Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров (Характеристика исследуемых образцов вареных колбас).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Оценка качественных характеристик образцов продовольственных товаров
2.1 Характеристика исследуемых образцов вареных колбас
2.2 Анализ содержания маркировки образцов продовольственных товаров
2.3 Результаты оценки качественных характеристик и конкурентоспособности образцов вареных колбас
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы произошло насыщение внутреннего рынка страны разнообразными товарами отечественного и зарубежного производства, что привело к спаду напряженности потребительского спроса. В этих условиях резко возросли требования к качеству продукции, правилам гарантийного и послегарантийного обслуживания, безвредности и безопасности продукции для потребителя и окружающей среды, а также внешнему оформлению и соответствию направлению моды потребительских товаров. Только товары, удовлетворяющие требованиям потребителей, могут быть конкурентоспособными на рынке и обеспечить уверенность их изготовителям в успехе своей деятельности.
Кроме того, изготовителям при выпуске продукции необходимо учитывать то обстоятельство, что среди потребителей произошла значительная дифференциация по уровню доходов, а значит, и по уровню потребностей.
Каждый товар должен быть не только качественным, но и иметь точный социальный адрес.
При сложившейся конъюнктуре рынка стратегическим направлением предпринимательской деятельности является повышение качества товара и снижение издержек производство.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что важнейшим признаком процветающей экономики является выпуск высококачественных и конкурентоспособных товаров. Производство товаров низкого качества приводит к безвозвратным потерям сырьевых материалов, которые в настоящее время очень дорогие, а также к неэффективному использованию материальных и трудовых ресурсов.
Тема качества и конкурентоспособности на современном этапе является актуальной, т.к. для любого предприятия, как частного, так и государственного, важное значение имеет прибыль от реализации выпускаемой продукции, а так же спрос на нее. Поэтому подробное изучение таких понятий как конкурентоспособность и качество продукции, а также методы их оценок, помогут предприятиям сделать анализ выпускаемой продукции, определить отклонения в качестве, оценить положение данной продукции на рынке, по отношению к конкурентной продукции.
В переходный период многие предприятия все еще не могут наладить выпуск конкурентоспособной продукции. Основными причинами такого положения являются низкий уровень технической оснащенности предприятий, недостаточная профессиональная подготовка работников, финансовые трудности, связанные с жесткой системой налогообложения и др.
При решении проблемы повышения качества необходимо учитывать структуру, взаимосвязи и факторы, определяющие качество изделия, производства, фирмы и общества в целом.
Проблема повышения конкурентоспособности товаров отражает практически все стороны жизни общества и неизменно находится в центре внимания руководства и деловых кругов всех стран мира. Особое значение придается этой проблеме в индустриально развитых государствах. В США, например, при президенте создан социальный Совет, а Конгрессом принят закон о торговле и конкурентоспособности.
В настоящее время проблема конкурентоспособности стоит намного острее, чем в других странах. Совершенно очевидно, что основной проблемой национальной экономической безопасности нашей страны является уровень конкурентоспособности производимой продукции.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования качества и конкурентоспособности продовольственных товаров, а также исследование качественных характеристик пищевой продукции
Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
– рассмотреть факторы, формирующие качество продуктов питания и влияющие на их конкурентоспособность;
– изучить особенности формирования качества и конкурентоспособности однородной группы продовольственных товаров;
– дать характеристику исследуемых образцов мясной продукции;
– проанализировать содержание маркировки образцов продукции на соответствие требованиям нормативно-технических документов;
– сделать выводы и разработать предложения по результатам проведенного исследования.
Объектом исследования является мясная продукция.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров.
Методы исследования – органолептические, аналитический.
Практическая значимость работы заключается в том, что методические принципы и подходы, предложенные в работе, могут быть использованы для повышения уровня конкурентоспособности предприятия.
Курсовая работа состоит введения из двух глав, разделов, заключения, списка использованной литературы, в работе имеются семь таблиц и пять рисунков. Объем работы составляет 43 страницы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования качества и конкурентоспособности продовольственных товаров.
Во второй главе приводится характеристика образцов мясной продукции, оценка качественных характеристик и конкурентоспособность вареных колбас.
Глава 1. Теоретические основы формирования качества и конкурентоспособности продовольственных товаров
Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность
продуктов питания
Качество является одной из основополагающих характеристик товара, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории «качество». За последние годы появились два новых определения термина «качество». Одно из них относится к качеству продукции (ГОСТ Р ИСО 9000-2001), второе – к качеству товаров (ГОСТ Р 51303-99).
«Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям» (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, п. 3.1.1)[1].
Такое определение термина сужает понятие качества и переводит его в категорию субъективных понятий, так как требования всегда субъективны, т. е. кем-то установлены. Однако качество является и объективной характеристикой, присущей товарам или продукции независимо от наличия установленных или неустановленных требований. Например, новый неизученный природный объект не имеет установленных требований, но имеет качество, которое может быть изучено и только после этого к нему могут быть установлены определенные требования.
Качество товаров по ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» определяется как «совокупность потребительских свойств товаров».
«Требования – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным» (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, п. 3.1.2[2]).
Требования могут устанавливаться в нормативных документах (законах, технических регламентах, стандартах, технических условиях) или в договорах. Кроме того, требования могут предполагаться на основе общепринятой практики организаций, не закрепленной в ее нормативных и/или технических документах (например, требования к более высокому их уровню для товаров, выпускаемых и/или реализуемых организацией, которая ориентируется на сегмент высокодоходных потребителей). Обязательные требования к товарам устанавливаются техническими регламентами либо условиями договоров поставки (или купли-продажи).
Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.
Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, а обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю или потреблением (эксплуатацией) требования регламентируются нормами, установленными техническими регламентами, стандартами и техническими условиями, или определяются с запросами потребителей.
В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обусловливающим качество[3]. Поэтому далее мы рассмотрим эти составляющие элементы качества.
Конкурентоспособность представляет собой комплексную многоаспектную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке.[4]
Существуют различные методики определения конкурентоспособности товара, в данной работе применялась методика, предлагаемая М.Г. Долинской и И.Н. Соловьевым в модификации, позволяющей оценивать конкурентоспособность продовольственных товаров. Кроме того, исходные данные обрабатывались на ЭВМ.[5]
Конкурентоспособность товара реально показывает степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя.
Конкурентоспособность характеризуется тремя группами параметров:
– потребительские параметры: назначения, качества, эргономические, эстетические и др.;
– экономические, т.е. формирующие цену потребления, куда входит цена продажи;
– организационные: условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.[6]
Одним из основных факторов конкурентоспособности является качество продукции.
На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и, в существенной мере соответствует общественным потребностям. Затем выбирается номенклатура показателей и устанавливается их весомость.
Сырье, как основополагающий фактор, формирующий качество продовольственных товаров
Сырье и материалы относятся к одному из основополагающих факторов, формирующих качество и количество товаров. Виды сырья и их соотношение (рецептура) определяются на этапе проектирования и разработки продукции. На этапе производства необходимо лишь четко соблюдать заданные сырьевые параметры[7].
Основное сырье – составная часть сырья, существенно влияющая на формирование товароведных характеристик готовой продукции на стадии производства. Состав и свойства сырья могут подвергаться более или менее значительным изменениям, обусловленным глубиной технологической обработки. В ряде случаев сырье и материалы существенно не изменяются. В то же время при производстве многих пищевых продуктов состав и свойства основного сырья существенно изменяются.
Основное сырье наряду с технологией производства в значительной мере определяет ассортиментную группу готовой продукции.
Вспомогательное сырье – составной элемент сырья, предназначенный для улучшения состава и свойств основного сырья и/или готового продукта[8].
В качестве вспомогательного сырья для пищевых продуктов используют пищевые добавки (красители, консерванты, стабилизаторы цвета, консистенции, эмульгаторы, загустители и т. п.), пряности и приправы (перец, гвоздика, корица, поваренная соль, пищевые кислоты и т. п.), наполнители в виде неосновного продовольственного сырья (например, крахмал, соевый шрот, сухое молоко – в колбасы низших сортов). При изготовлении непродовольственных товаров также применяют добавки и наполнители (например, для парфюмерно- косметических товаров используют красители, ароматизаторы, стабилизаторы консистенции и т. п.)
Сырьем называют природные и искусственные материалы, используемые в промышленности для производства продукции.
Сырье – один из важнейших элементов производства, влияющих на технологию и качество продукции. От обеспечения сырьем и его качества зависит эффективность работы промышленности.
Сырье является предметом труда, претерпевшим известное изменение в процессе его добычи или производства[9].
Сырье как один из главных элементов производственного процесса в значительной мере определяют экономику промышленного производства. Достаточно сказать, что в общих затратах на производство промышленной продукции затраты на сырье и материалы составляют более 70%.
По своему происхождению все виды сырья могут быть разделены на две большие группы: промышленное и сельскохозяйственное сырье.
К промышленному сырью относятся:
а) сырье, полученное непосредственно в добывающей промышленности: руды, топливо, строительные материалы и др.;
б) сырье, полученное в одних отраслях обрабатывающей промышленности (чугун, сталь, прокат, цемент) и идущее в другие отрасли промышленности (машиностроение, сельское хозяйство, строительство).
К сельскохозяйственному сырью относятся:
а) сырье, полученное непосредственно в сельском хозяйстве, - первичные продукты растениеводства – зерно, технические культуры и т.д. и животноводства - молоко, шерсть, кожа и т.д.;
б) сырье, полученное в результате промышленной переработки первичного сельскохозяйственного сырья – мука, текстильное обработанное сырье, обработанная кожа и т.д.[10]