Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Применяемые стандарты оценочной деятельности
Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
Сведения о заказчике оценки и об оценщике
Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект.
Анализ положения ОАО «РЖД» на рынке транспортной индустрии
Анализ сделок с объектом оценки ОАО «РЖД»
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ХОЛДИНГА «РЖД»
Сводные данные о нематериальных активах обладателем которых является ОАО «РЖД»
Анализ и прогноз объема продаж
Этапы метода освобождения от роялти с использованием дисконтирования.
1. Составляется прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты роялти. Прогноз составляется в натуральных и стоимостных показателях с разбивкой по годам или более коротким интервалам.
2. Определяется ставка роялти. Если нет опыта продаж лицензий аналогичного типа, то данные берутся из таблиц стандартных размеров роялти.
3. Определяется экономический срок службы патента или лицензии, который может быть существенно короче юридического, если изобретение устаревает раньше окончания срока действия патента.
4. Рассчитываются ожидаемые выплаты в виде роялти.
5. Из ожидаемых выплат в виде роялти вычитаются все расходы, связанные с поддержанием патента в силе и т.п. (если они сопоставимы с размерами ожидаемых роялти).
6. Рассчитываются дисконтированные потоки прибыли, получаемой от выплат в виде роялти. Коэффициенты дисконтирования определяются в зависимости от области применения изобретения, отраслевых и индивидуальных рисков.
7. Определяется приведенная стоимость потоков прибыли за весь период. Для этого дисконтированные потоки прибыли суммируются
Анализ и прогноз объема продаж
Прогноз выручки составляется с учетом эффективного распространения товарного знака на рынке, что приведет к росту всей прибыли компании.
При росте ВВП на 1,3 % за год (для сравнения — 2,5 % в 2018 году), росте промышленного производства на 2,3 % (3,5 % в 2018 году) погрузка грузов сократилась в 2019 году на 0,9 %. При этом показатель «Грузооборот всего» остался на уровне 2018 года.
В то же время в пассажирском комплексе, несмотря на эффект высокой базы 2018 года, обусловленный Чемпионатом мира по футболу FIFA 2018™, сохранилась стабильная высокая динамика во всех сегментах пассажирских перевозок с ростом на 3,1 % к уровню 2018 года.
Основными задачами в 2019 году для Компании стали обеспечение сбалансированности операционной деятельности и управление себестоимостью. Доходы от перевозок выросли к уровню 2018 года на 3,6 %. В части грузовых перевозок рост доходов составил 3,4 % к уровню 2018 года. В условиях изменения структуры грузооборота прирост доходной ставки составил 3,4 %. Доходы от пассажирских перевозок выросли на 11,9 % к 2018 году.
Благодаря проведенной работе по повышению эффективности деятельности рост себестоимости в 2019 году составил всего 1,9 % при росте потребительских цен на 4,5 % и среднегодовом росте цен в промышленности на 2,9 %.
Прибыль от прочих видов деятельности была получена в размере 22,9 млрд руб. С учетом указанных факторов операционная прибыль выросла на 18,1 % и составила 166,3 млрд руб.
Дивиденды от дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» составили рекордные 28,7 млрд руб. Кроме того, были проданы акции ДЗО на сумму 11,8 млрд руб. с прибылью в размере 0,8 млрд руб.
Долг по кредитам и займам на конец 2019 года составил 1 477,5 млрд руб. При этом в рамках оптимизации структуры долгового портфеля и снижения стоимости его обслуживания реализован ряд успешных сделок размещения и рефинансирования, в результате чего процентная ставка привлечения на конец года составила 5,89 %.
В результате проводимой работы по повышению операционной эффективности и финансовой политики чистая прибыль увеличилась до 53,5 млрд руб. по сравнению с 18,4 млрд руб. в 2018 году (при плане 27 млрд руб.).
Показатель EBITDA в 2019 году составил 417,2 млрд руб., что на 9,7 % превышает значение предыдущего года (в 2018 году – 380,2 млрд руб.).
Компания продолжила реализацию масштабной инвестиционной программы. По итогам 2019 года инвестиции в развитие и обновление основных фондов достигли абсолютного рекорда, превысив 674 млрд руб.
Итоги деятельности ОАО «РЖД» за 2019 год (по РСБУ)
Погрузка
1 278,1млн т
–0,9 % к 2018 году–11,5 млн т к 2018 году
Доходы от перевозок
1 641,9млрд руб.
+3,6 % к 2018 году+56,8 млрд руб. к 2018 году
EBITDA
417,2млрд руб.
+9,7 % к 2018 году+37 млрд руб. к 2018 году
Грузооборот всего
3 305,0млрд ткм
на уровне 2018 года
Себестоимость
435,3коп. / 10 прив. ткм
+1,9 % к 2018 году
Чистая прибыль (РСБУ)
53,5млрд руб.
в 2,9 раза к 2018 году+35,1 млрд руб. к 2018 году
Пассажирооборот
133,4млрд пасс.-км
+3,1 % к 2018 году+4 млрд пасс.-км к 2018 году
Темп роста производительности труда на перевозочных видах деятельности
+3,3 %
к 2018 году
Инвестиции
674,1млрд руб.
в 1,3 раза к 2018 году
Доходная ставка
454,9коп. / 10 ткм
+3,4 % к 2018 году+14,8 коп. / 10 ткм к 2018 году
Средневзвешенная процентная ставка по долговому портфелю
5,89 %
–20 б. п. к 2018 году
Налоги и страховые взносы уплаченные
318,3млрд руб.
–0,2 % к 2018 году–0,8 млрд руб. к 2018 году
Ставка роялти
Размер роялти определяется эмпирически на базе стандартных среднестатистических значений.
N |
РАЗДЕЛ 1 ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ |
Ставки роялти % |
Средняя ставка,% |
1 |
Деятельность железнодорожного транспорта |
1-3 |
2 |
2 |
Деятельность магистрального жд.транспорта |
1-3 |
2 |
3 4 5 |
Деятельность магистрал.пассаж.жд.тр-та Деятельность магистрал.грузов.жд.тр-та Деятельность промышлен.жд.тр-та |
0-1 2-11 1-5 |
0,5 7 3 |
4 |
Ставка роялти |
2,9 |
Прогнозируемые выплаты роялти корректируются с учетом выплат налога на прибыль. Ставка налога на прибыль составляет 20%.
Срок полезного использования
Юридический срок жизни товарного знака – 10 лет, но с учетом возможного продления прав, его можно принять как бессрочный.
Срок службы товарного знака предполагает его использование в долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде не ожидается техническое, технологическое или коммерческое устаревание объекта интеллектуальной собственности. При этом для подержания стоимости товарного знака необходимо проведение рекламных компаний.
Расходы по перевозочным видам деятельности, млрд руб. |
||||||||
Показатель |
2018 (факт) |
2019 |
Изменение 2019/2018 |
Изменение факта 2019 года к плану 2019 года |
||||
план |
факт |
+/– |
% |
+/– |
% |
|||
Расходы по перевозочным видам деятельности |
1 469,5 |
1 515,1 |
1 498,5 |
+29,0 |
+2,0 |
–16,6 |
–1,1 |
|
Расходы на оплату труда |
439,9 |
454,6 |
453,5 |
+13,7 |
+3,1 |
–1,1 |
–0,2 |
|
Отчисления на социальные нужды |
124,9 |
129,4 |
129,2 |
+4,3 |
+3,5 |
–0,2 |
–0,1 |
|
Материальные затраты |
537,3 |
555,3 |
544,4 |
+7,2 |
+1,3 |
–10,9 |
–2,0 |
|
Материалы |
63,4 |
51,5 |
52,8 |
–10,6 |
–16,8 |
+1,3 |
+2,5 |
|
Топливо |
110,7 |
117,5 |
113,1 |
+2,4 |
+2,2 |
–4,4 |
–3,7 |
|
в том числе на тягу поездов |
97,2 |
101,5 |
99,2 |
+2,0 |
+2,1 |
–2,3 |
–2,2 |
|
Электроэнергия |
166,7 |
178,9 |
175,6 |
+8,9 |
+5,3 |
–3,3 |
–1,9 |
|
в том числе на тягу поездов |
148,0 |
159,2 |
156,7 |
+8,6 |
+5,8 |
–2,6 |
–1,6 |
|
Прочие материальные затраты |
196,5 |
207,4 |
203,0 |
+6,5 |
+3,3 |
–4,5 |
–2,1 |
|
Амортизация |
230,3 |
241,4 |
240,1 |
+9,8 |
+4,3 |
–1,3 |
–0,5 |
|
Прочие затраты |
137,2 |
134,3 |
131,2 |
–6,0 |
–4,4 |
–3,2 |
–2,4 |
На основе данных, представленных в таблице, затраты на рекламную компанию можно предположить на 01.01.2020 составляют 137,2 млн. руб. в год. ОАО «РЖД» является правообладателем 81 товарного знака. Оценщиком сделано допущение, что расходы на рекламу одного товарного знака составляют 1/81 расходов на рекламу по компании в целом.
Прогнозные темпы инфляции устанавливаются для 2019 года в размере 3%, 2020 года в размере 2,9% и для 2021-2022 г.г. – 4 %.
Ставка дисконта
В расчете ставки дисконтирования методом кумулятивного построения для оценки НМА и ИС, не связанных с оценкой бизнеса, учитываются следующие риски:
- риск, связанный с возможностью нарушения прав на ОИС;
- риск, связанный с предсказуемостью доходов от использования ОИС;
-риск, связанный с более ранней стадией разработки ОИС, с недостаточной проработанностью инвестиционного проекта;
- риск, связанный с низкой ликвидностью ОИС;
- риск, связанный с конкурентоспособностью ОИС.
В качестве безрисковой ставки принимается среднесрочная ставка ГКО-ОФЗ на 01.06.2020 – 5,48% .
Факторы риска для оценки стоимости НМА и ИС не связанных с конкретным предприятием
Элементы риска |
Ответы (да, нет, не знаю) |
Значе-ние |
|
Риск, связанный с возможностью нарушения прав на ОИС |
|||
Права на ОИС охраняются патентом/свидетельством на территории страны |
да |
0 |
|
Права на ОИС охраняются патентом/свидетельством на международном уровне |
да |
0 |
|
Информация об ОИС охраняется в режиме коммерческой тайны |
нет |
5 |
|
Имеются доказательства о собственности на ОИС |
да |
0 |
|
Сложность воспроизведения ОИС при наличии неполного комплекта документации (либо вовсе при отсутствии таковой) |
нет |
5 |
|
Отсутствие возможности использования ОИС в производственном процессе без значительных инвестиций |
не знаю |
2,5 |
|
Отсутствие аналогичных разработок в конкурирующих структурах |
нет |
5 |
|
Сумма значений: |
17,5 |
||
Количество составляющих факторов: |
7 |
||
Итоговое значение элемента риска: |
2,53 |
||
Риск, связанный с предсказуемостью доходов от использования ОИС |
|||
ОИС имеет один или несколько близких прототипов |
да |
5 |
|
Аналогичный ОИС уже используется для производства продукции пользующейся спросом на рынке |
да |
5 |
|
Предполагаемый к производству товар будет пользоваться постоянным спросом (не зависит от моды и сезонности) |
да |
0 |
|
Существует реальная возможность оценить объем спроса (долю и емкость рынка) |
да |
0 |
|
Умеренная (либо низкая) конкуренция в отрасли (один или несколько конкурентов) |
нет |
5 |
|
Сумма значений: |
15 |
||
Количество составляющих факторов: |
5 |
||
Итоговое значение элемента риска: |
3 |
||
Риск, связанный с более ранней стадией разработки ОИС, с недостаточной проработанностью инвестиционного проекта |
|||
ОИС находится на стадии конструкторской разработки или выше |
нет |
0 |
|
ОИС находится на стадии опытного образца или выше |
нет |
0 |
|
ОИС находится на стадии освоения в производстве |
да |
0 |
|
Нет необходимости в значительных дополнительных ресурсах для начала массового производства |
нет |
5 |
|
Инвестиционный проект проработан со значительным «запасом прочности» |
не знаю |
2,5 |
|
Сумма значений: |
7,5 |
||
Количество составляющих факторов: |
5 |
||
Итоговое значение элемента риска: |
1,5 |
||
Риск, связанный с низкой ликвидностью ОИС |
|||
ОИС не является пионерским изобретением |
да |
5 |
|
На территории страны имеются предприятия, производящие аналогичную продукцию и заинтересованные в оцениваемом ОИС |
да |
5 |
|
На международном уровне имеются предприятия, производящие аналогичную продукцию и заинтересованные в оцениваемом ОИС |
да |
5 |
|
ОИС находится на стадии освоения в производстве |
да |
0 |
|
ОИС охраняется патентом/свидетельством |
да |
0 |
|
Существует готовый инвестиционный проект, а так же есть инвестор (один или несколько) с которым заключена предварительная договоренность |
да |
0 |
|
Сумма значений: |
15 |
||
Количество составляющих факторов: |
6 |
||
Итоговое значение элемента риска: |
2,5 |
||
Риск, связанный с конкурентоспособностью ОИС |
|||
ОИС соответствует мировому уровню в данной области |
да |
0 |
|
Высокая степень патентно-правовой защищенности (например, защищены все основные узлы и ТЗ) |
да |
0 |
|
Выпускаемая продукция с использованием ОИС новая и не имеет аналогов |
нет |
5 |
|
Рынок сбыта продукции с использованием ОИС не является узкоспециализированным и ограниченным |
нет |
5 |
|
Выход конкурентов на рынок с аналогичной продукцией с использованием ОИС затруднён |
да |
0 |
|
Сумма значений: |
10 |
||
Количество составляющих факторов: |
5 |
||
Итоговое значение элемента риска: |
2 |
||
Безрисковая ставка: |
10,64 |
||
Итого ставка дисконтирования (сумма всех итоговых значений элементов риска и безрисковой ставки): |
22,17 |
Составляющими каждого элемента риска являются простые вопросы, ответить на которые можно: «да», «нет» или «не знаю». Присвоив каждому ответу соответствующее значение риска, можно рассчитать совокупное значение элемента риска. Если ответу «да» присвоить минимальное значение риска – 0%; ответу «нет» – максимальное значение 5%, а ответу «не знаю», соответственно, среднее значение – 2,5%, тогда совокупное значение фактора риска можно рассчитать по следующей формуле:
К=(В1+В2+В3+…+Вn)/Тв
где К – итоговое значение каждого фактора риска;
В1-n – значения составляющих фактора (т.е. соответствующие значения ответов на ключевые вопросы – 0%, 5% или 2,5%).
ТВ – количество составляющих фактора.
Чем выше вероятность того, что товарный знак обеспечит прогнозируемый уровень дохода, тем ниже риск.
Расчет стоимости можно производить с использованием таблицы (таблица 21).
Выручка, затраты на рекламу в первом прогнозном периоде прогнозируются на оставшиеся 3 месяца 2020 года – октябрь, ноябрь, декабрь – с даты оценки до окончания календарного года. Дисконтирование чистого дохода от объекта оценки производится с учетом длительности первого прогнозного периода.
Длительность последнего прогнозного периода – с начала 2020 года.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.10.2020 г. по результатам использования доходного подхода на основе анализа доходов Заказчика от использования объекта оценки в его деятельности составляет 62 130 тыс. руб.
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа.
Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод стоимости создания. Данный метод заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.
Для расчета стоимости товарного знака необходимо все затраты необходимо привести к текущей стоимости по формуле:
Vтз = S((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+р)* Киi)*Кв*М*Кэсв,
где Vтз – стоимость товарного знака;
Здi – затраты на дизайн в i-ом году;
Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;
Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;
Зрi – затраты на рекламу в i-ом году;
р – рентабельность, %;
Киi - коэффициент индексации в i-ом году;