Файл: Принципы и влияние зрительной нагрузки на анатомо физиологическое состояние организм человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечания: * - различия в значениях резервов аккомодации в группе детей младшего возраста и детей средней группы до- стоверны по критерию Манна-Уитни (Р<0,05);

** - различия в значениях резервов аккомодации в младшей и старшей возрастных группах достоверны по крите- рию Манна-Уитни (Р<0,05).

Анализ представленных в табл. 3 данных и сравнение с исходными значениями (табл. 2) позволяет сделать некоторые заключения. Можно отметить, что во всех возрастных группах наблюдается некоторый рост резервов аккомодации и приближение к глазам ближайших точек ясного зрения и конвергенции. Однако статистически достоверные изменения нами выявлены только для Ра. Это обусловлено разнонаправленным изменением показателей у детей и подростков в исследованных группах. Для выявления закономерностей изменения показателей зрительной системы в процессе зрительного труда было проведено исследование частоты встречаемости каждого из трех возможных изменений показателя (рост, снижение, без из- менения) при двух видах зрительной нагрузки (табл. 4).
Таблица 4 Распределение показателей в группы в зависимости от частоты встречаемости характера изменения.

Вид нагрузки

Возраст, годы

Показатель

Характер изменения (%)

Рост

Снижение

Без изменения

Первая

15-17

(n=33)

Ра

60±8,5

23±7,31

17±6,52

Бт

22±7,21

65±8,3

13±5,93

Бтк

25±7,51

55±8,7

20±7,03

18-20 (n=25)

Ра

60±9,8

20±8,01

20±8,02

Бт

19±8,01

61±9,8

20±8,03

Бтк

5,0±4,11

85±7,1

10±6,03

20-21 (n=39)

Ра

66±7,6

15±5,81

19±6,32

Бт

26±7,01

57±7,9

17±6,03

Бтк

18±6,01

60±7,8

22±6,63

Вторая

15-17

(n=33)

Ра

55±8,7

25±7,81

20±7,02

Бт

30±8,0

55±8,7

15±6,23

Бтк

20±7,01

60±8,5

20±7,03

18-20

(n=25)

Ра

45±10,6

34±9,5

21±8,1

Бт

31±9,2

52±10,0

17±7,53

Бтк

26±8,81

63±9,7

11±6,33

20-21

(n=39)

Ра

51±8,0

35±7,6

14±5,62

Бт

21±8,01

66±7,6

13±5,53

Бтк

37±7,7

41±7,9

22±6,6



Примечания: 1 - различия в частоте встречаемости роста и снижения показателя достоверны (p<0,001);

2 - различия в частоте встречаемости роста показателя и отсутствия изменения достоверны (p<0,001);

3 - различия в частоте встречаемости снижения показателя и отсутствия изменения достоверны (p<0,001); n - объем группы.
Анализируя представленные данные, можно отметить, что после первой нагрузки во всех возрастных группах достоверными изменениями показателей являются рост Ра и уменьшение Бт и Бтк. Такое изменение показателей свидетельствует о формировании состояния сходного с транзиторной миопией. Вторая нагрузка вызвала более разнонаправленные изменения показателей, что можно трактовать как появление не только миопического пути адаптации, но и зрительного утомления, характеризуемого снижением Ра и ростом Бт и Бтк, в достаточно большом проценте случаев.

Таким образом, учет направления изменения показателей позволяет говорить о трех возможных вариантах организации процесса приема и первичной обработки информации. Первый вариант приводит к формированию системы, сходной с миопической; второй – приводит к развитию состояния, сходного со зрительным утомлением; третий – не приводит к изменению показателей и связан с устойчивым функционированием системы. Этот путь характерен для систем со значительными функциональными резервами, в которых зрительная нагрузка за исследованный период времени не вызывает существенных функциональных перестроек. Однако данный путь присутствует, как можно заметить по представленным в табл. 4 данным, только у 20-22% испытуемых. В средней и старшей возрастных группах испытуемых после второй нагрузки достоверных отличий в частоте встречаемости роста и снижения Ра не выявлено.

В исследованиях по изучению влияния текста, реализованного на электронном носителе, приняли участие 39 подростков старшей возрастной группы. Работа испытуемых состояла в отыскании в тексте и выделении заданной буквы с помощью курсора. Работа продолжалась в течение 45 минут, что соответствует стандартному школьному уроку и допустимому времени непрерывной работы с компьютером для данной возрастной группы.

Результаты исследования показателей зрительной системы подростков при восприятии информации с экрана (табл. 5) указывают, что значения показателей достоверно не изменяются. Это связано с тем, что у испытуемых имеются разнонаправленные изменения показателей, что нивелируется при расчете средних.


Таблица 5 Значения показателей зрительной системы подростков в динамики чтения с экрана монитора


Условия регистрации

Показатель

Pа (Д)

Бт (см)

Бтк (см)

OD

OS

OD

OS

До работы

7,1±1,5

7,3±1,4

6,2±1,1

6,4±1,2

5,0±1,5

После работы

7,7±1,5

7,9±1,5

5,6±1,2

5,4±1,4

4,3±1,7


Так же, как и в случае текстовой нагрузки на бумажном носителе, нами был проведен анализ частоты встречаемости каждого из направлений изменения показателей Ак системы (табл. 6).

Можно отметить, что, в отличие от нагрузки на бумажном носителе, нагрузка на электронном носителе приводит к достоверно большему росту Ра по сравнению со снижением. В более чем 30% случаев Ра после зрительного труда в исследуемой группе не изменяется. По двум другим показателям частота встречаемости роста и снижения показателей сходная. Таким образом, у подростков при работе с электронным носителем нет преобладания одного из состояний системы, а имеются разнонаправленные изменения, характерные для трех возможных вариантов функционирования.
Таблица 6. Распределение показателей в группы в зависимости от частоты встречаемости характера изменения.

Показатель

Характер изменения (%)

Рост

Снижение

Без изменения

Ра

52±8,0

16±5,91

32±7,5

Бт

48±8,0

33±7,5

19±6,32

Бтк

44±7,9

35±7,4

21±6,3


Примечания: 1 - различия в частоте встречаемости роста и снижения показателя достоверны (p<0,01);

2 - различия в частоте встречаемости роста показателя и отсутствия изменения достоверны (p<0,01).
Перспективой дальнейших исследований является оценка особенностей структуры связей между показателями зрительной системы в разных возрастных группах детей и подростков при разных видах визуальной нагрузки.

Заключение


На основании полученных в разделе результатов можно сделать следующие выводы:

1. Визуальная нагрузка, реализованная на бумажном носителе, соответствующая по пара- метрам удобочитаемости возрасту испытуемых, во всех возрастных группах детей и подростков вызывает достоверные изменение показателей зрительной системы, сходные с изменениями при транзиторной миопии (рост резервов аккомодации для дали и приближение к глазам ближайших точек ясного зрения и конвергенции).

2. После визуальной нагрузки с заниженными параметрами удобочитаемости выявлено три варианта изменения показателей, что указывает на существование трех вариантов организации процесса приема и первичной обработки информации. Первый вариант приводит к формированию системы, сходной с миопической; второй – приводит к развитию состояния, сходного со зрительным утомлением (снижение резервов аккомодации и удаление от глаз ближайших то- чек ясного зрения и конвергенции); третий – не приводит к достоверному изменению показателей и связан с устойчивым функционированием системы, что характерно для систем со значительными функциональными резервами, в которых зрительная нагрузка за исследованный период времени не вызывает существенных функциональных перестроек.

3. После восприятия визуальной информации с электронного носителя в состоянии зрительной системы подростков отмечены разнонаправленные изменения, характерные для трех возможных вариантов функционирования.

Список использованных источников


1. Арбузова, Е. Н. Теория и методика обучения биологии в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Арбузова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 295 с.

2. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для вузов / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 414 с.

3. Сергеев, И. Ю. Физиология человека и животных в 3 т. Т. 1. Нервная система: анатомия, физиология, нейрофармакология : учебник и практикум для вузов / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 393 с.

4. Ярыгин, В. Н. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования /В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 378 с.