Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Целью курсовой работы является исследование изучение роли групповых норм в управлении персоналом.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы групповых норм.
2) рассмотреть направления развития групповых норм.
3) изучить основную роль групповых норм в управлении персоналом.
4) внедрение корпоративной культуры в организацию
- предлагаемые методы корпоративной культуры
Понятие «групповые нормы» занимает одно из центральных мест во многих разделах управления.
Что понимается под "групповые нормы" и почему это понятие занимает столь значительное место в системе управления?
Выбранная тема курсовой работы представляется мне вполне актуальной, так как изучение групповых норм, влияющих на управление персонала очень важны для организации.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРУППОВЫХ НОРМ В ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
1 Понятие групповых норм организации
Группы играют все большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение – важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин, рассматриваемых классическими теориями группообразования. Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др.
Нормы — исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида и группы необходимым условием их включения в определенное социальное целое. Именно в нормах фиксируются критерии функционирования группы как целостного образования.
Нормы регулируют отношения между людьми. Большинство норм настолько прочно вошло в жизнь, что люди не осознают их до тех пор, пока не обнаружится их нарушение или непонимание.
Нормы позволяют индивиду оценивать свои и чужие поступки, ситуацию, партнеров по общению, соотносить оцениваемые явления с эталонами, отбирать, отсеивать, формировать, направлять и регулировать деятельность и общение. В более узком смысле групповые нормы— это правила, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.
Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию не только но отношению к поведению, но и по отношению к групповой деятельности.
Групповые нормы — это элементы групповой культуры, правила должного с точки зрения группы поведения для каждого статусного уровня, а зачастую и для каждого члена группы. Группа ожидает надлежащего выполнения установленных ею норм и правил поведения и при ненадлежащем поведении применяет санкции, направленные на корректировку (поощрение и наказание).
Все группы имеют установленные, но чаще всего неписаные нормы поведения, т.е. допустимые стандарты поведения, принимаемые всеми членами группы. Например, в нормально функционирующей группе крайне редко можно столкнуться с прилюдной критикой руководителя. И дело здесь не в трусости подчиненных или опасении мести со стороны начальника. Просто так поступать не принято.
Нормы диктуют, что членам следует и не следует делать при определенных обстоятельствах. С позиции личности они определяют, что от нее требуется в конкретной ситуации. Когда нормы принимаются группой, они начинают действовать в качестве средств влияния на поведение членов группы с минимумом внешнего контроля. Нормы различаются в разных группах, объединениях и сообществах, но являются их неотъемлемой частью.
Официальные нормы написаны в руководствах организации и определяют правила и процедуры, которым должны следовать сотрудники. Забегая вперед, нужно сказать, что главенство норм в организациях не соответствует правилам. Человеку ведь не нужен кто-то, чтобы указал, что длительная болтовня по телефону или компьютерные игры в рабочее время неуместное поведение. Все также знают, что беседуя в ходе интервью перед приемом на работу о причинах неудовлетворенности предыдущим местом, не следует упоминать о некоторых вещах, например трудностях в общении с коллегами или начальником, в то время как вполне уместно рассказать о других вещах, например, о сложностях в продвижении на службе или работе, не способствующей росту профессионального мастерства[1].
Нормы группы напрямую связаны с ее ценностями, поскольку любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
Принятие или отвержение групповых норм и правил характеризует взаимоотношения индивида с группой. Более точно эти взаимоотношения можно понять, если определить, какие нормы группы индивид принимает, какие отвергает и почему он так поступает. Особенно важно это в ситуациях, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества. Актуален также вопрос границ принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и "личностные" нормы.
Групповые нормы – определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Группа может воздействовать на своих членов в форме поощрения или закрепления желаемых форм поведения. Группа поощряет тех членов, которые соблюдают принятые в ней нормы и правила: повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. При необходимости воспитательного влияния на членов группы, не выполняющих групповые нормы и правила, группа использует такие психологические методы воздействия, как бойкот, снижение интенсивности общения с "провинившимся", понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей
1.2. Классы групповых норм
Нормы, устанавливающие порядок работы в группе, подобно почеркам, являются уникальными. Все же исследователям удалось выделить некоторые общие классы норм, существующих в большинстве рабочих групп. Это нормы выполнения работы, нормы внешнего вида, нормы социальной организации и нормы распределения ресурсов.
Нормы выполнения работы — это, пожалуй, самый общий класс норм. Членам рабочих групп обычно даются категорические указания на то, как усердно им работать, добиваться выполнения задания, каким должен быть уровень производительности, допустимое количество опозданий и т.п. Эти нормы чрезвычайно сильно воздействуют на работу каждого сотрудника: они способны коренным образом менять планы работы и отношение к выполнению задания.
Вторая категория включает нормы внешнего вида и поведения.
В ней содержатся такие моменты, как соответствие требованием в одежде, негласные "предписания" как демонстрировать преданность организации, когда выглядеть занятым и когда можно расслабиться и продемонстрировать это. В некоторых организациях имеются формальные требования к одежде. Но даже если таковые отсутствуют, нормы часто сами диктуют вид одежды, надлежащий для работы. Демонстрация преданности важна во многих рабочих группах и организациях. Например, во многих организациях, особенно среди специалистов и административных чинов, не одобряется открытый поиск другой работы, или существуют определенные ритуалы выражения преданности организации, например, возгласы восторга и удовлетворения по поводу возросших показателей ежемесячных продаж.
Другая категория затрагивает нормы социальной организации. Они берут начало от неформальных рабочих групп и в основном регулируют социальное взаимодействие внутри группы. Нормы влияют на то, с кем члены группы обедают, дружат на работе и вне ее, вступают в общественное взаимодействие. Также они могут допускать (а чаще запрещать) "служебные романы".
Последняя категория имеет дело с нормами распределения ресурсов. Эти нормы могут возникать в самой группе или организации и касаться таких вещей, как зарплата, надбавки за повышенную трудность работы, летнее время предоставления отпусков, распределение новых инструментов и оборудования, предоставление более удобных мест для работы и т.п. Часто "по традиции" (т.е. в соответствии с групповыми нормами) преимущества получают, например, работники с большим стажем работы или женщины, имеющие маленьких детей, или наиболее квалифицированные специалисты и т.п.[2]
1.3 Основные направления развития групповых норм
Как развиваются нормы? Почему они существуют в реальной жизни? Как правило, нормы развиваются постепенно, по мере того, как члены группы понимают, какое поведение способствует эффективному функционированию группы. Конечно, кризисные события в группе могут ненадолго прервать этот процесс, однако даже если кризис внесет существенные изменения в состав и работу группы, процесс формирования норм продолжится.
Американский исследователь Роббинс отмечает, что большинство норм развивается в одном или нескольких следующих четырех направлениях.
1. Категорические утверждения, высказанные каким-то членом группы — чаще начальником или влиятельным членом. Лидер группы имеет право, к примеру, запретить личные звонки во время работы или установить не более чем десятиминутные перерывы для кофе.
2. Кризисные события в истории группы. Они устанавливают важные прецеденты. Посторонний, стоявший слишком близко к работающей в цехе машине, был ранен и, во избежание повторения подобных случаев, члены рабочей группы напоминают новому оператору о необходимости следить за тем, чтобы никто, кроме него, не подходил к машине близко.
3. Первенство. Самая первая модель поведения, возникшая в группе, часто формирует групповые представления в будущем. Дружные группы студентов часто бронируют места друг возле друга в первый день учебы и недовольны, когда новичок занимает "их" место в ходе последующих занятий.
4. Модели поведения, заимствованные из ситуаций в прошлом. Члены группы привносят свои представления из других групп, членами которых они когда-то являлись. Это объясняет, почему рабочие группы предпочитают набирать новых сотрудников из числа тех, которые работали в подобных условиях и имеют схожий опыт. Это увеличивает вероятность того, что привносимые новичками представления совпадают с представлениями, уже усвоенными группой.[3]
Но группы не устанавливают и не проводят в жизнь нормы для каждой возможной ситуации. Нормы, проводимые группой в жизнь, должны быть важными для группы. Что же делает норму важной? Роббинс следующим образом отвечает на этот вопрос. Норма важна, если она:
Способствует дальнейшему существованию группы. Группам не нравится терпеть неудачи, поэтому они стараются проводить в жизнь нормы, увеличивающие их шансы на успех. Это означает, что они попытаются защититься от вмешательства со стороны других групп или индивидов.
Повышает возможность предсказания поведения членов группы. Нормы, увеличивающие предсказуемость, дают возможность членам группы предвидеть действия друг друга и подготовить подходящие ответные действия.
Уменьшает количество межличностных проблем у членов группы. Нормы становятся важными, когда они обеспечивают удовлетворение сотрудников и предотвращают межличностный дискомфорт.
Позволяет работникам выражать главные ценности группы, проливает свет на то, что характеризует идентичность группы. Такие нормы укрепляют и поддерживают целостность группы.[4]
1.4 Формирование групповых норм
Обычно нормы формируются по мере того, как члены группы приходят к пониманию поведения, необходимого для успеха группы. Конечно, какие-либо чрезвычайные события могут ускорить этот процесс и привести к форсированному образованию новых норм.
В той или иной мере формирование большинства норм определяется следующими событиями или факторами:
1. Открытыми заявлениями, сделанными членами группы (обычно лидером или человеком, выразившим преобладающее мнение). Так. один из членов группы может предложить ввести новое правило, согласно которому никто из членов группы не может пользовался служебным телефоном по личным вопросам.
2. Критическими событиями в истории группы. Так, несчастный случай с работником, получивший тяжелую травму на рабочем месте, может создать прецедент для формирования групповой нормы, в соответствии с которой работники предупреждают и подсказывают друг другу, как избежать возможной опасности.