Файл: Развитие лидерских качеств руководителя..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Лидерские качества руководителя - непременный атрибут любого дела, которое требует сосредоточенности и уверенности в себе. Без чувства самоуважения и здорового самолюбия невозможно достичь высоких результатов в этой жизни. Формирование лидерских качеств происходит в результате усилий самой личности и влияния окружения на ее характер. Безусловно, сказывается соответствующее воспитание, но в то же время существует мнение, что победителем нужно родиться. Необходимо чувствовать в себе великую мощь созидательной энергии, чтобы иметь возможность организовать большое дело, повести за собою людей. Имеется в виду, что руководителю иногда приходится наставлять на путь истинный тех, кто сбился со своего курса. Нужно уметь мягко, но уверенно направлять человека в нужном ему или целой организации направлении. Тот, кто может взять на себя роль старшего друга, советчика, организатора, заботливого руководителя, выигрывает, как правило, вдвойне.

Это большое заблуждение, считать, что лидер заботится только о самом себе. Хороший руководитель всегда учитывает интересы общественности и максимально настроен на своих подчиненных, то есть на тех людей, с которыми приходится непосредственно работать.

Лидерские качества личности формируются постепенно, начиная с детского возраста, и развиваются на протяжении всей жизни. Настоящий руководитель тем и отличается от мнимого, что уделяет достаточно много времени процессу самообразования и не жалеет средств на вложение в стоящие проекты.

Есть знаменитое утверждение, что на вершине всегда одиноко, и поэтому надо знать, зачем ты туда идешь. И с этим трудно не согласиться. Необходимо точно себе представлять, чего ты хочешь достичь на самом деле, только тогда можно правильно организовать людей, распределить нагрузку, помочь тем, кто в данный момент находится рядом.

Лидерские качества руководителя служат остальным людям (тем, кто с ним непосредственно контактирует) своеобразным ориентиром в том, как нужно вести себя и поступать в разных ситуациях. На хорошего специалиста своего дела всегда смотрят и обращают внимание. Он сам своей энергией заряжает позитивом вокруг все.

Подлинный руководитель обязательно должен являться экспертом, а это уже подразумевает некоторое отличие от массы. Мировоззрение лидера коренным образом отличается от взглядов большинства: он не жалуется на временные неудачи, а смело смотрит вперед, выстраивая грандиозные планы. Только руководитель способен видеть перспективу там, где ее не обнаружит никто другой. Он не боится отличаться даже тогда, когда поступает необычным образом. Как правило, хорошие организаторы заражают остальных своей кипучей энергией, льющейся через край.


Лидерские качества позволяют выходить из сложных ситуаций и не повторять совершенных ошибок. В жизни иногда происходят события, которые могут нас сильно расстроить. Позиция лидера весьма устойчива, несмотря на сильные раздражители. Он не меняет своего решения, не демонстрирует на показ свои слобости. Подходя к сложному решению, берет на себя ответственность за последствия. К такому человеку люди тянутся сами. Все дело в том, что каждому хочется идти за достойной личностью, и выбор всегда окажется на стороне серьезного представителя. Иногда сложно сохранять бодрость духа и хорошее настроение, когда дела идут не очень хорошо. Большинство людей в подобных ситуациях тут же опускают руки, сдаются и не хотят больше предпринимать никаких новых попыток. Истинный руководитель всегда действует мудро и рассудительно. Он не позволяет себе проявлять слабость, всегда нацелен на общий результат. Это может показаться странным и вызывать некоторое недоверие, но истинный лидер никогда не думает только о себе. Тот, кто принял на себя ответственность, стремится обеспечить подчиненных чувством уверенности в завтрашнем дне и в правильности выбранного руководителем пути. Тем самым лидер заслуживает уважение подчиненных.

Лидерские качества обязательно подразумевают следование своему внутреннему голосу и учет пожеланий окружающих. Эгоистичному человеку не удастся стать всеми уважаемым. Прирожденный лидер умеет признавать собственные ошибки и не стремится идеализировать других людей. Он свободен от каких-либо иллюзий, так как строит отношения с подчиненными на основе истинного доверия. Быть лояльным для лидера - не значит прибегать к излишней демократии и способствовать попустительству. Терпение выражается в способности и стремлении лучше понять окружающих людей, истинные мотивы их поступков. Заботливый руководитель всегда находится в курсе того, чем живут его подчиненные, что их в действительности радует и огорчает. В решении конфликтных ситуаций лидер опирается как на свой опыт, так и на знания, полученные из жизни. Чтение книг, самообразование имеют для него большую ценность как неиссякаемый источник пополнения знаний и опыта.

Воспитание лидера - задача нелегкая. Этим желательно заниматься с самого раннего возраста. Однако нельзя ломать из-за этого психику ребенка. Если вы видите, что по характеру он не лидер, лидерство чуждо ему, не настаивайте на своем желании воспитать из него лидера. Но как быть взрослым людям, которые решили стать духовно сильнее, поверить в собственный успех? Сдаваться точно не стоит. А начинать нужно с малого: тренировать волю, силу характера. Для этого можно намеренно попадать в ситуации, в которых следует проявить твердость характера, выдержку, настойчивость. Уметь брать ответственность на себя.


Основной раздел

  1. Лидерство и его классификация

Лидером мы привыкли называть человека, который в какой-то деятельности и сфере успешен больше, чем все остальные. Порой лидером мы называет того, кто может вести за собой какое-нибудь количество людей. В переводе с английского языка «leader» означает «ведущий за собой».

Профессиональный лидер живет в присутствии постоянных требований. Общество постоянно ждет, что лидер будет пользоваться личностными лидерскими качествами. Именно лидерские качества дают возможность личности работать в коллективе, решать разного рода задачи и являются первостепенными, очень важными психологическими качествами и навыками.

Лидерство - это понятие очень сложное и неповторимое. В этом явлении много особенностей, и поэтому много разных классификаций, и типологий.

Так, учеными выделяется формальное и неформальное лидерство. Разница между этими видами в том, как человек воздействует на подчиненных. Например, он просто является начальником, то есть у него есть должность. Или благодаря только своим умениям, способностям, личным качествам. Директора могут слушаться только потому, что он обладает властью и может сделать выговор или уволить, а красивую девочку в классе потому, что она смогла смело разговаривать с учителем и всегда следит за своим внешним видом и популярна среди одноклассников. Оптимальное сочетание, если лидер имеет и формальную и неофициальную власть.

Человек становится лидером, если перед определенной массой людей показал, что обладает ценными навыками для организации или группы, доказал свой профессионализм и компетентность. Но любую группу людей или компанию нужно рассматривать с двух сторон: как формальную и неформальную организацию.

Таким образом возникает два разреза отношений - формальные (должностные, функциональные) и неформальные (психологические, эмоциональные). Получается, что руководство -- явление социальное, которое существует в разрезе официальных (формальных) отношений, а лидерство -явление психологическое и появляется спонтанно в среде неофициальных (неформальных) отношений. Статус лидера может переходить от человека к человеку, а роль руководителя прописана в должностной инструкции, всем понятна и обозначена социальными нормами.


Большинство руководителей являются лидерами, но лидером в группе может быть и рядовой ее участник, то есть не наделенный официальными полномочиями, потому что само по себе лидерство может появиться в официальных и неофициальных отношениях. Например, в классе лидером может быть любой активный и популярный ученик, и необязательно это будет староста. Но все же между руководством и лидерством есть много общего.

1). Оба феномена позволяют управлять группой и строить отношения в ней только в системе разных по источнику отношениях.

2). С помощью и лидерства, и руководства можно влиять на разные процессы в коллективе или общности людей. Но руководство использует официальные формы воздействия и пути, а лидерство -- неофициальные.

3). В обоих явлениях есть иерархия и субординация, только границы обозначены с разной интенсивностью. В руководстве все четко, как в любом официальном явлении, а в лидерстве имеет размытые и слабо выраженные очертания и положение на ней людей может меняться.

Лидер может стать руководителем, и наоборот, - из руководителя вырастает лидер. Если в организации лидер и руководитель - это два разных человека, то они могут неосознанно пытаться поделить власть. Тогда их отношения не всегда исходят из интересов компании и часто враждебны, поэтому очень важно, чтобы официальный руководитель был и неформальным лидером группы, что с большой долей вероятности повысит производительность труда его соратников и членов группы и всей компании в целом.

2.Типология лидерства

Б. Д. Прыгин предложил типологию лидерства, в основе которой лежат 3 разных критерия: стиль, содержание, характер деятельности. Типология лидерства по стилю:

Демократический стиль присущ лидеру, который не держит всю власть в своих руках, регулярно спрашивает мнения по разным вопросам у своих подчиненных, выслушивает аргументы и советы, рад их инициативе. Он наиболее распространен в современных организациях и группах.

Руководитель авторитарного стиля не признает ничьего мнения, кроме своего, ни с кем из коллектива не советуется, держит коллектив в ежовых рукавицах дисциплины и субординации. Такой стиль руководства был особенно распространен в прошлые века, хотя во многих государствах и организациях может встречаться и сегодня.

Третий стиль – либеральный. Пассивный лидер-либерал не требует ничего от группы, ни в коем случае не конфликтует и утверждает практически все предложения. Об организации людей речь не идет в силу большой разобщенности сотрудников. Лидер-либерал не выполняет функции настоящего лидера.


Человек становится лидером, когда перед определенной массой людей показал, что обладает ценными навыками для организации или группы, доказал свой профессионализм и компетентность. Но любую группу людей или компанию нужно рассматривать с двух сторон: как формальную и неформальную организацию.

Таким образом возникает два разреза отношений - формальные (должностные, функциональные) и неформальные (психологические, эмоциональные).

Получается, что руководство -- явление социальное, которое существует в разрезе официальных (формальных) отношений, а лидерство - явление психологическое и появляется спонтанно в среде неофициальных (неформальных) отношений. Статус лидера может переходить от человека к человеку, а роль руководителя прописана в должностной инструкции, всем понятна и обозначена социальными нормами.

Большинство руководителей являются лидерами, но лидером в группе может быть и рядовой ее участник, то есть не наделенный официальными полномочиями, потому что само по себе лидерство может появиться в официальных и неофициальных отношениях. Например, в классе лидером может быть любой активный и популярный ученик, и необязательно это будет староста. Но все же между ними есть много общего.

1) Оба феномена позволяют управлять группой и строить отношения в ней только в системе разных по источнику отношениях.

2) С помощью и лидерства, и руководства, можно влиять на разные процессы в коллективе или общности людей. Но руководство использует официальные формы воздействия и пути, а лидерство -- неофициальные.

3) В обоих явлениях есть иерархия и субординация, только границы обозначены с разной интенсивностью. В руководстве все четко как в любом официальном явлении, а лидерстве имеет размытые и слабо выраженные очертания и положение на ней людей может меняться.

Лидер может стать руководителем, и наоборот, - из руководителя вырастает лидер. Если в организации лидер и руководитель это два разных человека, то они могут неосознанно пытаться поделить власть. Тогда их отношения не всегда исходит из интересов компании и часто враждебны, поэтому очень важно, чтобы официальный руководитель был и неформальным лидером группы, что с большой долей вероятности повысит производительность труда его соратников и членов группы и свей компании в целом.

.

По характеру деятельности выделены универсальный и ситуативный типы. Универсальный лидер все время проявляет лидерские качества, а ситуативный - только в определенное время и при определенных условиях.