Файл: Основные этапы развития делопроизводства в ссср.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Частное профессиональное образовательное учреждение

«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Индивидуальный проект


Тема:

Основные этапы развития делопроизводства в СССР
















тема работы





Выполнила студентка

Ютинцева Наталья Николаевна




фамилия имя отчество




2009-1210-112




идентификационный номер



Рецензия































актуальность, цели, достоинства и недостатки исследовательской работы, оценка в баллах















Проверил













«____» ____________ 20 ___ г.


Пермь 2021




СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА 4

В СССР В XX ВЕКЕ 4

2. РАЗВИТИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В 1920-1930 ГОДЫ 6

3. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СССР В 1940-1950 ГОДЫ 9

4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В СССР В 1960-1990 ГОДЫ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТРЫ 19



ВВЕДЕНИЕ



Делопроизводство всегда занимало важное место в работе государственного аппарата. От уровня разработанности методологического и методического сопровождения делопроизводства зависит эффективность работы не только государственных учреждений, но и отдельных учреждений и организаций.

Делопроизводство в России исторически складывалось длительно и постепенно, накапливая опыт работы с документами и переживая в отдельные моменты заметное ускорение этого процесса,как правило, связанное с существенными, даже коренными, преобразованиями социально-политической системы управления. Существовали и периоды, когда развитию делопроизводства, его методологическому и методическому сопровождению не уделялось достаточного внимания. Однако к началу ХХ в. оно существовало как самостоятельное комплексное направление в управлении, включающее в себя документирование и организацию работы над документами. Революция 1917 г. трансформировала существующую форму государственного управления, кардинальным образом изменила систему государственного аппарата и подходы к управлению документацией.

Разработка новых научных принципов управления и налаживание деятельности советской администрации по новым требованиям предполагало организацию нового порядка ее документирования.

В данной работе рассмотрим особенности развития и совершенствования делопроизводства в СССР, этапы процесса.

Тема работы представляется нам актуальной в связи с тем, что история делопроизводства и вопросы модернизации системы управления документами имеют важное значение при решении проблем в документационном обеспечении управления в наши дни.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

В СССР В XX ВЕКЕ



Делопроизводство представляет собой деятельность, обеспечивающую создание официальных документов и организацию работы с ними; деятельность аппарата управления, охватывающая вопросы документирования, и организации работы с документами.

Делопроизводство включает в себя два составляющих элемента – документирование и документооборот. Документирование – это фиксация информации на материальных носителях в установленном порядке. Документооборот – это движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения, помещения в дело и (или) отправки. И хранение документов (архивное дело).

Различают общее, специальное, секретное и не секретное делопроизводство [5]

.

Общее делопроизводство – это документирование общей управленческой деятельности, присущей любому органу государственного управления, и организация работы с документами, создаваемыми в процессе осуществления этой деятельности. Оно обслуживает реализацию обеспечивающих функций (финансовую, хозяйственную деятельность, кадровую работу и т.п.) аппарата управления.

Специальное - реализация основных функций органа управления, т.е. его специальная (внешняя) деятельность, обслуживается специальным делопроизводством. Так, составление и оформление уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных, административно-процессуальных документов, отражающих деятельность органов внутренних дел по непосредственной охране общественного порядка и борьбе с преступностью, и организация работы с такими документами являются специальным видом делопроизводства.

Секретное – документирование сведений, составляющих государственную и служебную тайны, и организация работы с документами, содержащими такие сведения, осуществляются в органах внутренних дел по специальным правилам, имеющим своим назначением предотвращение случайной утраты соответствующих документов и утечки содержащихся в этих документах сведений. Делопроизводство, осуществляемое по этим специальным правилам, называется секретным делопроизводством. Следует иметь в виду, что по правилам секретного делопроизводства в органах внутренних дел может осуществляться как общее, так и специальное делопроизводство [8].

Современные российские технологии ДОУ развивались постепенно, уходя корнями в традиции предшествующих периодов. В развитии делопроизводства СССР в XX в. было три основных периода: перестройка всей системы организации делопроизводства в 1920–1930-х гг., период почти полного отсутствия разработок в этой области в 1940–1950-х гг. и развитие обширной законодательной базы, норм и правил делопроизводства в 1960–1990-х гг. (рис. 1).



Рис. 1. Основные периоды развития делопроизводства СССР в XX в.

2. РАЗВИТИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В 1920-1930 ГОДЫ



Смена государственной системы в 1917 г. сопровождалась перестройкой концепции управления страной в целом, аппарата государственных учреждений, а, следовательно, и смены системы делопроизводства. В первую очередь – ускорения процессов обработки документов и прохождения дел по инстанциям.


Для управления государством был создан Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК), управлявший 13 отраслевыми народными комиссариатами (наркоматами) [5].

После октябрьского переворота 1917 г., так как старые работники министерств были уволены, для работы в учреждениях были привлечены профессиональные революционеры, рабочие, солдаты и прочие не имеющие специального образования кадры. Уровень ДОУ понизился, а любая власть объективно нуждается в укреплении и упорядочении своего положения. Она не может стабильно существовать в условиях беспорядочного управления с неподготовленными сотрудниками аппарата управления. Необходимо было упорядочить процессы документирования.

Для этого стали использовать опыт работы предшественников, ведь рядом с новыми руководителями на своих рабочих местах оставались и многие царские чиновники. Так, при создании проекта Положения о письмоводстве и делопроизводстве за основу был принят аналогичный по наименованию и содержанию документ военного ведомства 1911 г. Изменения в проекте были незначительными: исключение устаревших канцелярских шаблонов при составлении текстов документов, рекомендации по уменьшению форматов бумаги в целях ее экономии и т.п. Однако эта работа не была доведена до конца.

К тому же на уровне делопроизводства негативно отражались последствия Гражданской войны, необходимость экономить бумагу и средства письма. Для создания документов стала использоваться низкосортная желтая бумага, иногда оберточная или папиросная, чернила разбавлялись. Все это сказалось через несколько десятков лет, когда архивные документы начали стремительно портиться, бумага рассыпалась, выцветала, чернила теряли яркость вплоть до полной потери текста.

Для обеспечения законодательной базы новой системы делопроизводства был издан Декрет СНК РСФСР от 30.10.1917 «О порядке утверждения и опубликования законов». Для улучшения качества оформления документов был принят Декрет СНК РСФСР от 02.03.1918 «О форме бланков государственных учреждений». В нем перечислялись обязательные реквизиты бланков документов, много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства. Затем было издано постановление Совета рабочей и крестьянской обороны от 08.12.1918 «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты». Были доработаны и начали применяться Положения о письмоводстве и делопроизводстве. Также были разработаны и другие нормативно-методические документы в сфере ДОУ
[1].

В 1920-е гг. стали проводиться исследования в области научной организации труда (ПОТ), совершенствования документирования исполнения, планирования и учета, улучшения делопроизводства в аппарате управления. Интересные и перспективные разработки проблем делопроизводства велись также в Государственном институте техники управления (основан в 1926 г.). Изучение вопросов проходило по следующим основным направлениям: документооборот учреждений и методы его оптимизации; способы регистрации документов, выработка рациональных методов учета документации; контроль исполнения документов; хранение документов.

Предлагаемая новая система делопроизводства основывалась на следующих общих принципах, во многом актуально звучащих и сегодня:

– организация делопроизводства должна быть единой для всего учреждения;

– регистрация документов должна быть однократной и производиться в самой упрощенной форме;

– отказ, где возможно, от регистрации вообще;

– число инстанций, через которые проходит каждый документ, сокращается до минимума;

– справочная работа обеспечивается с наименьшей затратой времени;

– контроль исполнения документов должен быть проверкой по существу, не носить формальный характер;наблюдение, руководство и ответственность за постановку делопроизводства возлагается на определенное лицо [7].

В 1928 г. Государственным институтом техники управления совместно с Центрархивом РСФСР были подготовлены и изданы Правила постановки архивной части делопроизводства в государственных, профессиональных и кооперативных учреждениях и предприятиях РСФСР, в которых давались рекомендации по составлению перечней документов и дел, циркулирующих в учреждениях, и правила их уничтожения (для документов с истекшими сроками хранения).

К концу 1920-х гг. остро встала проблема унификации и стандартизации документооборота. Были разработаны стандарты составления различных видов документов, форматы бланков. Стандартизировались материалы, применяемые в делопроизводстве (бумага, чернила, ленты для пишущих машинок и т.п.). В делопроизводстве появляются системы специальной документации – статистическая, плановая, бухгалтерская, кадровая. Издаются отраслевые, нормативные и методические материалы: инструкции по ведению делопроизводства, указания, правила и т.д. Проводятся исследования по стандартизации и унификации специальных систем документирования.