Файл: Петербург в истории русской культуры.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Петербург в истории русской культуры

Вопросы


1. О понятиях «культура» и «город»
2. Религиозный и светский типы культуры в русской истории

Что такое культура?


Обыденное понимание
- правила поведения в обществе
- образование, образованность, систему знаний
- мышление и речь, умения, навыки и мастерство, творческую деятельность, технику, предметы быта и т. д.

Что такое культура?


Научное понимание
У греков существовало понятие пайдейа (paideia). «Пайдейа» — это, прежде всего воспитанность и образованность. Воспитанность для эллина - гармония души и тела: в прекрасном теле обретается прекрасная душа.
Марк Порций Катон , трактат «Земледелие» (II в. до). “cultura” (обработка, улучшение, возделывание), обозначив им процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения.

Что такое культура?


Цицерон в своей работе «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э) пишет о философии как о культуре человеческой души
Средневековье отдает в ведение Бога первопричину созидания, возделывание как души и тела, так и всего мира вещей

Что такое культура?


эпоха Возрождения идеал человека - культурное совершенство
Именно в творчестве человек поднимается до богоравности: он, единственный в мире, выступает как демиург (греч. demiurgos “мастер, творец”), он несет в себе созидающее начало, как и Бог, он - творец.

Что такое культура?


Эпоха Просвещения. Разум, занявший главное место в осмыслении мира
Иоганн Гердер культура - это постепенное развитие духовного мира человечества в целом, раскрытие способностей человеческого разума.

Что такое культура?


XX век - противоречия между человеком и обществом, природой и обществом (внутреннее многообразие культуры)
более 500 дефиниций
(лат. definitio “определение”), появившихся к настоящему времени

Некоторые из существующих определений культуры:



комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества (Э. Тайлор);
социальная и духовная направленность, которую мы придаем нашим биологическим потенциям (Х. Ортега-и-Гассет);
сотворенная человеком часть окружающей среды (М. Херсковиц);
религиозная, научная, художественная, техническая, политическая и экономическая деятельность общества в их органическом единстве (Н. Данилевский);

1. О понятиях город и культура


Культура
результат творчества человека в различных сферах его деятельности.
Совокупность всех знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития.

Вывод


Понимание термина “культура” остается по-прежнему неоднозначным в силу многообразия и сложности обозначаемого им явления.

Факторы, определяющие особенности городской среды


1. Географический, природный
2. Социальный статус и основная направленность деятельности его жителей
3. Архитектурный облик
4. Художественная жизнь горожан

Санкт-Петербург


16 (27) мая 1703 – дата основания города
1712 – март 1918 столица
1914 – переименован в Петроград
1924 - переименован в Ленинград
1991 – возвращено историческое название Санкт-Петербург

2. Религиозный и светский типы культуры в русской истории Сравнительный анализ


Религиозный тип культуры


1. синкретизм (неразделенность)
«культура-вера»
Вертикально-направленный тип культуры


Светский тип культуры


1. культура дифференцирована (разделена на части)
культура - и – вера
Горизонтально-направленный тип культуры


Религ.


2. Вся худож. культура - каноническая
Канон. нормы выразились в соборномнадындивидуальном
Искусство иконы
анонимность


Светск.


2. Индивидуальное творчество
Авторство
Светское искусство
Появление нового героя в искусстве («Гистория о российском матросе Василии кориотском»




Религ.


2. Вся худож. культура - каноническая
Канон. нормы выразились в соборномнадындивидуальном
Искусство иконы
анонимность


Светск.


2. Индивидуальное творчество
Авторство
Светское искусство
Появление нового героя в искусстве («Гистория о российском матросе Василии Кориотском»)

Иван Никитин Портрет напольного гетмана. 1720-е годы. ГРМ Холст, масло. 76 X 60 ГРМ


В портрете впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. Свою роль играют все компоненты, формирующие восприятие зрителя: контрасты светотени, теплый, несколько мрачный колорит, сочетающий коричневые, золотые и розовые, пластичная лепка головы, деталей и складок одежды, наконец, общий характер портрета, лишенного каких-либо признаков парадности и представительности.
Черты интимности придают изображению особую психологическую убедительность, и в этом прежде всего заключено новаторство Никитина, предвосхитившего путь дальнейшего развития русского портретного жанра.

И.Н. Никитин. Петр I на смертном ложе. 1725. ГРМ

Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 (?) Холст, масло. 75,5 х 90,5 ГРМ.


Религ.


3. Человек – частичка общества
Единое регламентированное бытие – жизнь человека посвящена Богу


Светск.


3. Человек - индивид

А. П. Рябушкин «Сидение царя Мих. Фед. с боярами»

Домострой 64 главы


О строении духовном (Как веровати)
О строении мирском (Как царя чтити)
Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
Кулинарная группа
Послание и наказание ото отца к сыну
Последняя глава является посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму

А. П. Рябушкин «Семья купца в XVII веке»


“Женщины, сами по себе красивые, белились и румянились до того, что совершенно изменяли выражение своего лица и походили на размалеванных кукол. Кроме того, они размалевывали себе шею и руки белою, красною, голубою, и коричневою красками; окрашивали ресницы и брови и при том самым уродливым образом – чернили светлое, белили черное. Даже те из женщин, которые были хороши собою и сознавали, что они хороши и без разных посторонних прикрас, должны были белиться и румяниться, чтобы не подвергнуться насмешкам. При
Михаиле Федоровиче одна русская боярыня, княгиня Черкасская, красивая собою, не хотела румяниться, так тогдашнее общество издевалось над нею; так силен был обычай; а между тем церковь его не оправдывала, и в 1661 году новгородский митрополит запрещал пускать в церковь набеленных женщин” .


Религ.____4._Малоподвижна__(веками_никаких_существенных_изменений)___Светск.'>Религ.


4. Малоподвижна
(веками никаких существенных изменений)


Светск.


4. Динамична (ускорение темпов развития)


Религ.


5. Культура закрыта, замкнута этноцентризм


Светск.


5. Культура открыта, способна к контактам