Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 2
Уже в 1934 году на сельских фермах и на улицах крупных городов появились грузовые автомобили Ford, оснащённые полностью доработанным двигателем.
В 30-40-е годы знаменитая марка завоевывает популярность не только в Америке, но и по всему миру. В этот период Ford имеет огромную сеть заводов и магазинов по всей Америке, открывает филиалы в Европе и России. Тысячи автомобилей находят своих хозяев по всему миру. Марка становится подлинно народной. В сентябре 1945 года Генри Форд передал полномочия своему старшему внуку - Генри Форду II.
Генри Форд умер в возрасте 83 лет у себя дома в Дирборне 7 апреля 1947 года. Таким образом, завершилась целая эпоха в истории компании Ford Motor, которая, несмотря на кончину своего основателя, продолжала активно развиваться.
Но внук достойно продолжает дело своего деда. 8 июня 1948 года новая модель Ford 1949 года была торжественно представлена на выставке в Нью-Йорке. Основные её особенности - гладкие боковые панели, независимая передняя подвеска и открывающиеся задние боковые стёкла.
Интеграция кузова и крыльев явилась новинкой, установившей стандарт автомобильного дизайна. В 1949 году Ford продал около миллиона таких автомобилей, достигнув самого высокого объёма продаж за период с 1929 года.
С огромной скоростью растут и прибыли компании. Это привело к увеличению производственных сооружений: новые производственные и сборочные заводы, испытательные полигоны, инженерно-исследовательские лаборатории.
Осваиваются новые виды деятельности: финансовый бизнес – «Ford Motor Company», страхование – «American Road Insurance Company», автоматическая замена запчастей – «Ford Parts and Service Division», электроника, компьютеры, космические технологии и многое другое.
И, наконец, в январе 1956 года «Ford Motor Company» стала открытым акционерным обществом. В настоящее время у компании около 700,000 акционеров.
Центром внимания в 60-е годы становится молодёжь. В соответствии с настроениями в обществе, Форд быстро переориентирует своё производство на создание недорогих спортивных автомобилей, предназначенных молодому покупателю.
Именно тогда, в 1964 году, на суд публике впервые представляется «Mustang» (Рисунок 7 - приложения). Важнейшей особенностью новинки было использование нового двигателя, в котором совмещались два агрегата - трансмиссия и ведущий мост. Выгодно отличал её и внешний вид - оригинальное сочетание всех современных тенденций дизайна 50-60 годов.
Он стал настоящим хитом и прародителем целого класса спортивных автомобилей.
Такого острого интереса, какой вызвал этот автомобиль, не наблюдалось со времен «Модели А». В первые же сто дней было продано сто тысяч четырёхместных автомобилей «Mustang». Прибыли компании превзошли все ожидаемые результаты.
Воодушевлённые успехом специалисты Ford продолжают разрабатывать оригинальный дизайн, используя при этом самые новаторские тенденции и разработки автомобилестроения. Их работа воплотилась в моделях типа «Corina» и в фургоне «Transit».
Но не только прибыль волновала сотрудников и руководство «Ford Motor Company». Продолжается борьба за безопасность езды.
С 1976 года легендарная овальная эмблема Форд с синим фоном и серебряными буквами ставится абсолютно на все автомобили компании, чтобы в любой стране мира можно было с лёгкостью узнать продукцию Ford.
Он был признан «автомобилем года» в США и стал бестселлером. Условия жёсткой конкуренции, особенно обострившейся в этот период, побуждают специалистов Ford внедрять новые технологии и в других областях – особое внимание уделяется экономии топлива. Целью дизайнеров становится создание лидера мирового класса в среднем и представительском сегментах рынка. В результате появились «Ford Taurus» (Рисунок 8 - приложения) и «Mercury Sebale» (Рисунок 9 - приложения).
Необходимо отметить, что «Taurus» создавался как автомобиль, каждая деталь которого доведена до совершенства. Усилия принесли свои плоды – «Taurus» был признан автомобилем 1986 года, а через год стал бестселлером в Америке.
Со временем стал заменой «Ford Scorpio», хотя поначалу и уступал ему в размерах.
Следующими новинками Ford явились «Mondeo», а также видоизменённый «Mustang». Премьерами 1994 года также были «Ford Espire» и микроавтобус «Windstar».
Затем Северная Америка увидела усовершенствованные «Ford Taurus» и «Mercury Tracer», продемонстрировавшие первые большие изменения в дизайне автомобилей, которые появились на рынке в конце 80-х годов. В Европе были также представлены видоизменённый пикап F-серии, новая «Fiesta» и минивэны «Galaxy».
В настоящий момент по всему миру продаётся более 70 различных моделей машин, произведённых под марками «Ford», «Lincoln», «Mercury», и «Aston Martin». У Ford есть также доля акций в компаниях «Mazda Motor Corporation» и «Kia Motors Corporation».
ГЛАВА 2. ФОРДИЗМ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
2.1. Фордизм как теория массового производства
На рубеже XIX-XX вв. капиталистический способ производства вступил в новый период своего развития. Завершившиеся промышленные революции и связанный с ними технический прогресс видоизменили структуру капиталистического хозяйства и его организационные формы. Открытия в науке и технике коренным образом меняли методы организации и технологии производственных процессов, что способствовало повышению производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве.
Рубеж XIX-XX вв. считается отправной точкой развития массового производства. В исторической науке наиболее часто связывают зарождение массового производства с именем Генри Форда, который считается изобретателем системы «фордизм». Система фордизм включает такие элементы как строгое разделение труда, стандартизация, использование конвейера, участие рабочих в разделении прибыли. На самом деле, не все идеи предложенные Генри Фордом оказались инновационными для того времени. Идеи, такие как разделение труда, участие рабочих в разделении прибыли, получили своё развитие ещё в XVII – XIX веке. Форд всего лишь объединил эти идеи, разработав систему фордизм, а потом воплотил их в жизнь на своём предприятии. Главной заслугой Генри Форда считается изобретение конвейера, который позволил ускорить производство, но не более того.
Идея разделения труда получила своё развитие ещё в конце XVII в. Основоположником этой идеи считается Адам Смит, который в своем капитальном труде «Богатство наций» приводит ряд усовершенствований, направленных на повышение производительности, которое обеспечивается благодаря разделению труда. Вот, что он пишет: «Рассмотрим, к примеру (...) производство булавок; рабочий не обученный этому делу (...) может в лучшем случае, изготовить за день всего одну, но никак не двадцать булавок. Однако в своем нынешнем виде это производство представляет собой не только особую профессию, но и распадается на ряд работ, большая часть которых также может быть названа особыми специальностями. Один работник тянет проволоку, другой выпрямляет, третий режет, четвертый затачивает, пятый шлифует ее; изготовление головки булавки распадается на три операции; отдельными операциями являются также надевание головки, полировка булавки, прикрепление булавки к полоске картона и так далее. Таким образом, изготовление булавки распадается на восемнадцать отдельных операций. Разделение труда... ежели оно возможно в данном производстве, влечет за собой пропорциональный рост производительности труда».
Всячески превознося чрезвычайный рост производительности, обеспечиваемый разделением труда, Смит осознавал и то, что при подобной системе организации труда рабочие утомляются куда сильнее, чем прежде. Тем не менее он полагал, что социальные преимущества этой системы специализации, выражающиеся в общем росте совокупного богатства, перевешивают тот ущерб, который наносится этой системой индивидуальным работникам. Специализация, растущая механизация труда и расширение товарного рынка позволили фабричной системе оставить позади предшествовавшую ей традиционную систему кустарного производства.
Идею автоматизации и массовости производства (замена ручного труда машинным) развивали Адам Смит, Эндрю Юр (профессор химии и физики в Anderson'sCollege, Англия), они видели преимущество машинного труда над ручным. Оба считали, что только машинное производство способно удовлетворить потребности многих людей, и что только при машинном производстве можно задействовать большое количество рабочих, которые должны работать по 14-16 часов в день, получать мизирную зарплату, помимо этого, они были сторонниками детского труда.
Таким образом, Г.Форд разрабатывая систему фордизм практически ничего нового не привнёс, он всего лишь объединил эти идеи в единое целое и проверил их действенность на практике у себя на предприятии. Г.Форд стал первым экспериментатором, который за свой риск обрёл успех.
Большинство американцев считают, что Генри Форд изобрел автомобиль. Все уверены, что Генри Форд изобрел конвейер, хотя за 6 лет до Форда некий Рэнсом Олдс в производстве использовал движущиеся тележки, а ленточные транспортеры уже применялись и на зерновых элеваторах, и на мясокомбинатах в Чикаго. Заслуга Форда в том, что он создал поточное производство. Он придумал автомобильный бизнес. Когда предприятия стали экономически организованны, появилась востребованность в менеджере. XX век стал веком управления. Но чтобы к этому прийти, в начале века должны были появиться создатели. Таким создателем и был Генри Форд. И за это он признан журналом Fortune лучшим бизнесменом XX века.
Генри Форд построил самое большое индустриальное производство начала XX столетия и заработал на нем $1 млрд ($36 миллиардов в сегодняшних долларах), его принципы оказали огромное влияние на общественную жизнь США. Он продал 15 с половиной миллионов автомобилей «Модель – Т», конвейер стал делом привычным и необходимым. Форд стал платить рабочим в два раза больше и этим создал класс "синих воротничков". Его рабочие копили деньги, чтобы купить "свой" автомобиль – «Модель – Т».
Особого внимания заслуживает специфическое отношение Г. Форда к социально-трудовым отношениям. В соответствии со своими представлениями о структуре и методах управления Форд считал, например, что задача высшей администрации состоит в отслеживании того, чтобы все отделения работали в направлении общей цели, когда одному из них нет необходимости знать о деятельности другого. «Важная роль» человека, о которой он говорил, отнюдь не понималась им как честное закручивание гаек на сборочном конвейере. Ему была не безразлична судьба тысяч рабочих. Он создавал условия для их духовного развития. Такие условия в тогдашней Америке были только в компании Форда.
В 1914 г. В компании был создан особый социологический отдел, целью которого было «совершенствование персонала. Его задача состояла в посещении квартир работников предприятия, составление отчетов об уровне их благосостояния. Вся информация заносилась в специальную учетную карточку.
Форд ввел пятидневную рабочую неделю, перевел свои заводы с 12-ти часового на 8-ми часовой рабочий день, при этом увеличив заработную плату на конвейере почти в два раза.
Форд повысил среднюю зарплату своим работникам с 15-20 долларов в неделю до 40-50 и установил минимальный уровень 30 долларов в неделю. Впервые продукция, являющаяся предметом роскоши, стала доступна тем, кто её производит. Так зародилось общество массового потребления. Форд ввел систему участия рабочих в прибылях за счет замены выплат зарплаты акциями.
Он впервые отделил основную работу от ее обслуживания. Все необходимое для работы подавалось на рабочее место заблаговременно.
Согласно основной концепции Форда, предприятие должно развиваться как комплексное, обеспечивая себя всем необходимым для осуществления производства выпускаемой продукции.
Солидная зарплата, позволявшая снимать нормальное жилье для семейных. Добротные общежития для холостых. Нормированный рабочий день. Практически стопроцентные гарантии трудоустройства. На всех предприятиях Форда тяжелые работы выполняли машины; жестким требованием организации производства является оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств; обязательным параметрам производственной среды - чистота, гигиеничность, уют, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении для выполнения различных операций – монотонных и требующих творческого подхода.
Обобщая тейлоровскую систему управления Генри Форд, добавил к ней свои правила и изложил их в трех положениях:
- При выполнении работ избегайте ненужных формальностей и обычного разделения компетенции.
- Оплачивайте хорошо каждого рабочего – платите ему не менее шести долларов в день и следите за тем, чтобы он работал всего 48 часов в неделю, но не более.
- Приведите все машины в наилучшее состояние, поддерживайте в порядке и настаивайте на абсолютной чистоте, чтобы приучить людей уважать свои орудия, окружающую обстановку и самих себя.
Генри Форд внес большой вклад в менеджмент. Он построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса – поточная линия, что дало возможность перейти к массовому производству автомобилей.