Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций ( Экономическая сущность и содержание финансовых ресурсов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты анализа и оценки эффективности использования финансовых ресурсов
1.1 Экономическая сущность и содержание финансовых ресурсов
1.2 Методика анализа эффективности использования финансовых ресурсов банка
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПАО СБЕРБАНК
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ БАНКА
2. Разработка рекламной политики для продвижения нового кредитного продукта.
Процентные доходы банка ПАО «Сбербанк России» увеличиваются в 2019 году на 151 657 814 тыс. руб. или на 7,24%. При этом, высокий прирост произошел по ссудам, предоставленным клиентам – на 104 211 488 тыс. руб. в 2019 году относительно 2018 года.
Комиссионные доходы банка включают в себя доходы от операций с пластиковыми картами, расчетных операций, банкнотных и кассовых операций. В 2019 году комиссионные доходы выросли на 24,18% относительно 2018 года. Однако комиссионные расходы растут более быстрыми темпами – на 62,64%.
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ БАНКА
Для повышения эффективности использования финансовых ресурсов банка в условиях пандемии COVID-2020, целесообразно разработать кредитный продукт в поддержку малого бизнеса с отсрочкой платежей. Этот кредитный продукт будет востребован, а также приведет к приросту денежный массы банка, так как на сегодняшний день существует большой запас отложенного спроса именно на продукцию и услуги предприятий малого бизнеса.
Чтобы повысить эффективность деятельности ПАО «Сбербанк России», можно предпринять следующие проектные меры:
1. Для клиентов банка, которые хотя бы однажды пользовались услугами ПАО «Сбербанк России» (в частности, брали кредит и успешно выплатили его), устроить рассылку пластиковых карт с револьверным кредитом с лимитом в размере 50 000 рублей.
При этом клиент бесплатно получает карту
международной системы, которую можно использовать не только для
снятия наличных средств, но и для оплаты товаров и услуг как в РФ, так и по
всему миру. При этом принцип работы данной карты схож с оформлением
кредитной линии, то есть клиенту открывается кредитная линия на срок от 1
до 2 лет. Для банка это решение позволит сохранить старых клиентов и
привлечь новых.
2. Предложить крупным организациям и предприятиям города
обеспечить выплаты заработных плат и стипендий не посредством кассы
организации, а через зачисление на пластиковые карты, к карте прикрепить
счет с револьверным кредитом и допустимым минусом, который будет
рассчитан пропорционально зарплате либо стипендии. Это обеспечит
привлечение новых клиентов, приобщит их к культуре банковского
обслуживания, станет ежемесячно привлекать большую денежную массу.
3. В части внедрения новых кредитных продуктов целесообразно применять опыт других стран с учетом особенностей российского рынка кредитных услуг, предоставляемых физическим лицам.
В частности, в качестве наиболее перспективных с точки зрения при-
влечения новых клиентов может оказаться так называемый туристический
кредит. Получить такой кредит можно тремя способами. Банки в настоящее
время активно сотрудничают с туристическими агентствами. Поэтому, если у
турфирмы уже заключен контракт с банком, то и заявка на получение ссуды
может быть оформлена прямо в ее офисе и сразу же отправлена на рассмотрение в банк. Другой вариант - необходимые документы заполняются непосредственно в банке, куда туристическая фирма отправит клиента, предварительно снабдив выписанным счетом.
Таблица 7 - Проблемы и рекомендации по их устранению
Проблемы, выявленные в ходе проведенного анализа |
Рекомендации по устранению выявленных проблем |
ЛПР (лицо, принимающее решение) |
1. У банка «Сбербанк» отсутствует кредит COVID-2020 для предприятий малого бизнеса. |
1. Расширение ассортиментной линейки с помощью кредитных продуктов «COVID-2020». |
Начальники управлений кредитных продуктов территориальных банков |
2. Бюджет расходов на рекламу низкий, кроме того, произошло его снижение в 2019 году по сравнению с 2018 годом. |
2. Разработка рекламной политики для продвижения новых кредитных продуктов. |
Начальник сектора маркетинга |
3. Неудовлетворенность клиентов качеством обслуживания в банке |
3. Обучение банковских специалистов для повышения качества облуживания. |
Начальники управления обслуживания |
Для совершенствования кредитной деятельности ПАО «Сбербанк России» рекомендуется:
1. Расширение ассортиментной линейки с помощью кредитного продукта COVID-2020.
2. Разработка рекламной политики для продвижения новых кредитных продуктов.
3. Обучение банковских специалистов для повышения качества облуживания.
Рассмотрим мероприятия более подробно.
1. Расширение ассортиментной линейки с помощью кредитных продуктов.
При внедрении кредитного продукта основной задачей является расчет ставки по кредиту.
Планируемые процентные ставки по кредитным продуктам портфеля должны ограничиваться слева минимальным уровнем доходности (безубыточностью) кредитных операций, а справа – целевыми параметрами доходности продаж и кредитоспособности клиентов.
Величина rimin определяется из соотношения:
rimin = (ai + I) / (1 – ai),
где ai – ожидаемая доля проблемных кредитов (невозвратов, задержек) в кредитном продукте i-го вида;
I – величина оценки среднегодовой инфляции (по данным Центрального банка на текущий год), в долях единицы.
По данным банков, активно работающих по программам кредитования в условиях пандемии, процент невозвратов по данному виду кредитов не превышает 0,5-0,7%. Примем долю невозвратов в размере 0,7%.
По итогам 2020 года ЦБ прогнозирует инфляцию на уровне 5%.
Минимальная величина ставки по кредиту:
rimin = (0,007 + 0,05) / (1 –0,007) = 0,05 или 5%
Минимальная процентная ставку по кредиту COVID-2020 ПАО «Сбербанк России» не может быть ниже 5%. Это ставка обеспечит безубыточность продукта.
Для ПАО «Сбербанк России» необходимо установить проценты в пределах ставок ВТБ. Проценты по кредиту не должны превышать ставки конкурента, это создаст дополнительные конкурентные преимущества.
С учетом ставок конкурента предлагается для ПАО «Сбербанк России » установить следующие ставки:
1. Кредитный продукт «COVID-2020» для среднего бизнеса - 12%
2. Кредитный продукт «COVID-2020» для малого бизнеса- 9%
Стандартные требования заемщикам по кредиту:
- гражданство РФ;
- возраст - от 21 года до 70 лет на момент погашения кредита;
- постоянная регистрация и адрес фактического проживания в любом регионе, где присутствует банк;
- общий стаж работы - не менее 1 года, на последнем месте работы - не менее 3 месяцев.
Разработаем условия кредитных продуктов для ПАО «Сбербанк России».
Таблица 8 - Условия новых кредитов для ПАО «Сбербанк России»
Основные условия по кредитным продуктам |
. Кредитный продукт «COVID-2020» для среднего бизнеса |
Кредитный продукт «COVID-2020» для малого бизнеса |
Сумма по кредиту, тыс. руб. |
От 500 тыс. до 5000 тыс. руб. |
От 300 тыс. до 1500 тыс. руб. |
Ставка по кредиту, % |
12% |
9% |
Срок кредита, лет |
До 5 лет |
До 5 лет |
Первоначальный взнос, % |
От 20% |
От 20% |
Обеспечение по кредиту (залог) |
да |
да |
Страхование КАСКО |
да |
нет / по желанию клиента |
Требования к новым кредитным продуктам ПАО «Сбербанк России» разработаны стандартные:
- для среднего бизнеса предлагается выдавать кредит от 500 тыс. руб. до 5 млн. руб., а для малого – от 300 тыс. руб. до 1,5 млн. руб.
- срок кредита – до 5 лет;
- первоначальный взнос – от 0%;
- обеспечение по кредиту – залог бизнеса.
Теперь определим целевую аудиторию банка. Целевая аудитория для новых кредитных продуктов – население, имеющее малый и средний бизнес.
Определим емкость рынка — количественный показатель, демонстрирующий потенциально возможные границы объемов реализации той или иной продукции.
По официальной информации ФНС России за период с 10.01.2017 г. по 10.01.2020 г., при условии предпринимаемых государством мер поддержки малого бизнеса количество малых предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, имело незначительную колеблющуюся тенденцию роста (рис. 6).
Рисунок 6 - Динамика изменения численности малых и средних предприятий в РФ за период 01.01.2017-10.01.2020 гг.
Так, число малых предприятий снизилось на 16,53% и составило 224105 ед.
Рассмотрим динамику занятости на предприятиях малого и среднего бизнеса, представленную на рисунке 7.
Анализ численности граждан, занятых на микро, малых и средних предприятиях, а также о гражданах, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, за январь 2017 г. – январь 2020 г. позволяет сделать вывод о том, что в начале 2020 г. Произошло сокращение численности занятых по сравнению со всеми годами предыдущего периода.
Рисунок 7 - Динамика численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса за период 01.01.2017-10.01.2019 гг., чел.
То есть целевая аудитория 10% от населения России старше 18 лет.
На начало 2020 года численность населения составило 146 880 тыс. чел., из них старше 18 лет – 114246 тыс. чел.
Общая емкость рынка = 114 246 000*10% = 11 424 600 чел.
Теперь определим доступную емкость рынка для ПАО «Сбербанк России». В сегменте кредитования малого бизнеса Сбербанк России занимает 4,1% всего рынка. Поэтому возьмем за основу эти данные.
Доступная емкость рынка = 11 424 600*4,1% = 4 684 086 чел.
Расчеты показывают, что в 2020 году 4,6 млн. человек хотят спасти свой бизнеса. То есть ПАО «Сбербанк России» может выдать кредитов 4,7 млн. человек. Эти данные будут приняты при расчетах экономической эффективности.
2. Разработка рекламной политики для продвижения нового кредитного продукта.
Реклама банковских услуг сегодня становится практически единственным методом борьбы за привлечение клиентов в банки. Это происходит из-за того, что российский рынок банковских услуг сейчас достаточно активно развивается и отличается высоким уровнем конкуренции. Есть несколько факторов, которые отличают (и осложняют) банковскую рекламу:
- Банковский продукт неосязаем по своей сути. Если в рекламе услуги другой сферы можно продемонстрировать ее наглядно, то за исключением нескольких банковских услуг, все предложения банков - это деньги и никакого разнообразия образов.
- Банки сегодня не имеют уникального торгового предложения: ставки, тарифы, условия у банков принципиально не отличаются. А конкуренция огромная.
- Особенно накладным в данном случае может стать несоответствие рекламного сообщения постоянного ужесточающемуся российскому закону о рекламе и часто изменяющимся требованиям ФАСа. В соответствии с законодательством в области банковской рекламы банки, сообщая об одном из условий договора, обязаны донести до потребителя полную информацию об услуге, т. е. все остальные факторы, влияющие на доход депозита или стоимость ссуды (к примеру, комиссии). За неполное указание условий нарушителям грозит штраф от 40 тыс. до 500 тыс. рублей, причем если реклама федеральная, то штраф оплачивается в каждом регионе.
Для прогнозирования экономической эффективности предложенного комплекса мероприятий, воспользуемся экспертным методом.
Далее необходимо провести расчет инвестиционного проекта для оценки целесообразности его внедрения в деятельность предприятия (Таблица 9).
Далее для рассмотрения инвестиционного проекта с точки зрения эффективности его реализации необходимо рассчитать соответствующие экономические и финансовые показатели.
NPV=10830/4948,1935=8680,8246
Чистая приведенная стоимость имеет положительные значения, значит проект целесообразен к внедрению.
Таблица 9 – Денежные потоки от реализации проекта
Показатели |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Инвестиционные затраты |
10830 |
|||||
Инвестиционный доход |
2000 |
|||||
Cash Flow по инвестиционной деятельности |
-10830 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2000 |
Приток по текущей деятельности |
0 |
8179,50 |
8997,45 |
9897,20 |
10886,91 |
11975,61 |
Текущие затраты |
0 |
3780,00 |
3969,00 |
4167,45 |
4375,82 |
4594,61 |
Амортизация на транспорт (10%) |
0 |
2166,00 |
2166,00 |
2166,00 |
2166,00 |
2166,00 |
Прибыль до надогообложения |
0 |
2233,50 |
2862,45 |
3563,75 |
4345,09 |
5214,99 |
Налог на прибыль (20%) |
0 |
446,70 |
572,49 |
712,75 |
869,02 |
1043,00 |
Cash Flow по текущей деятельности |
0 |
3952,80 |
4455,96 |
5017,00 |
5642,07 |
6337,99 |
Итоговый Cash Flow |
-10830,00 |
3952,80 |
4455,96 |
5017,00 |
5642,07 |
8337,99 |
Коэффициент дисконтирования (11%) |
1 |
0,9009 |
0,8116 |
0,7312 |
0,6587 |
0,5935 |
Чистый дисконтированный денежный поток, тыс. руб |
-10830 |
3561,081081 |
3616,5571 |
3668,38424 |
3716,60864 |
4948,1935 |
Нарастающий чистый денежный поток, тыс. руб |
-10830,00 |
-6877,20 |
-2421,24 |
2595,76 |
8237,83 |
16575,82 |
Нарастающий чистый дисконтированный поток, тыс. руб |
-10830,00 |
-7268,92 |
-3652,36 |
16,02 |
3732,63 |
8680,82 |