предметному полю, так и по фазам: от гипотезы до обоснования теории.

В античной истории можно выделить три периода развития научных знаний:

  • период ранней греческой науки (IX–VI вв. до н.э.). Преднаучная традиция. Зарождаются и формируются основы научного познания. Древние авторы создавали «науку о природе» (натурфилософию). Основной проблематикой дисциплины являлась проблема происхождения и устройства мира. Основные научно-философские школы периода: ионийская, пифагорейская, элейская, плюралисты и физики-эклектики.

  • период эллинистической науки (V–I вв. до н.э.). В V в. до н.э. начался процесс дифференциации наук, когда произошло обособление математики. Основные научно-философские школы периода: Сократ, софисты, академия Платона, лицей Аристотеля, киники, эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики.

  • период постепенного упадка античной науки (I–V вв.н.э.). Наблюдалось усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма и распространением оккультных дисциплин. Утверждалось религиозное христианское мировоззрение. Основные научно-философские школы: неоплатонизм, скептики, эклектики.

Самым важным и ценным с точки зрения развития науки является период эллинистической науки, в рамках которого выдвинуты основные теории, определившие современную науку. Однако в этот период в ней отсутствовал экспериментальный метод, а выводы делались на основе умозрительных заключений.

В методологическом плане важным достижением античности явилось создание дедуктивного метода исследований и аксиоматического метода изложения научных теорий. На основе формальной логики Аристотеля возникла математическая логика.

В античном мире появились умозрительные построения, научные догадки, идеи, получившие развитие в более позднее время. К таким идеям можно отнести, например, гипотезу о гелиоцентрическом устройстве мира, атомизм.



В античную эпоху не было взаимодействия науки и практики. Античная экономика, основанная на использовании труда рабов, не нуждалась в развитии техники. Из-за этого греко-римская наука, за немногим исключением (Архимед), не имела выхода на практику. Технические достижения античного мира в области архитектуры, судостроения, военной техники не связаны с развитием науки.

УЧЕНЫЕ ПЕРИОДА РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ НАУКИ


В период античности наука возникла как обособленная сфера духовной культуры. Появилась особая группа людей, специализирующихся на получении новых знаний, которые становятся системными, теоретичными и рациональными.

До VII в. до н. э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Греки учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкцию кораблей, у египтян — искусство скульптуры и начала математических знаний. Античность создала новую, научную культуру и ввела в практику научный тип мышления. Реализовала новый принцип передачи знаний, создала светскую школу. Можно сказать, что развитию наук в то время способствовала их некая институционализация.

Первые греческие натурфилософы уделяли внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложили основу для последующего развития точных наук. В астрономии выдвигались ряд совершенно произвольных гипотез.

По Фалесу Милетскому (625–547 гг. до н.э.), Земля имеет форму плоского диска, плавающего на поверхности океана; по Анаксимандру (ок. 610 – 546 гг. до н.э.) – форму цилиндра, а по Анаксимену (ок. 548 – 525 гг. до н.э.) – форму стола. Филолай (ок. 470 – 390 гг. до н.э.) утверждал, будто шарообразная Земля, Солнце, Луна и другие планеты вращаются вокруг некоего «центрального огня», находясь в прозрачной сфере.

Анаксимандр Милетский (610 – ок. 546 гг. до н.э.) сконструировал первый глобус и создал первую географическую карту в виде медной доски с нанесенными на поверхность очертаниями материков, островов и рек. Во второй половине VI в. до н.э. Гекатей Милетский (ок. 546 – 480 гг. до н.э.), посетив множество стран и обобщив рассказы купцов и моряков, написал книгу «Землеописание», которая была снабжена новой картой, ставшей образцом для греческой картографии вплоть до IV в. до н.э. Землю Гекатей представлял себе в виде круга, омываемого величайшей из рек – Океаном.

Начала биологии были заложены в Греции. Основатель «элейской школы» Ксенофан из Колофона (VI–V вв. до н.э.) по останкам окаменевших морских животных, найденным им вдали от моря во время путешествий по Греции, Сицилии и Южной Италии,
сделал заключение, что Земля когда-то была покрыта водой.

К античной эпохе относится возникновение математики как самостоятельной науки. Большой вклад в её развитие внес Пифагор (ок. 570 – 500 гг. до н.э.). Он открыл математическую закономерность в музыке и стал основоположником математической акустики. Ему принадлежит заслуга применения математики в астрономии.

УЧЕНЫЕ ПЕРИОДА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ


В V в. до н.э. «отец истории» Геродот (ок. 490 – 430 гг. до н.э.) в описание истории греко-персидских войн включил важные сведения о Северном Причерноморье, Египте, Месопотамии, Персии и других стран.

Величайшим представителем античной медицины, а также учения о человеческом организме был Гиппократ (ок. 460 – 370 гг. до н.э.). Он учил, что все части организма связаны между собой и отрицал сверхъестественное происхождение болезней.

Аристарх Самосский (310–230 гг. до н. э.) одним из первых выдвинул гипотезу о том, что Земля движется вокруг Солнца и предложил геометрический метод оценки относительных расстояний до Солнца и Луны.

Аристотель Стагирит (384–322 гг. до н. э.) вошел в историю как создатель научной силлогистической логики. В своих физических трактатах предлагает универсальную схему четырех причин, которая играет важную роль как в физике, так и в метафизике: формальная причина (что это?), материальная причина (из чего состоит?), движущая причина (откуда произошло?), целевая причина (ради чего существует?).

Архимед (ок. 287–212 гг. до н. э.) подверг математической обработке начала статики. Это способствовало выделению статики в особую теоретическую дисциплину. Дальнейшие исследования Архимеда по теории рычага, наклонной плоскости послужили выработке им понятий «центр тяжести», «статический момент», «вес», «равновесие рычага» и т.д. Архимеду принадлежит открытие основных законов гидростатики.

Архит Тарентский (ок. 428–365 гг. до н. э.) нашел решение задачи об удвоении куба, основанное на отыскании точки пересечения трех поверхностей — конуса, цилиндра и тора. Он первым описал три разновидности пропорций: арифметическую, геометрическую и гармоническую.

Герон Александрийский (между 200 до н. э. и 300 гг.н. э.). В «Пневматике» Герон описал различные механизмы, приводимые в движение нагретым или сжатым воздухом или паром: автомат для открывания дверей, пожарный насос, различные сифоны, водяной орган, механический театр марионеток и т.д. В «Механике» Герон описал пять простейших машин: рычаг, ворот, клин, винт и блок. Построил прибор для измерения протяженности дорог, основанный на том же принципе, что и современные таксометры.


В сочинении «О диоптре» изложены правила земельной съемки, основанных на использовании прямоугольных координат и дал описание диоптра — прибора для измерения углов — прототипа современного теодолита.

Во II веке до н. э. Гиппарх (ок. 180/190–125 гг. до н. э.) разработал теорию и составил таблицы движения Солнца и Луны, солнечных затмений; довольно точно оценил расстояние от Луны до Земли, составил каталог положений 850 звезд; ввел географические координаты – широту и долготу.

Исходное понятие философии Демокрита (ок. 460–370 гг. до н. э.) – понятие атома, как неделимого материального индивидуума. По его представлениям душа также состоит из атомов – огненных, тонких, круглых и гладких.

В III веке I тысячелетия до н. э. математик Евклид (, ок. 365–300 гг. до н.э) стал автором первого из дошедших теоретических трактатов по математике и, кроме того, по астрономии, оптике, музыке и др. Его работа «Начала» содержит изложения положений планиметрии, стереометрии, способа нахождения общего делителя двух целых чисел, двух многочленов или общей меры двух отрезков; ряда вопросов теории чисел, в которой он подвел итог предшествующему развитию греческой математики. Евклид разработал систематическое построение геометрии, включающий аксиомы сочетания, порядка, движения, непрерывности и параллельности.

Левкипп (V в. до н. э.) ввел в оборот науки три новых понятия: 1) абсолютной пустоты; 2) атомов, движущихся в этой пустоте; 3) механической необходимости. Первый установил как закон причинности, так и закон достаточного основания: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».

Эратосфен Киренский (ок. 275–195 гг. до н. э.) первым измерил окружность земного шара (с ошибкой всего в 310 км). Положил начало научной хронологии.

УЧЕНЫЕ ПЕРИОДА УПАДКА АНТИЧНОЙ НАУКИ


Диофант Александрийский (325–409 гг.) составил арифметику целых и дробных чисел и трактат о многоугольных числах. Им введен в математику неопределенный анализ. Его сочинения стали отправной точкой для исследований П. Ферма, Л. Эйлера, К. Гаусса и др.

Лукреций Кар Тит (ок. 96–55 гг. до н. э.) придерживался учения о Вселенной, состоящей атомов и бесконечного пустого пространства, через которое вечно падают эти частицы. Также утверждал, что атомы не обладают никакими качествами, кроме определенного размера и формы, а все прочие воспринимаемые нами свойства объектов (цвет, запах, тепло и т.д.) возникают в результате воздействия на органы чувств различных сочетаний атомов.