Файл: Особенности жизненного цикла инновационного проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сегодня можно определенно утверждать, что российская экономика выходит на новый этап реформирования, который направлен на развитие цивилизованных рыночных отношений, а что в свою очередь предполагает наличие мощного фундамента и активно развивающегося производственного потенциала. В связи с этим ведущим фактором подъема российской экономики становится научно-технический прогресс. Важность разработки и внедрения инноваций, как в деятельности отдельных предприятий, так и экономики в целом, подчеркивается многими экономистами [4]. Новые идеи, взгляды, продукты, прогрессивные технологии и организационные решения определяют успех предпринимательской деятельности, а также обеспечивают выживание и финансовый подъем и стабильность предприятий и государства в целом.

Изучению цикличности в экономике уделяется большое внимание. Экономические циклы исследовали Н.Д. Кондратьев, У. Джевонс, Х. Кларк, Й.А. Шумпетер, цикл отрасли или компании исследовали Г.Л. Липпитт, У.А. Шмидт, Л.Е. Грейнер, У.Р. Торберт, А. Дж. Тойнби выделял цикл истории.

Исследованиями жизненного цикла с позиции стратегического менеджмента занимались такие авторы, как Г. Л. Липпитт, У. А. Шмидт, М. Скотт, Л. Е. Грейнер, У. Торберт, Д. Кац, Р. Л. Канн, Дж. Р. Кимберли, И. Адизес, Д. Миллер, П. Фризен, Э. Фламхольц, Д. Л. Лестер, Дж. А. Парнелл, Ш. Каррагер, Г. В. Широкова, С. Р. Филонович и др. В каждой модели предлагаются различные методы для классификации этапов (стадий) жизненного цикла компаний, а также приводится описание методов управления, характерных для каждой стадии. Однако авторы не приводят четких количественных критериев разграничения этих стадий. Эти модели носят скорее интуитивный характер и рассмотрены с качественной стороны.

С финансовой точки зрения жизненный цикл рассматривали немногие авторы: Дж. Энтони, К. Рамеш, Дж. Ахарони, Х. Фалк, Н. Йехуда, К.И. Иго, Дж.-П. Каллунки, А. Силвова, В. Дикинсон, Р.П. Хаузер, М. Скот и Р. Брюс и др. В последние годы появились работы российских исследователей, посвященные вопросам финансирования компаний в зависимости от стадии жизненного цикла компании, – это работы И.В. Ивашковской, Д.О. Янгеля, М. В. Куранова и др.

Целью работы является раскрытие темы: Особенности жизненного цикла инновационного проекта.

Задачами работы является раскрытие вопросов:

- Понятие и сущность жизненного цикла организации

- Жизненный цикл в инновационных компаниях

- Краткая характеристика организации


- Особенности жизненного цикла организации предприятия

Объект исследования - Открытое акционерное общество "Щербинский лифтостроительный завод".

Предмет – жизненный цикл инновационной организации.

1. Теоретические аспекты жизненного цикла инновационной организации

1.1 Понятие и сущность жизненного цикла организации

Теория выделения жизненных циклов в деятельности организации давно стала очень популярной и применяется не только в технических сферах науки, но и в гуманитарный, так как сама концепция может подходить любому типу объекта. В целом структура жизненного цикла объекта деятельности выражается в анализе прохождения всех стадий жизни проекта от создания до исчезновения. В данной работе исследовательский интерес лежит в первую очередь в традиционных моделях жизненного цикла организации, среди которых относят модели Грейнера (1972) и Адизеса (1978). Теория Л. Грейнера гласит, что организация в процессе жизни переживает пять стадий, которые делятся на этапы развития, роста и стабилизации. Каждый из этапов в конце терпит революцию, заключающуюся в изменениях в организации деятельности.

Каждому этапу, через который проходит организация характерен отдельный стиль управления, и каждая революция характеризуется соответствующей проблемой. Однако, модель Л. Грейнера характеризует преимущественно стиль управления организацией, а не само состояние деятельности организации. Здесь имеет смысл сделать больший упор на модель Адизеса, так как она подчеркивает связь стратегии деятельности организации и переживаемых ею этапов. Модель И. Адизеса можно считать эволюционной: в ней проводится параллель между развитием организации и развитием организма с биологической точки зрения. Данная модель выделяет 10 этапов, которые характеризуются уникальными показателями структуры организации компании, вектором направления деятельности и соответствующими рисками.

Модель И. Адизеса больше соответствует целям, поставленным исследованием, но ей свойственна усложненная структура характеристик, затрудняющая определение стадии жизненного цикла организации. Следуя из этого, в рамках нашего исследования будет использоваться упрощенная модель, используемая в популярной научной литературе и заключающаяся в этапах создания, роста, зрелости, и упадка относительно показателей дохода и времени.


Модели, представленные выше, основываются на цикличном характере развития, что предполагает возможный возврат на предыдущие стадии или, наоборот, исчезновение организации на любой из существующих в рамках нашей модели стадий в ситуации, если организация окажется не способна решится проблемы, с которыми она столкнется на данном этапе. Каждый из этапов жизненного цикла компании имеет ряд собственных характеристик относительно целей и задач. Так этап зарождения задается целью выйти на рынок, затем, перейдя на этап роста, организация пытается укрепиться в завоеванной рыночной позиции. Пройдя этап роста и перейдя к зрелости, организация питается сохранить все нажитое и работать с этим путем изменений на этапе упадка. На каждом из этапов у организации есть два варианта действий. Первый - приоритет на полностью инновационный характер работы и преодоление таким образом конкуренции за счет введения абсолютных инноваций. Второй - преодоление конкуренции через модернизацию и изменение уже существующих инновационных элементов. Таким образом, два варианта действий можно назвать стратегией наступления и стратегией обороны.

В условиях нестабильности и глобализации экономики необходимо управлять жизненным циклом организации, выявлять риски, оценивать и предотвращать их реализацию. Существует множество концепций жизненных циклов организации, которые имеют свои достоинства и недостатки. Каждая организация ставит перед собой собственные цели и траекторию развития. Сложнее всего управлять жизненным циклом организации, производящую инновационную продукцию. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации на долгосрочный период" № 642 (подготовлен Минобрнауки России 01.12.2016) компании будут стремиться к разработке инновационной продукции [1, с. 16-17]. Не для всех организаций может подходить распространенная модель И. Адизеса. Конкурентные преимущества будут иметь те организации, которые выберут для себя самую подходящую модель жизненного цикла из имеющихся на данный момент. В таблице 1 можно изучить перечень наиболее известных моделей жизненного цикла организаций и их краткая характеристика.

Таблица 1. Существующие модели жизненного цикла организации

Таким образом, существует множество различных моделей жизненного цикла, которые делают акцент на определенном аспекте деятельности организации. Необходимо выбирать наиболее подходящую модель, учетом специфики деятельности организации.


Так, основываясь на последних открытиях в области экономики, мы имеем возможность выделить четкую формулировку жизненного цикла организации. Жизненный цикл организации – это цепочка ступеней развития организации от зарождения до исчезновения с возможностью перехода на предыдущую ступень, характеризующейся деградацией [5]. Следуя из вышесказанного определения, можно сказать, что организация в процессе деятельности старается избежать полного прохождения всей цепочки во избежание ступени исчезновения бизнеса. Эту стадию возможно избегать, если постоянно повышать уровень внутренней организации и степени развитости компании, переходя на новый уровень деятельности.

Однако некоторые компании делают существенную ошибку, когда, анализируя состояние жизнедеятельности своей организации, они не берут в учет стадию ее развития, а полагаются лишь на прикладные значения, оценивающие финансовые показатели. Определенно подобной информации недостаточно для принятия стратегических решений в процессе планирования деятельности организации.

1.2 Жизненный цикл в инновационных компаниях

Как уже было сказано, перед организацией лежит выбор между двумя вариантами стратегии по выходу на рынок: стратегия наступления и стратегия обороны. Относительно выбранной стратегии, перед компанией возникают определенные задачи на различных ступенях жизненного цикла. При наступлении, компания должна использовать принципиально новый продукт, поэтому главная задача - это воплощение новой идеи и создание новой рыночной ниши с полным отсутствием конкурентов. Главной целью на этапе роста будет улучшение используемой инновации относительно запросов потребителя и модернизация организационной системы и маркетинговой стратегии компании. Находясь в стадии зрелости, организация укрепляет рыночную позицию, позволяющую заниматься модернизацией собственно внесенных инноваций в соответствии с возможностью научно-технических трендов. Организации, придерживающиеся подобной наступательной стратегии, позволяют себе долгое время находиться на ступени зрелости, так как создают условия, которые очень сложно воссоздать конкурентам, особенно, если они защищены патентным правом. Как правило, упадок подобные компании терпят, только если условия рынка меняются резко и кардинально, при которых организация не может сохранять свои конкурентные преимущества и терпит вынужденные изменения в своей системе. Этап упадка характеризуется своей кратковременностью, поэтому компании вынуждены быстро работать в направлении реорганизации. В зависимости от успешности преодоления стадии упадка, компания либо переживает коренные изменения и сохраняет свое лицо, либо завершает свою деятельность.


Организации, которые выбирают путь оборонительной стратегии реализации инноваций на стадии создания решают главную задачу по выбору рыночной ниши и оценке своих возможностей по техническим и организационным параметрам. На стадии роста организации, выбравшие такую стратегию, формируют свои преимущества для преодоления конкуренции. То, насколько долгим будет этап зрелости у подобных компания, зависит от наукоемкости отрасти. То есть, чем больше технологий и новшеств сосредоточено в данной отрасти, тем чаще компания будет вынуждена претерпевать изменения, а значит этап зрелости будет тем короче. На этой ступени нововведения в сфере организации и маркетинга компании являются приоритетом, который дает возможность организации сохранять и расширять базу клиентов и поддерживать репутацию. В отличие от организаций, выбравших иной тип стратегии, компании оборонительной стратегии переходят в студию упадка постепенно. Главной причиной такого перехода служит необходимость постоянному соответствию требованиям рынка. Этот этап заставляет организацию пересматривать свои ориентиры и искать новые преимущества относительно конкурентов. Так организация вынуждена покинуть рынок только в случае нежелания постоянных изменений.

На практике можно увидеть как смешанные стратегии инновационного поведения, так и частные и абсолютно уникальные. Некоторые компании решают начать свой путь с модернизированными результатами использования инноваций. Так компании не новаторы, а приемники, которые вовремя уловили зарождающийся технологический тренд. Инновационные стратегии таких компаний очень активны, даже учитывая то, что они не являются абсолютными изобретениями, а лишь заимствованы. Вектор развития таких компаний схож со стратегией наступления, отличающейся лишь первой ступенью. Эти компании выдерживают конкуренцию с собственно новаторами на равных.

Еще один пример уникального случая это компании, которые начинают свою деятельность с целью "покрытия роста естественного спроса", а именно в рамках рыночной ниши, где спрос преобладает над предложением. Стратегия развития таких организаций состоит в подражании стратегии их конкурентов, ведь имея свой поток потребителей, компания не вынуждена работать над собственной модернизацией. Жизненный цикл таких компаний не подлежит классическому анализу, ведь они исключают ступень развития и их существование в принципе зависит от динамики спроса. В результате такие компании либо исчезают с рынка из-за негативных изменений, либо все же в процессе изменений своей деятельности они приближаются к оборонительной стратегии.