Файл: Принципы и влияние зрительной нагрузки на анатомо физиологическое состояние организм человека.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечания: * - различия в значениях резервов аккомодации в группе детей младшего возраста и детей средней группы до- стоверны по критерию Манна-Уитни (Р<0,05);
** - различия в значениях резервов аккомодации в младшей и старшей возрастных группах достоверны по крите- рию Манна-Уитни (Р<0,05).
Анализ представленных в табл. 3 данных и сравнение с исходными значениями (табл. 2) позволяет сделать некоторые заключения. Можно отметить, что во всех возрастных группах наблюдается некоторый рост резервов аккомодации и приближение к глазам ближайших точек ясного зрения и конвергенции. Однако статистически достоверные изменения нами выявлены только для Ра. Это обусловлено разнонаправленным изменением показателей у детей и подростков в исследованных группах. Для выявления закономерностей изменения показателей зрительной системы в процессе зрительного труда было проведено исследование частоты встречаемости каждого из трех возможных изменений показателя (рост, снижение, без из- менения) при двух видах зрительной нагрузки (табл. 4).
Таблица 4 Распределение показателей в группы в зависимости от частоты встречаемости характера изменения.
Вид нагрузки | Возраст, годы | Показатель | Характер изменения (%) | ||
Рост | Снижение | Без изменения | |||
Первая | 15-17 (n=33) | Ра | 60±8,5 | 23±7,31 | 17±6,52 |
Бт | 22±7,21 | 65±8,3 | 13±5,93 | ||
Бтк | 25±7,51 | 55±8,7 | 20±7,03 | ||
18-20 (n=25) | Ра | 60±9,8 | 20±8,01 | 20±8,02 | |
Бт | 19±8,01 | 61±9,8 | 20±8,03 | ||
Бтк | 5,0±4,11 | 85±7,1 | 10±6,03 | ||
20-21 (n=39) | Ра | 66±7,6 | 15±5,81 | 19±6,32 | |
Бт | 26±7,01 | 57±7,9 | 17±6,03 | ||
Бтк | 18±6,01 | 60±7,8 | 22±6,63 | ||
Вторая | 15-17 (n=33) | Ра | 55±8,7 | 25±7,81 | 20±7,02 |
Бт | 30±8,0 | 55±8,7 | 15±6,23 | ||
Бтк | 20±7,01 | 60±8,5 | 20±7,03 | ||
18-20 (n=25) | Ра | 45±10,6 | 34±9,5 | 21±8,1 | |
Бт | 31±9,2 | 52±10,0 | 17±7,53 | ||
Бтк | 26±8,81 | 63±9,7 | 11±6,33 | ||
20-21 (n=39) | Ра | 51±8,0 | 35±7,6 | 14±5,62 | |
Бт | 21±8,01 | 66±7,6 | 13±5,53 | ||
Бтк | 37±7,7 | 41±7,9 | 22±6,6 |
Примечания: 1 - различия в частоте встречаемости роста и снижения показателя достоверны (p<0,001);
2 - различия в частоте встречаемости роста показателя и отсутствия изменения достоверны (p<0,001);
3 - различия в частоте встречаемости снижения показателя и отсутствия изменения достоверны (p<0,001); n - объем группы.
Анализируя представленные данные, можно отметить, что после первой нагрузки во всех возрастных группах достоверными изменениями показателей являются рост Ра и уменьшение Бт и Бтк. Такое изменение показателей свидетельствует о формировании состояния сходного с транзиторной миопией. Вторая нагрузка вызвала более разнонаправленные изменения показателей, что можно трактовать как появление не только миопического пути адаптации, но и зрительного утомления, характеризуемого снижением Ра и ростом Бт и Бтк, в достаточно большом проценте случаев.
Таким образом, учет направления изменения показателей позволяет говорить о трех возможных вариантах организации процесса приема и первичной обработки информации. Первый вариант приводит к формированию системы, сходной с миопической; второй – приводит к развитию состояния, сходного со зрительным утомлением; третий – не приводит к изменению показателей и связан с устойчивым функционированием системы. Этот путь характерен для систем со значительными функциональными резервами, в которых зрительная нагрузка за исследованный период времени не вызывает существенных функциональных перестроек. Однако данный путь присутствует, как можно заметить по представленным в табл. 4 данным, только у 20-22% испытуемых. В средней и старшей возрастных группах испытуемых после второй нагрузки достоверных отличий в частоте встречаемости роста и снижения Ра не выявлено.
В исследованиях по изучению влияния текста, реализованного на электронном носителе, приняли участие 39 подростков старшей возрастной группы. Работа испытуемых состояла в отыскании в тексте и выделении заданной буквы с помощью курсора. Работа продолжалась в течение 45 минут, что соответствует стандартному школьному уроку и допустимому времени непрерывной работы с компьютером для данной возрастной группы.
Результаты исследования показателей зрительной системы подростков при восприятии информации с экрана (табл. 5) указывают, что значения показателей достоверно не изменяются. Это связано с тем, что у испытуемых имеются разнонаправленные изменения показателей, что нивелируется при расчете средних.
Таблица 5 Значения показателей зрительной системы подростков в динамики чтения с экрана монитора
Условия регистрации | Показатель | |||||
Pа (Д) | Бт (см) | Бтк (см) | ||||
OD | OS | OD | OS | |||
До работы | 7,1±1,5 | 7,3±1,4 | 6,2±1,1 | 6,4±1,2 | 5,0±1,5 | |
После работы | 7,7±1,5 | 7,9±1,5 | 5,6±1,2 | 5,4±1,4 | 4,3±1,7 |
Так же, как и в случае текстовой нагрузки на бумажном носителе, нами был проведен анализ частоты встречаемости каждого из направлений изменения показателей Ак системы (табл. 6).
Можно отметить, что, в отличие от нагрузки на бумажном носителе, нагрузка на электронном носителе приводит к достоверно большему росту Ра по сравнению со снижением. В более чем 30% случаев Ра после зрительного труда в исследуемой группе не изменяется. По двум другим показателям частота встречаемости роста и снижения показателей сходная. Таким образом, у подростков при работе с электронным носителем нет преобладания одного из состояний системы, а имеются разнонаправленные изменения, характерные для трех возможных вариантов функционирования.
Таблица 6. Распределение показателей в группы в зависимости от частоты встречаемости характера изменения.
Показатель | Характер изменения (%) | ||
Рост | Снижение | Без изменения | |
Ра | 52±8,0 | 16±5,91 | 32±7,5 |
Бт | 48±8,0 | 33±7,5 | 19±6,32 |
Бтк | 44±7,9 | 35±7,4 | 21±6,3 |
Примечания: 1 - различия в частоте встречаемости роста и снижения показателя достоверны (p<0,01);
2 - различия в частоте встречаемости роста показателя и отсутствия изменения достоверны (p<0,01).
Перспективой дальнейших исследований является оценка особенностей структуры связей между показателями зрительной системы в разных возрастных группах детей и подростков при разных видах визуальной нагрузки.
Заключение
На основании полученных в разделе результатов можно сделать следующие выводы:
1. Визуальная нагрузка, реализованная на бумажном носителе, соответствующая по пара- метрам удобочитаемости возрасту испытуемых, во всех возрастных группах детей и подростков вызывает достоверные изменение показателей зрительной системы, сходные с изменениями при транзиторной миопии (рост резервов аккомодации для дали и приближение к глазам ближайших точек ясного зрения и конвергенции).
2. После визуальной нагрузки с заниженными параметрами удобочитаемости выявлено три варианта изменения показателей, что указывает на существование трех вариантов организации процесса приема и первичной обработки информации. Первый вариант приводит к формированию системы, сходной с миопической; второй – приводит к развитию состояния, сходного со зрительным утомлением (снижение резервов аккомодации и удаление от глаз ближайших то- чек ясного зрения и конвергенции); третий – не приводит к достоверному изменению показателей и связан с устойчивым функционированием системы, что характерно для систем со значительными функциональными резервами, в которых зрительная нагрузка за исследованный период времени не вызывает существенных функциональных перестроек.
3. После восприятия визуальной информации с электронного носителя в состоянии зрительной системы подростков отмечены разнонаправленные изменения, характерные для трех возможных вариантов функционирования.
Список использованных источников
1. Арбузова, Е. Н. Теория и методика обучения биологии в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Арбузова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 295 с.
2. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для вузов / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 414 с.
3. Сергеев, И. Ю. Физиология человека и животных в 3 т. Т. 1. Нервная система: анатомия, физиология, нейрофармакология : учебник и практикум для вузов / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 393 с.
4. Ярыгин, В. Н. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования /В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 378 с.