Файл: Анализ клиентской базы ПАО «Сбербанк России» (ПОНЯТИЕ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ БАНКА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 6018

Скачиваний: 45

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чистые процентные доходы Группы увеличились за 2019 год на 3,9% до 1 415,5 млрд.руб. В основном данный рост обусловлен сокращением процентных расходов на фоне снижения процентных ставок привлечения средств. Процентные доходы Группы увеличились на 12,1%, главным образом за счет увеличения процентных ставок на рынке.

Процентные расходы увеличились за 2019 год на 22,8% по сравнению с 2017 годом и составили 1085,4 млрд.руб. Данное увеличение является в наибольшей степени результатом восходящей динамики стоимости привлеченных средств в 2019 году. Увеличение процентных расходов произошло главным образом по процентным расходам по средствам корпоративных клиентов, в равной степени как за счет увеличения средних остатков средств корпоративных клиентов в 2019 году, так и вследствие увеличения стоимости данных ресурсов. Также увеличение процентных расходов зафиксировано по собственным ценным бумагам главным образом в связи с увеличением в 2019 году нескольких выпусков, привлеченных в рамках MTN программы Сбербанка. Основным компонентом процентных расходов остаются процентные расходы по средствам физических лиц, которые являются ключевым источником финансирования Группы.

Таблица 2 - Комиссионные доходы и расходы ПАО «Сбербанк», млрд.руб.

Показатель

2017

2018

2019

Изм. 2019

/2017 г.

Млрд.

руб.

%

Операции с банковскими картами,

235,1

189,1

354,6

119,5

50,8

включая:

– Эквайринг, комиссии платежных систем и прочие аналогичные комиссии

182,0

145,3

285,4

103,4

56,8

– Комиссии, связанные с обслуживанием банковских карт

52,3

43,5

63,6

11,3

21,6

– Прочее

0,8

0,3

5,6

4,8

600

Расчетно-кассовое обслуживание

182,7

169,1

222,2

39,5

21,6

Операции клиентов с иностранной валютой и драгоценными металлами

28,0

22,0

52,0

24

85,7

Комиссии по документарным операциям

26,1

25,7

22,0

-4,1

-15,7

Агентские комиссии полученные

16,9

12,5

9,7

-7,2

-42,6

Комиссии по брокерским операциям с ценными бумагами и товарами, по депозитарному обслуживанию, комиссии, связанные с инвестиционным бизнесом (включая комиссии за синдицирование)

6,3

5,6

9,6

3,3

52,4

Прочее

10,0

12,3

18,8

8,8

88

Комиссионные доходы

505,1

436,3

688,9

183,8

36,4

Комиссионные расходы по операциям с банковскими картами

(99,2)

(72,4)

(177,2)

(78)

78,6

Прочие комиссионные расходы

(11,7)

(14,8)

(13,8)

(2,1)

17,9

Комиссионные расходы

(110,9)

(87,2)

(191,0)

(80,1)

72,2

Чистые комиссионные доходы

394,2

349,1

497,9

103,7

26,3


Источник: [19]

В 2019 году расходы на создание резервов под обесценение кредитного портфеля снизились на 16,1% с 342,4 млрд.руб. за 2018 год до 287,2 млрд.руб. за 2019 год. Снижение произошло, главным образом, вследствие стабилизации качества кредитного портфеля Группы за счет постепенного восстановления российской экономики после рецессии.

Прочие чистые операционные доходы, которые включают в себя чистые доходы / (расходы) от операций с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, иностранной валютой, а также чистые доходы / расходы от страховой деятельности, деятельности пенсионного фонда, составили в 2019 году 57,0 млрд.руб.

В 2018 году были зафиксированы прочие чистые операционные расходы, которые составили 14,4 млрд.руб. На рост прочих операционных доходов в 2019 году повлияло существенное увеличение доходов от операций с иностранной валютой, валютными производными финансовыми инструментами и от переоценки иностранной валюты. Кроме того, в 2018 году прочие чистые операционные расходы включали отрицательный эффект переоценки офисной недвижимости в размере 25 млрд.руб.

Оценка финансового положения, показала хорошее состояние. Итак, надежности и текущему финансовому состоянию ПАО «Сбербанк России» можно поставить оценку «хорошо».

Основным источником информации для анализа финансового положения ОАО «Сбербанк России» является форма № 0409806 «Бухгалтерский баланс», форма № 0409807 «Отчет о прибылях и убытках», а также другие формы бухгалтерской отчетности.

Общая стоимость активов ПАО «Сбербанк» за  период 2017-2019 гг. увеличилась на  4 425 175 825 тыс. руб., что в относительном выражении составляет 19,2%, при этом прирост за  2017 г. составил 6,6%, прирост за  2018 г. – 16,2%, прирост за  2019 г. – 2,5% (рисунок 4).

Рисунок 4. Динамика  общей стоимости активов ПАО «Сбербанк»

за  2017-2019 гг. (тыс. руб.)

Источник: [19].

По статье «Денежные средства » в банке отражаются наличные денежные средства  в рублях и иностранной валюте, а  также драгоценные металлы и камни, принадлежащие кредитной организации. Сумма  денежных средств ПАО «Сбербанк» увеличилась на  6 869 647 тыс. руб. или 1,1% за  2017 г., затем увеличилась на  67 185 096 тыс. руб. или 10,8% за  2018 г., и уменьшилась на  27 257 174 тыс. руб. или 4,00% за  2019 г. Таким образом, в целом за  рассматриваемый период сумма  денежных средств увеличилась на  6,4%. Это означает наращивание ликвидных активов банка , что следует оценивать положительно, поскольку под влиянием данного обстоятельства  при прочих равных условиях финансовое состояние банка   улучшается.


По статье «Средства  кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации» отражаются средства  кредитной организации на  корреспондентских, накопительных, клиринговых и прочих счета х в ЦБ РФ. Сумма  этих средств, принадлежащих ПАО «Сбербанк», уменьшилась на  219 255 404 тыс. руб. или 22,7% за  2017 г., затем увеличилась на  117 164 725 тыс. руб. или 15,7 % за  2018 г., и снова  уменьшилась на  749 106 501 тыс. руб. или 86,6% за  2019 г. Таким образом, в целом за  рассматриваемый период сумма  средств банка  в ЦБ РФ уменьшилась на 84,5%. Это означает сокращение средств, которые банк вынужден изъять из оборота  в соответствии с действующим банковским законодательством. Это оценивается позитивно, поскольку под влиянием данного обстоятельства  при прочих равных условиях средства  банка , генерирующие получение доходов, увеличиваются. Такой вывод подтверждает и динамика  обязательных резервов банка , сумма  которых уменьшилась на  90,6% за  2017-2019 гг.

По статье «Средства  в кредитных организациях» отражаются средства , размещенные на  депозитных и корреспондентских счетах, на  торговых, клиринговых и прочих банковских счетах в других кредитных организациях. Сумма  таких средств уменьшилась на  47 947 658 тыс. руб. или 13,8% за  2017 г., затем увеличилась на  106 323 725 тыс. руб. или 35,4% за  2018 г., и снова  уменьшилась на  253 516 945 тыс. руб. или 62,4% за  2019 г. Таким образом, в целом за  рассматриваемый период сумма  средств, размещенных в кредитных организациях, уменьшилась на  49,1%.

По статье «Чистая ссудная задолженность» отражается сумма  задолженности по предоставленным юридическим и физическим лицам кредитам и займам, а  также прочим размещенным средствам. Сумма  чистой ссудной задолженности увеличилась на  1 244 488 973 тыс. руб. или 7,7% за  2017 г., затем увеличилась на  2 676 742 190 тыс. руб. или 15,3% за  2018 г., и снизилась на  929 925 457 тыс. руб. или 4,8% за  2019 г. Та ким образом, в целом за  рассматриваемый период сумма  чистой ссудной задолженности увеличилась на  100,1%, следовательно, банк расширил масштабы проводимых кредитных операций.

Стоимость обязательств ПАО «Сбербанк» за период 2017-2019 гг. увеличилась на  3379500803 тыс. руб., что в относительном выражении составляет 17,1%, при этом прирост за  2017 г. составил 4,6%, прирост за  2018 г. – 16,7%, прирост за  2019 г. – 03% (рисунок 5).

Рисунок 5. Динамика  стоимости обязательств ПАО «Сбербанк»

за  2017-2019 гг. (тыс. руб.)

Источник: [19].

По статье «Кредиты, депозиты и прочие средства ЦБ РФ » в ПАО «Сбербанк» произошло увеличение на  10003864 тыс. руб. или 1,7% за  2017 г., затем уменьшение на  23942373 тыс. руб. или 4,1% за  2018 г., и уменьшение на  29401213 тыс. руб. или 5,2% за  2019 г. Таким образом, в целом за  рассматриваемый период сумма  денежных средств уменьшилась на  9,0%.


По статье «Средства  кредитных организаций» сумма увеличилась на  99800625 тыс. руб. или 21,5% за  2017 г., затем увеличилась на  525593336 тыс. руб. или 113,2 % за  2018 г., и уменьшилась на  641391036 тыс. руб. или 64,8% за  2019 г. Таким образом, в целом за  рассматриваемый период сумма  средств коммерческих организаций уменьшилась на 24,9%.

По статье «Средства  клиентов, не являющихся кредитными организациями» увеличилась на  860631043 тыс. руб. или 4,9% за  2017 г., затем увеличилась на  2747458042 тыс. руб. или 15,6% за  2018 г., и снова  увеличилась на  348570548 тыс. руб. или 1,7% за  2019 г. Таким образом, в целом за  рассматриваемый период сумма  средств, увеличилась на  17,4%.

По статье «Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток» сумма  уменьшилась на  20186262 тыс. руб. или 24,5% за  2017 г., затем увеличилась на  51451524 тыс. руб. или 62,4% за  2018 г., и увеличилась на  468275516 тыс. руб. или 349,8% за  2019 г. Таким образом, в целом за  рассматриваемый период сумма  увеличилась на  630,7%.

2.2. ОЦЕНКА КЛИЕНСКОЙ БАЗЫ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

Жесткая конкуренция присущая рынку банковских услуг мотивирует коммерческие банки к разработке стратегии направленной на завоевание доверия потребителей, привлечение новых и сохранение более долговременных взаимоотношений с потенциальными клиентами. Всякий коммерческий банк стремится и прилагает определенные усилия, чтобы переманить клиентов у конкурентов с целью получения большей прибыли. В таких условиях для повышения стабильности и устойчивости своего функционирования коммерческий банк должен модифицировать технологии работы с клиентурой, а также применять действенные методы мониторинга клиентской базы.

ПАО Сбербанк обладает самым большим объемом потребителей на рынке банковских услуг. По данным финансового портала banki.ru Сбербанк является победителем в рейтинге "Самый "Клиентоориентированный" банк". На рынке частных вкладов Сбербанк России является монополистом, контролируя 45% рынка (основная масса депозитов физических лиц приходится на так называемые пенсионные вклады в рублях). Он является современным универсальным банком, удовлетворяющим потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг, а так же придерживается модели построения бизнеса центральная фигура которой – клиент. Каждый год Сбербанк активно реализует различные программы повышения клиентоориентированного обслуживания, что в свою очередь позволяет ему непрерывно расширять объемы своей клиентской базы. [17]


В 2019 г. количество активных частных клиентов увеличилось на 1,4 млн. и составило 87,6 млн .человек, в 2018 г. составило 86,2 млн. человек (в 2017 г.– 83,3 млн. чел.), количество активных корпоративных клиентов увеличилось на 6% в 2019 году (2,2 млн.), в 2018 18% и составило 2,1 млн. (в 2017 г. – 1,8 млн.).

Структура клиентов ПАО Сбербанка за 2019 г. показана на рис.6.

Рисунок 6. Структура клиентов ПАО Сбербанка за 2019 г.,%

Источник: [19]

Корпоративные клиенты, в т.ч. и индивидуальные предприниматели делятся на сегменты в зависимости от их размера и потребностей: малый и микробизнес, крупный и средний бизнес, региональный государственный сектор, крупнейшие клиенты. В среднем каждый клиент банка пользуется 3,12 продуктами , в 2018 г. 2,79 продуктами Сбербанка (в 2017 г. – 2,75 продукта на клиента).

Особое внимание банк уделяет работе с субъектами малого и микро-бизнеса, количество которых в 2019 г. увеличилось 11% и составило 2,02 млн., в 2018 году на 16,7% по сравнению с 2017 г.(1,56 млн.) и составило 1,82 млн. В структуре корпоративных клиентов данный сегмент составляет 86,8% клиентов, обсуживающихся в банке (рис.7).

Рисунок 7. Доля малого и микробизнеса в структуре корпоративных клиентов ПАО Сбербанк в 2019 г., %

Источник:[19]

Услуги для клиентов малого и микробизнеса дополнены новым комплексным пакетом, включающим в себя услуги юриста, бухгалтера бизнес-ассистента, а также безлимитное расчетно-кассовое обслуживание, включающее платежи и прием наличных денежных средств на счет, ведение счета.

Отметим, что банк активно взаимодействует с клиентами разного масштаба и форм собственности. Так с 2014 г. выделено отдельное направление в работе с региональным госсектором, а в 2015г. специально разработана целевая бизнес-модель блока CIB (крупнейшие холдинги). В данной модели критерии отнесения клиентов к сегментам изменились, например, критерий годовой выручки холдинга повысился с 15 до 30 млрд. руб., что привело к переходу части клиентов блока CIB к блоку корпоративный бизнес. С каждым годом банк внедряет новые технологичные сервисы с целью повышения эффективности и привлекательности банковских услуг и продуктов, тем самым расширяя клиентскую базу.

По возрастным категориям розничные клиенты ПАО Сбербанка структурированы на молодежь, людей среднего возраста, пенсионеров (табл.3)

Таблица 3 - Структура розничных клиентов ПАО Сбербанк по возрастным категориям в 2017-2019 гг.

Показатель

2017

2018

2019

Изменение,%

2018/

2017

2019/

2018

2019/

2017

Всего, млн.чел. в том числе

83,3

86,2

87,9

3,5

1,9

5,2

Молодежь

8,9

9,3

9,5

4,5

2,1

6,3

Люди среднего возраста

49,3

51,7

52,8

4,9

2,1

6,6

Пенсионеры

25,1

25,2

25,6

0,4

1,6

2,0