Файл: Особенности и проблемы денежно-кредитной политики в современных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главным источником неопределенности, как и ранее, являются геополитические факторы.

2.3 Влияние денежно-кредитной политики ЦБ РФ на экономику России

Важно отметить, что в первую очередь денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, направлена на коммерческие банки – на поддержание ими ликвидности. На рисунке ниже показано, к чему в данный момент времени привела проводимая ЦБ политика.

Рисунок 2.8 – объем проведения операций по абсорбированию ликвидности и объем дефицита/профицита ликвидности, млрд руб.

Начиная с 18.08.2017 наблюдается стабильный увеличивающийся профицит ликвидности банковской системы – вероятно, причина его в том, что правления банков опасаются иметь ликвидность, близкую к нормативному уровню и потому имеют значительный запас, который хранят в том числе в облигациях и на депозитах Банка России.

Решить проблему избыточной ликвидности ЦБ может несколько снизив нормативы достаточности капитала – на 0,5 или 1%. В таком случае банки смогут выдавать кредиты по более низким ставкам. Со снижением ставок увеличится спрос на заемные средства, вследствие чего вырастет деловая активность и как следствие ускорится экономической рост.

Но в случае снижения требований по выполнению нормативов следует принимать во внимание инфляцию, которая неизбежно начнет расти. Для сглаживания ситуации нормативы нужно будет снижать медленно, чтобы экономика не испытала шок от резкого переполнения её деньгами.

Ещё одной проблемой является то, что заявленная цель банка России – достижение инфляции на уровне 4% ежегодно. При этом за последний год условия проведения денежно-кредитной политики, кроме небольшого повышения процентной ставки, практически не изменились (объемы депозитных аукционов возвращаются на прежнее значение). Ставя целью исключительно контролирование инфляции, Банк России упускает из виду другую свою главную цель, а именно – развитие и укрепление банковской системы РФ. Вполне вероятно, что в ближайшие 3-5 лет при стабильной внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации монетарная политика ЦБ действительно примет более мягкую форму, но в данный момент и при текущей, «умеренно-жёсткой» монетарной политике, экономика просто не сможет расти более чем на 2-3% ежегодно.


На рисунке ниже показан объем выданных субъектам малого и среднего бизнеса кредитов. Очень хорошо просматривается тренд – в начале каждого года объем является близким к нулевому, к концу же постепенно происходит наращивание задолженности и в самом конце происходит резкое сокращение суммы. Таким образом, сумма заимствований в целом остается на одном и том же уровне.

Для того, чтобы увеличить данный объем, а вместе с ним, соответственно, и экономическую активность среднего и малого бизнеса, автор предлагает уже указанное выше снижение обязательных требований для резервирования – тогда банки смогут снизить ставки, привлекая большее количество потенциальных заемщиков.

Относительно индивидуальных предпринимателей цифры совсем небольшие – задолженность на любой момент составляет всего несколько сотен миллионов, при этом тенденция прослеживается точно такая же, как и в случае с малым и средним бизнесом – спад в начале года, постепенный подъем, пик в конце года, затем резкий спад и повторение цикла.

Рисунок 2.9 – объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства, тыс руб.

Основные факторы, которые вызывают инфляцию, которую Центральный банк стремится контролировать – немонетарные.

При этом самим Центральным банком отмечается, что в большей степени инфляция в России носит немонетарный характер – в качестве основных называются причины, указанные в таблице.

Таблица 2.6– немонетарные факторы инфляции [48]

Ранг по значимости

Фактор

Примеры тынков, на которых фактор наиболее значителен

1

Несовершенная конкуренция, барьеры входа на рынок сбыта

Моторное топливо

Отдельные продукты питания

Бытовые услуги

2

Недостаточное развитие логистической инфраструктуры

Плодоовощная продукция

Макаронные и крупяные изделия Моторное топливо

Рыбопродукты

3

Неразвитость транспортной логистики при региональной неравномерности предложения товаров и услуг и ограниченной транспортной доступности отдельных территорий

Молоко и молочные продукты

Плодоовощная продукция

Мясопродукты

Медицинские товары и услуги

4

Недостаточная обеспеченность российским сырьем и комплектующими

Легковые автомобили

Алкогольные напитки (пиво)

Одежда и обувь

5

Неоптимальность схем тарифного регулирования в отдельных регионах

Услуги городского пассажирского

транспорта

Жилищно-коммунальные услуги

6

Дефицит квалифицированных кадров

Медицинские услуги

Услуги образования

Одежда и белье

Легковые автомобили

7

Высокий износ производственного оборудования, отсутствие или неконкурентоспособность российского оборудования

Хлеб и хлебобулочные изделия

Услуги пассажирского транспорта (пассажирские авиаперевозки)

Медицинские товары

Услуги связи


Для минимизации воздействия данных факторов на рост цен на товары и услуги самим Центральным банком предлагаются следующие методы:

Несовершенную конкуренцию и барьеры входа на рынки можно устранить методом реализации стандарта развития конкуренции, антимонопольное регулирование, развитие биржевой торговли, содействие развитию торговой сети (выставки-ярмарки, интернет-торговля), информационная открытость. Совершенствование нормативно-правового регулирования, гос. программы поддержки малого и среднего предпринимательства и его кредитование.

Недостаточная логистическая развитость может быть нивелирована строительством сетей хранилищ и оптово-распределительных центров. Это должно быть глобальным проектом, сумму для которого можно получить, к примеру, из ФНБ, в случае, если законодатели смягчат бюджетное правило, снизив планку для расходования Фонда. Хранилища позволят сгладит объемы поставок в урожайные и неурожайные годы, тем самым, уменьшив рост цен на отдельные продовольственные товары (для примера – на 4 апреля 2019 года белокочанная капуста подорожала на 68% из-за неудовлетворительных условий хранения и меньшего, чем в 2018 году объема засева). Строительство указанных сооружений также может дать толчок развитию фермерского хозяйства и смежной инфраструктуры, такой, например, как упаковка, сортировка, сушка и т.п. Вдобавок к перечисленному, данная мера позволит в меньшей степени вмешиваться в рыночный механизм путем регулирования цен.

Недообеспеченность сырьем и комплектующими может быть решена путем введения государственной программы поддержки производства и экспорта в несырьевых секторах экономики (машиностроение, в т.ч. оборонные предприятия, химическая промышленность). Одними из мер такой поддержки могут быть гос. субсидии на оплату процентов по кредитам, содействие инновациям, налоговое поощрение инвестиций, государственные гарантии, государственно-частное партнерство. Содействие в продвижении продукции несырьевых отраслей (в т.ч. МСП) на внешние рынки, а также в получении необходимой для этого документации

Одной из причин неоптимальности схем тарифного регулирования Банк России называет низкую платежную дисциплину потребителей. Также вероятными причинами могут являться изношенность основных фондов и низкая степень прозрачности ценообразования поставщиков услуг. Соответственно, решать данную проблему нужно, исходя из ещё причины. Низкую платежную дисциплину можно исправить значительными штрафами, либо активными мероприятиями по повышению финансовой грамотности населения, в том числе и в плане оплаты счетов. Нужно, чтобы люди поняли всю важность своевременной уплаты и обрели гражданскую сознательность. Тогда управляющие компании, своевременно и в полном объеме получающие платежи, смогут оказывать более качественные услуги и реже повышать на них цены. Изношенность основных фондов, в свою очередь, может зависеть как от УК, так и быть следствием неуплаты потребителями коммунальных платежей. В первом случае потребуется информирование граждан о защите своих прав и способах, которыми они могут их защитить. Низкая степень прозрачности ценообразования также зависит от управляющей компании, соответственно, в этом случае решение такое же как и в предыдущем – проведение мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности граждан, чтобы те могли знать, за что платят каждый месяц.


Для дефицита квалифицированных кадров может иметься множество причин – от отсутствия организаций, готовящих специалистов с требуемым уровнем квалификации до низкого уровня заработной платы, связанного с тем, что регион является депрессивным и специалисты уезжают в другие. Методы влияния на данный фактор могут быть следующие: глобальная реформа образования, создание, как в Советском Союзе цепочек «образование-производство», когда выпускники ВУЗов уже имеют место работы, популяризация профессий, дефицит которых в данный момент наблюдается в конкретном регионе, либо во всей стране, повышение доступности образования (которое напрямую связано с реформированием системы образования). Возможно также привлечение иностранных специалистов, но это можно рассматривать исключительно как временную меру – своих специалистов готовить выгоднее в средне- и долгосрочной перспективах. Также в качестве методов можно выделить развитие поддержки фундаментальных исследований и НИКОР и развитие социальной инфраструктуры.

Неконкурентоспособность либо высокий износ российского оборудования похожа на упомянутую ранее недостаточную обеспеченность сырьем и комплектующими. Помимо упомянутых методов минимизации воздействия фактора на инфляцию можно также выделить налоговое стимулирование, упрощение бюрократических процедур, снижение административных барьеров, развитие так называемых «наукоградов» (таких, к примеру, как «Сколково»), развитие венчурного инвестирования.

Также к вышеуказанным факторам при определенных обстоятельствах может добавиться снижение цен на нефть, в результате чего инфляция способна снова резко вырасти, как это произошло в свое время в 2014 году.

Более чем значительным фактором риска является существенное ограничение доступа к ресурсам для отечественного банковского сектора и, как следствие, сокращение возможностей для внешнего финансирования, либо рефинансирования ранее привлеченных средств.

Следствием данного фактора является использование отечественными банками более консервативных подходов при кредитовании из-за необходимости выполнения нормативов достаточности капитала. Это ведет к сокращению получаемой прибыли, уменьшает темпы роста прибыли, а также уменьшает темпы роста экономики и прибыль самих банков.

Для решения данной проблемы от Банка России может потребоваться улучшение условий доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, которые снизили бы транзакционные издержки и сократили бы риски. В целом, это можно назвать совершенствованием инфраструктуры банковской системы.


Для того, чтобы выйти из политики, направленной исключительно на контроль инфляции необходимо будет способствовать повышению ликвидности и размера отечественного финансового рынка, усовершенствовать управление ликвидностью, абсорбируя большее количество средств в случае появления подходящих условий.

Все вышеназванные факторы не являются монетарными, но во многом оказывают влияние как на инфляцию, так и на денежно-кредитную политику, проводимую Банком России. Минус в том, что ввиду масштаба структурных проблем экономики и реальных возможностей Центрального банка влиять на ситуацию и слабого трансмиссионного механизма исправить их даже в ближайшие 10-15 лет представляется крайне маловероятым.

Не относится к монетарной политике, но значительно на нее влияет постоянное изменение налогового законодательства, вследствие чего Центральному банку приходится изменять действующие методы проведения ДКП, корректируя её под новые условия. Как-либо повлиять на данный фактор с ракурса денежно-кредитной политики, к сожалению, не представляется возможным, потому как внешние и внутренние условия постоянно изменяются и от государства требуется своевременно реагировать на эти изменения.

Помимо прочих, присутствует также проблема олигополизации банковской отрасли – в ней имеется несколько очень крупных банков, которые, во многом благодаря своему размеру, получают значительную прибыль, в то время как средние и мелкие банки топчутся на месте из-за высоких нормативов достаточности капитала, получая прибыль, не позволяющую стабильно развиваться.

На рынке доминируют крупные государственные банки, рыночная доля которых позволяет им (в особенности Сбербанку) существенно влиять на стоимость денег в экономике, самостоятельно формировать кривую доходности, исходя из собственной ликвидности. Существование большого количества некрупных и финансово слабых институтов создает риски вывода капитала, отмывания денежных средств и неэффективных инвестиций, что подрывает эффективность монетарной политики. Меры по регулированию, закрытию и финансовому оздоровлению этих организаций имеют высокую стоимость и могут оказывать воздействие прямо противоположное декларируемой монетарной политики.

На 01.01.2018 85% средств всех клиентов банков были размещены в 30 крупнейших кредитных организациях, 98,5% -- в 200 крупнейших. Это говорит о том, что банковской системе требуется реформа.

И такая реформа уже была введена, Банком России было введено пропорциональное регулирование банковского сектора, Федеральный закон от 01.05.2017 No 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 1 июня 2017 года. Целью данной реформы было создание регулятивного баланса для банков с разными характерами и объемами операций. В результате реформы лицензии банков были разделены на базовые и универсальные (также может быть присвоен статус системообразующего банка, в таком случае условия ужесточаются ещё сильнее).