Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты выставочно-ярмарочной деятельности
1.2 Процесс организации ярмарок и выставок
1.3 Выставочно-ярмарочная деятельность в условиях пандемии
Глава 2. Анализ выставочно-ярмарочной деятельности на примерах предприятий.
2.1 Краткая характеристика ЦВК "Экспоцентр"
2.2 Организационно-экономическая характеристика предприятия АО "Экспоцентр"
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «коммерция» пришло из латинского языка, что буквально переводится как «торговля». Коммерческая деятельность считается одним из самых древних видов деятельности человека. Она возникла в результате разделения труда и изначально проявлялась в примитивных формах натурального обмена. В дальнейшем улучшались способы производства и становились более сложными формы коммерческой деятельности.
На сегодняшний день коммерческая деятельность является неотъемлемой частью жизнедеятельности каждого предприятия. Коммерческая деятельность – это комплекс процессов, которые включают в себя операции по совершенствованию купли и продажи товаров и услуг, а также удовлетворение потребностей покупателей. Вместе с тем, цель коммерческой деятельности – развивать товарный рынок, получить максимальную прибыль и снизить уровень издержек. В процессе коммерческой деятельности проводят анализы потребностей рынка, уровня производства и потребления, образование новых рынков и развитие действующих.
Одним из методов продвижения товара на рынок сбыта является организация выставок и ярмарок.
Ярмарка – повторяющаяся из года в год распродажа товаров, на которой эпизодически бывают сдерживания на определённые изделия, тематику или сезон. Ярмарки зарождались как мероприятия рыночного типа, главной задачей которых был сбыт. В отличие от них выставки появились как способ общественной демонстрации каких-либо достижений человечества, изначально они носили лишь образовательный характер, но со временем приобрели ярко выраженное коммерческое направление. Выставка - публичное демонстрирование достижений в сфере искусства, культуры и других областях общественной жизни.
В эпоху средневековья ярмарки являлись одним из важных событий в народе. Не только из-за того, что на них распродавались всевозможные товары, а потому, что торговцы прибывали из разных городов и останавливались в городе на длительное время. Люди обменивались вестями из дальних регионов. На ярмарках часто бывали музыканты, гадалки, таким образом, ярмарка являлась также и развлекательной точкой для публики. С продвижением рынка ярмарки из точки оптовой торговли перешли в выставки образцов.
Главной ярмаркой России в XIX веке стала Нижегородская – самая крупная ярмарка. Кроме русских купцов, туда приезжали купцы из Европы, Армении. Для оборудования торговой артели начали крупное строительство. Главное здание возвёл Августин Бетанкур – автор Московского манежа. Ярмарочный дом содержал в себе 60 корпусов, которые вмещали в себя более двух тысяч лавок. В центре располагалась площадь, на которой были не только лавки и магазины, там также находились аптеки, театры, банк, харчевни, кузницы.
9 марта 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет принял постановление об организации Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Начали строительство в декабре. Начали строить павильоны и жилые дома для тех, кто примет участие в выставке. Всего было построено 255 зданий. Эта выставка была открыта 19 августа 1923 года, так же она стала предшественницей ВДНХ. На открытии собралось более десяти тысяч человек. На выставке были представлены первые тракторы и другая техника для сельского хозяйства. Так же была представлена рыбная, охотничья продукция, шерстяные изделия, горный скот, фрукты и вина. Выставка проходила на протяжении двух месяцев. Закрыта она была 21 октября.
В 1991 году централизованная советская выставочная система разрушилась, и после кризиса в 1990-1991 годах в истории выставочно-ярмарочной деятельности в России настал новый этап – развитие в условиях рыночных отношений.
В данный момент выставочно-ярмарочная деятельность является частью коммуникационной политики фирмы и играет значимую роль в развитии имиджа организации и её продукции в глазах общества. Проведение ярмарок или выставок позволяет преумножить размер целевой аудитории, добиться целей в области коммуникаций. Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что реализация и продвижение продукции через выставочно-ярмарочную деятельность особенно актуальна для новейших разработок в технологически сложных отраслях. Выставки и ярмарки позволяют компаниям производителям объяснить потребителю все преимущества её приобретения, функциональности и специфики использования.
Ярмарки являются незаменимым помощником любого предпринимателя.
Глава 1. Теоретические аспекты выставочно-ярмарочной деятельности
1.1 Типы и функции выставок
На данный момент участие в выставках является особенной составляющей успеха фирмы. Выставки принято классифицировать по территориальному и отраслевому типам.
Классификация выставок по территориальному признаку:
- Международные – с участием представителей из различных стран. Участвуя в работе международной ярмарки или выставки, каждая фирма хочет использовать проводимые там мероприятия для обеспечения эффективной предпринимательской деятельности. Как пример можно рассмотреть Всемирную выставку, которая проводилась в Париже с 15 апреля по 12 ноября 1990 года. Эту выставку посетило 48130300 человек, принимало участие 35 стран. Символом этой выставки стала встреча XX века. На выставке были представлены озвученные фильмы, эскалаторы, дизельный двигатель, панорамные картины.
- Межрегиональные – с участием представителей из разных регионов внутри одной страны. Межрегиональные ярмарки и выставки предлагают потребителю продукты и услуги, производимые несколькими регионами. Одним из примеров межрегиональной выставки является межрегиональная выставка «Неделя моды». Эта выставка проводится в городе Белгород два раза в год в апреле и октябре в ВЯК «БелЭкспоцентр». Основными тематическими разделами выставки являются: обувь, головные уборы, изделия из меха и кожи, одежда для взрослых и детей, аксессуары к одежде. В выставке принимают участие более 250 предприятий из трёх десятков регионов России и пяти областей Беларуси.
- Региональные – с участием представителей из разных городов и поселений одного региона. Региональные ярмарки и выставки демонстрируют продукты и услуги преимущественно производителей данного региона. В этом году с 22 по 24 декабря в городе Киров будет проводиться региональная выставка «Новогодний калейдоскоп 2020». На ней будут представлены ёлочные украшения, игрушки, Новогодние и Рождественские подарки, посуда, изделия из натуральных камней, различные продукты питания.
Классификация выставок по отраслевому признаку:
- Специализированные. Такие выставки специализируются в отношении представленных на них товарах, идеях или услугах и ориентированы на определённые сегменты покупателей и потребителей.
- Универсальные. Универсальными являются выставки, тематика которых затрагивает несколько отраслей экономики.
Функции выставки:
- Продвижение, запуск новых продуктов. Выставки и ярмарки дают возможность привлечь новых клиентов, осуществить контакт с потенциальными клиентами, поддерживать интерес имеющихся клиентов, получить полезную информацию, ввести на рынок новинки.
- Оценка рынка, сбор информации. Выставки и ярмарки являются наиболее экономичным способом узнать о потребностях клиентов, узнать мнение об имеющемся ассортименте, изучить рынок и конкурентов, найти новых партнёров и сотрудников.
Таким образом, функции выставочно-ярмарочной деятельности позволяют получить нужную информацию, представить достижения и разработки, расположить на одной площадке спрос и предложение. Все задачи достигаются с помощью живого общения с клиентами, партнёрами и конкурентами по бизнесу.
1.2 Процесс организации ярмарок и выставок
Так как конкуренция на рынке огромная, организация выставочно-ярмарочной деятельности играет большую роль для любого предприятия. Участие в такого рода мероприятиях является одним из основных способов для более эффективного достижения маркетинговых задач и раскрутки предприятия.
Для того чтобы участвовать в выставке организации необходимо рассмотреть ряд факторов, влияющих на продуктивность мероприятия и принять управленческие решения.
Эти факторы включают в себя:
- Место и время проведения выставки;
- Рейтинг и актуальность выставки для целевой аудитории;
- Какова целевая аудитория выставки и уровень её деловой активности;
- Какие условия для участия в выставке.
Все эти факторы следует учесть при составлении плана организации выставки или ярмарки. Также необходимо подготовить рекламные материалы: буклеты, листовки, каталоги, опросники, сувениры. Нужно распланировать транспортировку грузов на выставку и с выставки.
После этого проводятся работы по подбору персонала, материалов, проектированию стендов и дизайну. На основе представленных макетов изготавливаются стенды.
Стенд – это единый комплекс площади, которую организатор выставки или ярмарки предоставляет в аренду. По стенду сразу должны быть понятны цели участия экспоната в выставке. Он должен отображать имидж предприятия.
Стенды выполняют функции:
- обеспечение демонстрации товаров и услуг организации;
- привлечение внимания посетителей;
- носитель фирменного стиля предприятия.
Неудачное расположение стенда может разрушить все усилия, которые предприятие вложило для участия в выставке или ярмарке.
Более выгодное размещение стендов:
- справа или напротив главного входа;
- на центральных внутренних проходах;
- в углах;
- вблизи помещений, которые отведены для проведения различных мероприятий.
Выставочные стенды бывают разных типов и видов.
Виды стендов:
- Стандартный. Это готовая, оборудованная стандартным набором технического оснащения, площадь. Получить видимый маркетинговый результат от участия в выставке со стандартным выставочным стендом достаточно сложно, потому что стандартные стенды лишены яркости.
- Эксклюзивный. Такие стенды построены по уникальному дизайнерскому проекту. Над созданием таких стендов работает целая команда специалистов. Эксклюзивные стенды используются всего один раз. После выставки стенд утилизируют.
- Мобильный. Пользуются популярностью за счёт доступной цены, простоты в сборке и удобством в транспортировке.
Типы выставочных стендов:
- Линейный. Такой вариант устанавливается вдоль ряда стендов, открытой просмотра остаётся только одна сторона.
- Угловой. Этот стенд размещается на перекрёстке проходов, таким образом остаются открытыми две стороны.
- Полуостровной. Это две объединённые угловые площадки. При таком расположении открытыми остаются три стороны.
- Островной. У такого стенда открыты все стороны.
На рисунке ниже изображена обычная структура затрат фирмы на участие в выставке или ярмарке.
Во время проведения выставки крайне важно фиксировать все возможные контакты и проявлять интерес к любому потенциальному клиенту. Более удобный для этого способ это использование специальной анкеты. Самой важной информацией, которая находится в этой анкете является: имя, фамилия, телефон, адрес, сфера деятельности, организация. Так же в анкете можно написать свои пожелания и на сколько заинтересовала данная выставка.
После окончания выставки проводится подведение итогов с анализом положительных и отрицательных моментов. Проводится анализ, в котором рассматривается сколько всего посетителей было на ярмарке, сколько посетителей было на стенде, сколько заполнено анкет. Выполняется оценка участия, на которой анализируются поставленные цели и на сколько они были выполнены.
1.3 Выставочно-ярмарочная деятельность в условиях пандемии
Выставочно-ярмарочная деятельность, напрямую связанная с взаимодействиями с людьми, столкнувшись с COVID-19 оказалась одной из самых уязвимых и пострадавших отраслей. Закрытие границ, запрет на проведение массовых мероприятий очень пагубно сказалось на выставочно-ярмарочной деятельности.
Индустрия выставок оказалась на грани разорения. Во всём мире было отменено более двух тысяч мероприятий.
По предварительным оценкам, ситуация с COVID-19 может привести к отмене большого количества выставок. Это может нанести огромный ущерб выставочно-ярмарочной деятельности и привести к закрытию многих компаний.
Находясь в условиях ограничений на проведение мероприятий, сильно возросла роль цифровых инструментов. Такая обстановка подталкивает на развитие различных онлайн платформ. Достаточно большое количество компаний уже используют ИТ-инфраструктуру. Так как для таких мероприятий очень важно личное общение, онлайн форматы не смогут полноценно заменить их.