Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 327
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Применяемые стандарты оценочной деятельности
Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
Сведения о заказчике оценки и об оценщике
Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект.
Анализ положения ОАО «РЖД» на рынке транспортной индустрии
Анализ сделок с объектом оценки ОАО «РЖД»
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ХОЛДИНГА «РЖД»
Сводные данные о нематериальных активах обладателем которых является ОАО «РЖД»
Анализ и прогноз объема продаж
М – коэффициент масштабности использования товарного знака;
Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;
Кв –коэффициент времени использования товарного знака;
Затраты на дизайн при создании нового товарного знака.
Оценщиком была собрана информация о затратах на создание нового товарного знака, аналогичного объекту оценки.
Таблица 25
Наименование услуг |
Стоимость услуг по созданию товарного знака, руб. |
||
https://1-tm.ru/trademark/razrabotka-tovarnogo-znaka/ |
https://freelance.youdo.com/design/logo/tag/tovarniyznak/ |
https://patentus.ru/services/tovarnye-znaki/design/ |
|
Разработка товарного знака |
16 000 |
10 000 |
59 000 |
Средняя стоимость услуг |
28 333 |
Затраты на дизайн товарного знака на 01.10.2020 составят 28,3 тыс. руб.
Затраты на рекламу и маркетинг
Оценщиком была собрана информация о стоимости услуг по организации и проведении рекламной компании товарного знака.
ОАО «РЖД» является правообладателем 81 товарных знаков. Оценщиком сделано допущение, что расходы на рекламу одного товарного знака составляют 1/81 расходов на рекламу по компании в целом.
Т.к. дата оценки 01.10.2020 года, то необходимо учесть затраты на рекламу и маркетинг оцениваемого товарного знака за 9 месяцев 2020 года.
Таблица 26
ОАО «РЖДл» |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
01.10.2020 |
Затраты на рекламу в целом по компании, млн. долл. |
5,22 |
5,75 |
6,02 |
6,23 |
|
Курс доллара на конец соответствующего года |
60,6569 |
57,6002 |
69,4706 |
61,9057 |
|
Затраты на рекламу в целом по компании, млн. руб. |
316,6290 |
331,2012 |
418,2130 |
385,6725 |
385*(1+0,295)*9/12 = 373,93 |
Индекс потребительских цен, % |
165,4 |
169,6 |
176,8 |
182,2 |
|
Темпы инфляции, % |
5,4 |
2,5 |
4,3 |
3,05 |
2,95 |
Коэффициент индексации ( затраты известны на конец года) |
(1+0,025)*(1+0,043)*(1+0,305)*(1+0,295) =1,807 |
(1+0,043)*(1+0,305)*(1+0,295) =1,763 |
(1+0,305)*(1+0,295)= 1,689 |
1,295 |
1 |
Приведенная к дате оценки величина затрат на рекламу и маркетинг, млн. руб. |
316,6290*1,807 =572,149 |
583,908 |
706,362 |
499,446 |
373,93 |
Приведенная к дате оценки величина затрат на рекламу и маркетинг на 1 ТЗ, млн. руб. |
572,149/81 =7,064 |
7,209 |
8,721 |
6,166 |
4,616 |
Сумма приведенных к дате оценки затрат на рекламу и маркетинг, млн. руб. |
33,776 |
Таким образом, затраты на рекламу и маркетинг оцениваемого товарного знака на 01.10. 2020 г. составляют 33,776 млн. руб. или 33 776 тыс. руб.
Рентабельность продаж ОАО «РЖД» за 2019 год – 2,9%.
Затраты на правовую охрану
Размер государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией товарного знака установлен Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 . Согласно данному документу:
Таблица
Действия, связанные с государственной регистрацией товарного знака, руб.
Регистрация заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания (далее - заявка на товарный знак) и принятие решения по результатам формальной экспертизы |
2700 |
Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам |
11 500 + 2 500 за каждый из классов МКТУ, свыше 1 |
Регистрация товарного знака и выдача свидетельства на него |
16000+1000 за каждый из классов МКТУ, свыше 5 |
Продление срока действия исключительного права на товарный знак |
20000+1000 за каждый из классов МКТУ, свыше 5 |
Общий размер затрат на правовую охрану товарного знака на 01.10.2020 г. составит 2700+11500+16000+20000 = 50200 руб.
Коэффициент индексации
Затраты на рекламу и маркетинг приведены к дате оценки в таблице.
Остальные затраты на создание товарного знака определяются в ценах на дату оценки, использование коэффициента индексации для приведения прошлых затрат к текущему моменту, не требуется.
Коэффициент масштабности использования товарного знака (М) зависит от величины товарооборота и определяется по таблице приведенной ниже.
Таблица
Коэффициент масштабности использования товарного знака
Товарооборот, тыс. долл. В месяц |
Величина М |
До 10 |
1,0 |
10-50 |
1,2 |
50 – 100 |
1,4 |
100 — 500 |
1,6 |
500 – 1000 |
1,8 |
Более 1 млн долл. |
2,0 |
Выручка ОАО «РЖД» по итогам 1 полугодия 2020 года составила 24,43 млрд. долл., т.е. за месяц 2,03 млрд. долл.
Для расчета стоимости объекта оценки применятся коэффициент масштабности – 2.
Коэффициент эстетического восприятия (Кэсв) зависит от времени использования товарного знака.
Для определения коэффициента эстетического восприятия рекомендованы величины, представленные в таблице
Таблица
Величины коэффициента эстетического восприятия
Кэсв |
Время использования, лет.; рейтинг |
1,3 |
Более 10; мировая известность у потребителей |
1,2 |
Более 5; широкая узнаваемость |
1,1 |
Менее 5; устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю |
1,05 |
Не менее 3 |
1 |
В течение 1 года |
Оцениваемый товарный знак используется ОАО «РЖД» на российском рынке с 2003 г. следовательно Кэсв = 1,3.
Коэффициент времени использования товарного знака (Кв) определяется по формуле Кв=1+Тф/Тн,
где Кв – коэффициент времени использования товарного знака;
Тф – фактический срок службы товарного знака;
Тн – номинальный срок службы товарного знака (10 лет).
Дата подачи заявки на первичную регистрацию права на товарный знак - 30.09.2003 г. С это даты до даты оценки прошло 17 лет.
Таким образом, Кв = 1+17/10 = 2,7.
Определение стоимости объекта оценки затратным подходом.
Стоимость товарного знака определяется по формуле:
Vтз = S((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+Р/100)* Киi)*Кв*М*Кэсв
Vтз = (28 333 + 50 200 + 33 776) * (1 + 2,9/100))*2*1,3*2,7 = 811 273,05 тыс. руб.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.10.2020 г. по результатам использования затратного подхода составляет 811 273,05 тыс. руб.
Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Сравнительный подход предполагает применение следующих методов:
- метод прямого анализа сравнения продаж;
- метод качественного анализа для корректировки данных;
- метод параметрической оценки;
- правила Бегунка для определения стоимостной оценки;
Для определения рыночной стоимости объекта оценки применялся метод прямого анализа сравнения продаж.
В связи с отсутствием информации о цене сделок с товарными знаками объекты-аналоги были подобраны на основании данных представленных рейтинговыми агентствами.
Таблица
Данные по объекты - аналоги
Объект-аналог № 1 |
Объект-аналог № 2 |
Объект-аналог № 3 |
Объект оценки |
|
Наименование объекта |
АО «Центральная пригородная пассажирская компания» |
АО «Федеральная пассажирская компания» |
АО «Железнодорожная торговая компания» |
ОАО «РЖД» |
Назначение объекта |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Стоимость товарного знака по данным рейтинговых агентств, млн.руб. |
115634,2 |
187935,6 |
58093,9 |
|
Источник данных |
Rbc.ru |
Rbc.ru |
Rbc.ru |
|
Дата определения стоимости |
17.08.2017 |
04.07.2017 |
18.01.2008 |
30.09.2003 |
Наличие патентной охраны |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отрасль, в которой были или будут использованы ОИС |
Транспорт |
Транспорт |
Транспорт |
Транспорт |
Корректировка на дату определения стоимости определяется с учетом изменения темпов инфляции с даты определения стоимости объектов-аналогов до даты оценки.
Уровень инфляции в 2019 году был на уровне 3 %.
По данным исследования рынка, стоимость товарного знака, имеющего международную регистрацию в 2 раза выше стоимости товарного знака, действующего для группы однородных товаров, зарегистрированного на территории РФ.
Корректировка на срок использования товарных знаков устанавливается на уровне 10% за каждый год использования прав на товарный знак.
Большая часть аналогов и объект оценки существуют на рынке более 10 лет, поэтому вводится корректировка на срок существования ИС на дату оценки. Чем дольше существует товарный знак, тем больше его стоимость. Цена аналога 1 и аналога 2 корректируются в сторону уменьшения на 25%.
Таблица
Индекс изменения стоимости с 01.01.2020 по 01.10.2020
Месяцы 2020года |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
Индекс потребительских цен в % к декабрю 2019 г. |
100,4 |
100,7 |
101,3 |
102,1 |
102,4 |
102,6 |
103,0 |
103,0 |
102,3 |
Темпы инфляции, в % к 01.01.2015 |
4,0 |
3,3 |
5,5 |
8,3 |
2,7 |
2,2 |
3,5 |
0,4 |
0,4 |
Индекс изменения стоимости с 01.01. 2015 по 01.10.2015 |
1,040 |
||||||||
Корректировка, % |
0,4 |
||||||||
Индекс потребительских цен в % к предыдущему месяцу |
100,3 |
100,3 |
100,6 |
100,8 |
100,3 |
100,2 |
100,4 |
100,0 |
100,0 |
Темпы инфляции, в % к предыдущему месяцу |
2,42 |
2,31 |
2,55 |
3,1 |
3,03 |
3,21 |
3,37 |
3,57 |
3,57 |
Коэффициент индексации затрат с 01.06.2020 по 01.10.2020 |
1,002*1,004*1,000*1,000 =1,006 |
||||||||
Корректировка, % |
0,6 |
||||||||
Коэффициент индексации затрат с 01.01.2014 по 01.10.2015 |
1,030*1,040 = 1,071 |
||||||||
Корректировка, % |
7,1 |
Чем больше зарегистрировано аналогичных товарных знаков тем же правообладателем, тем сильнее правовая охрана оцениваемого товарного знака, тем больший ассортимент продукции (услуг) и ее качество ассоциируется у покупателей с определенным производителем.
Затраты на рекламу и маркетинг должны быть постоянными для поддержания известности товарного знака. Поэтому устанавливаются корректировки для цен объектов – аналогов в зависимости от величины затрат на рекламу.
Корректировка на спрос на продукцию, которая производится с использованием объекта ИС, производится с учетом данных рынка.
Внесение корректировок
Таблица
Объект-аналог № 1 |
Объект-аналог № 2 |
Объект-аналог № 3 |
Объект оценки |
|
Наименование объекта |
АО «Центральная пригородная пассажирская компания» |
АО «Федеральная пассажирская компания» |
АО «Железнодорожная торговая компания» |
ОАО «РЖД» |
Назначение объекта |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Стоимость товарного знака по данным рейтинговых агентств, млн.руб. |
115634,2 |
187935,6 |
58093,9 |
|
Элементы сравнения |
||||
Дата определения стоимости |
17.08.2017 |
04.07.2017 |
18.01.2008 |
30.09.2003 |
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
00,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
115634,2 |
187935,6 |
58093,9 |
|
Территория действия исключительных прав |
Международный |
Международный |
Международный |
Международный |
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
115634,2 |
187935,6 |
58093,9 |
|
Срок полезного использования ИС, лет |
Бессрочно |
Бессрочно |
Бессрочно |
Бессрочно |
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
115634,2 |
187935,6 |
58093,9 |
|
Год регистрации ИС |
2017 |
2017 |
2008 |
2003 |
Срок существования ИС на дату оценки, лет |
3 |
3 |
12 |
17 |
Корректировка,% |
-25,00% |
-25,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
86725,65 |
140951,7 |
58093,9 |
|
Количество зарегистрированных ТЗ, ед. |
7 |
14 |
1 |
81 |
Корректировка,% |
8,60% |
17,28% |
1,2% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
94184,06 |
165308,15 |
58791,03 |
|
Затраты на рекламу и маркетинг, млн. руб. в год |
200 |
110 |
50 |
373,93 |
Корректировка,% |
53,00% |
30,00% |
13,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
144101,61 |
214900,6 |
66433,86 |
|
Спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием ИС |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
30,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
144101,61 |
214900,6 |
86364,02 |
|
Количество корректировок, n |
3 |
3 |
3 |
|
Вес аналога |
0,33 |
0,33 |
0,34 |
|
Взвешенная стоимость, тыс. руб. |
47553,53 |
70917,2 |
29363,77 |
|
Рыночная стоимость объекта оценки, тыс. руб. |
147834,5 |