Файл: Традиционные организационные структуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Линейные организационные структуры управления предприятием позволяют быстро принимать решения, своевременно реагировать на изменения внешней среды, обеспечивать неформальные подходы к мотивации и контроля деятельности работников.

Линейные структуры подразделяют на плоские и многоуровневые [17, c. 105].

Линейно-штабная структура отличается от линейной наличием в структуре «штаба» — органа, анализирующего возникающие ситуации, ставящего задачу, вырабатывающего решения, например, отдел экономического анализа, коллегия при директоре или функциональный отдел (отдел кадров).

Следующим типом является функциональная организационная структура (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Функциональная структура управления [15, c. 82]

Функциональная организационная структура управления предусматривает функциональное разделение труда и функциональную специализацию подразделений. Наиболее важные для деятельности предприятия функции (производство, маркетинг, финансы и т.д.) находят организационное обособление в соответствующих подразделениях. При этом каждый такой подразделение может получать распоряжения одновременно от нескольких руководителей функциональных подразделений. Например, конструкторское бюро выполняет распоряжения непосредственного руководителя - начальника подразделения научно-исследовательских и конструкторских работ, руководителя отдела маркетинга (требования относительно внешнего вида и характеристик разрабатываемой продукции), руководителя планово-экономического отдела (распоряжение по лимитам расходования ресурсов).

При линейно-функциональной структуре линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные — консультировать, помогать в решении конкретных вопросов, но не отдавать распоряжения другим подразделениям предприятия (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - Линейно-функциональная структура [15, c. 84]

Линейно-функциональная организационная структура управления является наиболее распространенной на предприятиях, которые, вырастая, переходят от категории малых в категорию средних. Она базируется на распределении полномочий и ответственности по функциям управления, а также на принятии решений по вертикали. Управление на предприятии организуется по линейной схеме, функциональные же подразделения аппарата управления только помогают линейным руководителям решать поставленные задачи. Линейные руководители не являются подчиненными руководителям функциональных подразделений аппарата управления. Применение такой организационной структуры управления наиболее целесообразно в условиях массового производства с постоянным ассортиментом незначительных эволюционных изменений технологии производства продукции.


Для устранения имеющихся или способных возникнуть недостатков линейно-функциональные организационные структуры разделяют по территориальному или продуктовому способу — это дивизиональная структура (см. рис. 4).

Рисунок 4 - Дивизиональная система управления [15, c. 87]

Дивизиональные организационные структуры управления создаются на предприятиях (корпорациях), резко увеличивают масштабы своей деятельности и пытаются диверсифицировать производство с целью снижения негативного воздействия внешней среды. Дивизиональная структура управления основана на централизации стратегического планирования в верхних уровнях управления.

Такие структуры предусматривают выделение организационно сложившихся уровней управления:

а) главная штаб-квартира;

б) главные отделы;

в) филиалы [20, c. 34].

Деятельность отделов (отделений) характеризуется достаточной хозяйственной самостоятельностью и может рассматриваться с позиции «центров прибыли», «центров реализации», «центров инвестиций». Создание филиалов сопровождается значительным децентрализацией полномочий по принятию решений, передачей им функций производственного планирования, закупок, транспортировки. В то же время ключевые функции, такие как финансы, контроль, маркетинг, кадровая политика, общественные отношения и т.д. остаются в компетенции штаб-квартиры корпорации (. Основанием для создания самостоятельных подразделений, как правило, является производство различных продуктов, работа с различными специализированными группами потребителей продукции или деятельности на относительно изолированных территориях [19, c. 60].

Матричные структуры управления характеризуют взаимоотношения между уровнями иерархической структуры и могут быть описаны в виде древовидной иерархической структуры связей, двумерной матрицы со слабыми и сильными связями и многомерной матрицы (см. рис. 5).

Рисунок 5 - Матричная структура управления [15, c. 92]

Матричная организационная структура управления предусматривает создание совместно с линейным руководством и функциональным аппаратом управления еще и временных проектных групп. Такие группы формируются из специалистов постоянных функциональных подразделений предприятия для работы над конкретными проектами. После окончания работы над проектом группа прекращает свою деятельность, а специалисты возвращаются к исполнению своих обязанностей в рамках соответствующих функциональных подразделений.


Матричные структуры – наиболее сложные. Это наложение проектной структуры на линейно-функциональную.

Развитая классификация традиционных организационных структур управления предприятием помогает руководителям рационально формировать эффективную организационную структуру в соответствии со стратегическими целями предприятия, что будет способствовать его развитию [7, c. 110].

Таким образом, постоянное совершенствование управленческих структур ведет к их многообразию, а, значит, и к возможности более эффективного выбора подходящей для каждого конкретного предприятия структуры. В этой связи для российских предприятий чрезвычайно важен опыт западных компаний в данной области, так как без эффективной структуры управления не может быть эффективной работы предприятия.

Глава 2. Анализ организационной структуры ООО «Внешлизинг»

2.1. Экономико-организационная характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Внешлизинг» (сокращенно ООО «Внешлизинг») основано и зарегистрировано 5 августа 2002 г.

Предприятие осуществляет деятельность в соответствии с российским законодательством [1; 2].

Сегодня ООО «Внешлизинг» - универсальная лизинговая компания, занимающая прочные конкурентные позиции в большинстве сегментов рынка лизинговых услуг Москвы.

Юридический адрес организации: 107005, город Москва, Бакунинская улица, 10/12-5.

Генеральный директор ООО «Внешлизинг» - Большаков Михаил Васильевич.

Учредители: АО «Райффайзенбанк».

Основным видом деятельности компании являются услуги по лизингу автотранспорта, специализированной строительно-дорожной техники, производственного оборудования.

Основными клиентами ООО «Внешлизинг» являются строительные, транспортные, лесозаготовительные, сервисные компании, частные предприниматели. Сегодня клиенты компании - успешные предприятия Центрального федерального округа, а также за его пределами, являющиеся лидерами в своих отраслях.

Представить финансовую характеристику деятельности ООО «Внешлизинг» можно, изучив данные отчета о финансовых результатах (см. Приложение 1).


С помощью таблицы 1 проведем анализ финансовых результатов деятельности ООО «Внешлизинг».

Таблица 1

Анализ финансовых результатов ООО «Внешлизинг»

Показатели

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Изменение в 2019 по сравнению с 2017 г.

руб.

руб.

руб.

абсолютное, руб.

относительное,%

Выручка от реализации

288 201 963

351 342 477

385 130 740

96 928 777

33,63

Себестоимость

218 682 698

266 077 174

287 423 892

68 741 194

31,43

Валовая прибыль

69 519 265

85 265 303

97 706 848

28 187 583

40,55

Коммерческие расходы

49 696 179

63 372 043

81 371 475

31 675 296

63,74

Прибыль от продаж

19 823 086

21 893 260

16 335 373

-3 487 713

-17,59

Доходы от участия в других организациях

19 848 899

0

0

-19 848 899

-100,00

Проценты к получению

845 277

923 902

479 304

-365 973

-43,30

Проценты к уплате

11 958 615

10 058 650

11 102 943

-855 672

-7,16

Прочие доходы

20 730 647

4 159 553

6 606 939

-14 123 708

-68,13

Прочие расходы

20 559 073

4 481 161

4 063 272

-16 495 801

-80,24

Прибыль до налогообложения

28 730 221

12 436 904

8 255 401

-20 474 820

-71,27

Текущий налог на прибыль

576 404

1 084 891

642 662

66 258

11,50

Чистая прибыль

26 866 870

9 875 975

6 908 748

-19 958 122

-74,29


Согласно представленным в таблице 1 данным выручка от реализации товаров ООО «Внешлизинг» за анализируемый период продемонстрировала положительную динамику. За 2017-2019 гг. данный показатель увеличился на 33,63%. Прирост за 2019 г. составил 33 788 263 руб.

Себестоимость тоже увеличилась. За 2017-2019 гг. данный показатель вырос на 31,43%. Прирост за 2017 г. составил 21 346 718 руб.

Однако несмотря на увеличение объемов выручки динамика чистой прибыли за анализируемый период является отрицательной, что связано с инвестированием больших средств в приобретение новой техники.

Таким образом, ООО «Внешлизинг» является прибыльным предприятием, которое активно развивается и вкладывает денежные средства в расширение коммерческой деятельности.

2.2. Оценка эффективности организационной структуры ООО «Внешлизинг»

Эффективной и оптимальной считается та организационная структура, которая полностью соответствует текущей стратегии хозяйствующего субъекта. Следовательно, необходимо провести анализ текущей организационной структуры ООО «Внешлизинг» с точки зрения её соответствия стратегии. Компания начала своё функционирование на рынке предоставления лизинговых услуг почти двадцать лет назад.

Реализация стратегии до 2020 г. происходила по следующим направлениям:

1. Закрепление за собой места на московском рынке оказания лизинговых услуг.

2. Проведение различных маркетинговых мероприятий по привлечению клиентов: реклама, участие в профессиональных выставках, разработка системы скидок для постоянных клиентов и др.

3. Выстраивание логистической цепи предоставления лизинговых услуг.

4. Расширение спектра оказываемых услуг компании.

Таким образом, данную стратегию можно отнести к стратегии концентрированного роста, а именно стратегии развития продукта.

Далее рассмотрим текущую организационную структуру ООО «Внешлизинг», представленную на рисунке 6.

Текущая организационная структура лизинговой компании носит название линейно-функциональной. К функциям генерального директора относятся следующие виды деятельности: общее управление деятельностью компании, ведение кредитного комитета, прямое руководство над отделом продаж и отделом заключения сделок.

Рисунок 6 - Текущая организационная структура ООО «Внешлизинг»

Отдел заключения сделок имеет обязательства в виде: получения, подписания, согласования документов и создания досье клиента.

Отдел сопровождения: контроль оплаты договора лизинга, формирование документооборота по платежам, контроль поступления платежей, работа с дебиторской задолженностью.