Файл: Принципы и влияние зрительной нагрузки на анатомо физиологическое состояние организм человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский медицинский колледж имени Героя Советского Союза

Ф.А. Пушиной

Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

ПРОЕКТ

Тема: Принципы и влияние зрительной нагрузки на анатомо физиологическое состояние организм человека

Выполнила: Васильева Ю.Ю

Проверила: Шитова О.В

Сарапул, 2023

Содержание


Введение 3

1. Особенности влияния разных видов визуальной нагрузки на функциональное состояние зрительной системы детей и подростков 5

1.1 Цель работы 6

1.2 Объект и методы исследования 6

1.3 Результаты исследований и их обсуждение 7

Заключение 14

Список использованных источников 15


Введение


Зрение — это особый дар природы, который отвечает за визуальное восприятие окружающего мира. Как известно, с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем 90 % информации из внешней среды. В нынешних условиях роль зрительного восприятия невозможно переоценить — практически все многообразие производимой информации рассчитано на образное усвоение. Вследствие длительной работы на близком расстоянии с такими агрессивными визуальными средами, как компьютер, телевизор, печатная продукция, а также комплекса неблагоприятных факторов внешней среды нередко возникает синдром зрительного утомления.

Механизм развития зрительного утомления достаточно сложен и имеет ряд составляющих. Е. Е. Сомов ввел в список анатомических зон, ответственных за зрительное утомление, оптический аппарат глаза, аккомодацию и конвергенцию, сетчатку, подкорковые и корковые структуры. В результате было выделено три составляющих синдрома зрительной усталости. На первом месте, конечно, стоит усталость внутриглазных и наружных мышц глаза, напряжение которых обеспечивает правильную фокусировку и ориентацию зрительного аппарата при визуальной нагрузке. Далее необходимо затронуть глубже лежащие звенья зрительного аппарата, такие как изменения в сетчатке на биохимическом уровне. Процессы окисления и восстановления, происходящие во всем организме, не обходят, естественно, и сетчатую оболочку, поэтому при длительных нагрузках, требующих четкого, детального видения, запасы
антиоксидантных систем организма начинают истощаться, что приводит к сбою в работе анализатора. И наконец, немаловажную роль в процессе зрительной усталости играют психоэмоциональные расстройства, которые приводят к нарушению восприятия и концентрации внимания. При объективных исследованиях и оценке состояния органа зрения у субъектов со зрительным утомлением выявлено, что оно связано как с нарушением функции периферического аппарата, так и со снижением активности центральных мозговых структур.

Эффективность функционирования зрительного анализатора зависит от ряда факторов, к которым относят соответствие структурнофункциональных возможностей глаза зрительным задачам, достаточную пропускную способность зрительно-нервных путей и оптимальный уровень функционирования коркового отдела зрительного анализатора. Функции периферического звена зрительного анализатора заключаются в сборе соответствующей информации из окружающей среды при условии хорошей остроты зрения, нормально функционирующей аккомодации, достаточно высокой световой, цветовой и контрастной чувствительности глаза. К факторам, ухудшающим работу зрительного анализатора,относятся: неправильная оптическая коррекция, колебания яркости, сниженная освещенность, некачественный текст, длительность, монотонность работы, уровень шума, общая астенизация, психическое состояние субъекта.

1. Особенности влияния разных видов визуальной нагрузки на функциональное состояние зрительной системы детей и подростков



По оценке специалистов ВОЗ, во всем мире среди детей в возрасте до 15 лет более 19 миллионов имеют различные проблемы со зрением, причем у 12 миллионов из них нарушения зрения обусловлены аномалиями рефракции (близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом). Близорукость является причиной снижения зрения у 30 - 45% детского населения и 25% - взрослого, причем она сопровождается частым развитием осложнений, в 17% случаев, приводящих к первичной инвалидности.

Каждому этапу формирования зрительной системы соответствует свой вид оптимальной визуальной нагрузки, определяемый размерами объектов различения, их контрастность, цветовой гаммой. При низком качестве визуальной нагрузки или длительном взаимодействии с ней незрелая зрительная система ребенка будет поставлена в неадекватные условия функционирования, что потребует мобилизации всех резервов. Кроме того, следует учитывать, что все элементы человеческого организма неидеальны, в любых парных органах существуют различия, которые компенсируются за счет установления определенной системы связей. В зрительной системе, имеющей две монокулярных подсистемы, в каждую из которых входит соответствующий глаз, для качественного зрительного восприятия в процессе роста ребенка устанавливаются достаточно сложные отношения. Если в системе существуют «дефекты», обусловленные разной структурной организацией или функциональными возможностями монокулярных подсистем, то существует достаточно много путей адаптации, как к собственной структурно-функциональной организации, так и к зрительной нагрузке.

Причем эти пути могут приводить к формированию, как совершенной бинокулярной системы, так и к упрощенной – монокулярной.

Таким образом, значительная распространенность глазной патологии у детей и подростков, обусловленной влиянием зрительной на- грузки, и недостаточная изученность информационных процессов в зрительной системе при восприятии зрительной информации с различных носителей, обусловливают актуальность исследования.

1.1 Цель работы


Оценка влияния текстовой нагрузки, реализованной на бумажном и электронном носителе, на функциональное состояние зрительной системы детей и подростков.

1.2 Объект и методы исследования


Для оценки влияния визуальной нагрузки и способа ее предъявления на функциональное состояние зрительной системы были проведены исследования с участием детей и подростков. В этих исследованиях приняли участие 97 человек (студенты 1 курса) в возрасте от 15 до 21 лет. Распределение испытуемых по возрасту и виду визуальной нагрузки представлено в табл.1.

Таблица 1 Распределение испытуемых по возрасту в зависимости от вида визуальной нагрузки

Вид зрительной нагрузки

Количество испытуемых

Возраст, годы

Текст на бумажном носителе

  • с нормальными параметрами удобочитаемости

  • со сниженными параметрами удобочитаемости


97


7-15

Текст на электронном носителе

39

13-15


Для оценки функционального состояния зри- тельной системы испытуемых и оценки его из- менения в динамике зрительного труда необхо- димо отобрать набор адекватных методов ис- следования. При проведении офтальмологиче- ского осмотра и отборе испытуемых в экспери- ментальные группы определялись: острота зре- ния правого (ОЗ OD) и левого (ОЗ OS) глаз, ре- зервы аккомодации обоих глаз (Ра OD и OS) для дали, характер зрения, ближайшие точки ясного зрения (Бт OD и OS) и конвергенции (Бтк). Ост- рота зрения и характер зрения (бинокулярное, монокулярное) определялись для отбора в группы здоровых испытуемых.

Испытуемым разных возрастных групп были предложены два вида текстов на бумажном носителе. Первый текст был оформлен в соответствии с возрастными требованиями (размер шрифта 10 типографских пунктов), второй - имел заниженный размер шрифта (7 типографских пунктов). Работа с текстами состояла в отыскании и вычеркивании заданных букв. Аналогичная работа проводилась и с текстом на экране монитора (текст на электронном носителе). В этом случае испытуемым предлагалось выделять с помощью курсора заданную букву. Поскольку тексты представляли собой чисто визуальную нагрузку, восприятие которой вызывает определенные изменения в функциональном состоянии зрительной системы, они были выполнены в виде набора букв и не имели смыслового содержания. Работа с текстами продолжалась 45 минут, что соответствует стандартному уроку или половине учебной пары.


Обработка результатов исследований проводилась с использованием методов описательной статистики и метода анализа альтернативных признаков с использованием пакета прикладных программ STATISTICA 6.0.

1.3 Результаты исследований и их обсуждение


В исследованиях по изучению влияния параметров оформления текста на состояние функциональных показателей зрительной системы приняли участие испытуемые младшего, среднего и старшего школьного возраста. В зависимости от структурно-функциональной зрелости зрительной системы учащихся, весь срок обучения в школе можно разделить на три периода. Первый период, соответствующий по возрасту младшей группе (15–17 лет), характеризуется структурно-функциональной незрелостью зри- тельной системы, большой подвижностью и лабильностью функций. Второй период является переходным из детского возраст в подростковый (средняя группа – 18-20 лет). Этот период характеризуется меньшей лабильностью функций, но более выраженной реакцией на зрительную нагрузку. Это, возможно, обусловлено значительными структурно-функциональными сдвигами во всем организме, разбалансировкой гормональных и обменных процессов (особенно у девочек). На третий возрастной период (20-21 лет) приходится завершение формирования зрительной системы. Он соответствует старшей возрастной группе, зрительная система в которой характеризуется большей устойчивостью функциональных реакций на зрительную нагрузку, что обусловлено формированием устойчивого структурного следа адаптации к чтению, поскольку данный вид зрительной нагрузки является основным все годы обучения в школе.

В табл. 2 представлены средние значения функциональных показателей системы детей и подростков разных возрастных групп. По приведенным данным, очевидно, что первая возрастная группа (15-17 лет) имеет достоверно более низкие значения функциональных показателей, чем вторая (18-20 лет).
Таблица 2 Значения функциональных показателей зрительной системы детей и подростков

Возраст, годы

Показатели

Ра OD (Д)

Ра OS (Д)

Бт OD (см)

Бт OS (см)

Бтк (см)

15-17 (n=33)

3,9± 1,8*

4,4±1,9*

5,7 ±1,2

4,5± 1,5

5,0 ±1,3

18-20 ( n=25)

8,4±1,3

8,1±1,4

5,2±1,7

5,4±1,8

4,2±1,6

20-21 (n=39)

7,3±1,4

7,2±1,6

6,0±1,2

6,0±1,5

4,8±1,5



Примечания: *- различия в значениях резервов аккомодации в группе детей младшего возраста и детей средней группы достоверны (Р<0,05); n – количество детей в группе.
В 15-17 лет зрительная система отличается функциональной незрелостью и лабильностью, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут приводить к формированию донозологических и патологических состояний. У детей второй возрастной группы функциональные показатели близки по значениям к значени- ям взрослых, однако в этом возрасте еще со- храняется высокая пластичность зрительной системы, поскольку ее окончательное формирование завершается к 15-16 годам [1,3].

В старшей возрастной группе значения Ра несколько ниже, чем в средней группе, а вот Бт и Бтк в этой группе наиболее близки к показателям взрослых (у взрослых людей в норме они располагаются на расстоянии 7-8см от глаз ).

Предварительные исследования показали, что значения функциональных показателей зрительной системы лиц мужского и женского пола достоверно не различаются, поэтому исследование структуры связей в системе приема и первичной обработки информации детей и подростков осуществлялось без учета пола.

В табл. 3 представлены средние значения показателей зрительной системы после зрительного труда с текстовой нагрузкой. Первая нагрузки – текст с параметрами оформления, соответствующими возрастным нормам. Вторая нагрузка – текст с заниженным размером шрифта.

Таблица 3.Значения функциональных показателей зрительной системы детей и подростков после зрительного труда с печатными текстами

Вид нагрузки

Возраст, годы

Показатели

Ра OD (Д)

Ра OS (Д)

Бт OD (см)

Бт OS (см)

Бтк (см)


Первая нагру- зка

15-17

5,3± 1,7*

5,3± 1,8*

5,5 ±1,1

5,3± 1,3

3,8 ±1,1

18-20

9,5±1,3

9,4±1,6

4,9±1,7

4,6±1,6

3,4±1,1

20-21

7,7±1,5

7,9±1,5

5,6±1,2

5,4±1,4

4,3±1,7

Вторая нагрузка

15-17

5,7±1,3* **

5,6±1,2* **

5,2±1,0

5,1±1,0

3,4±1,1

18-20

8,8±1,2

8,7±1,1

6,2±2,1

6,3±2,5

3,9±1,7

20-21

8,3±1,3

8,1±1,2

6,3±1,1

6,2±1,2

4,8±1,5